анастасия
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5–9 класса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Рабочая программа по предмету русский родной язык составлена на основе:
1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования. /Министерства образования и науки РФ. - М: Просвещение,2011.-(Стандарты второго поколения.)Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897.
Публикация «Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5–9 класса» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
3) Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для общеобразовательных организаций 5-9 классы (одобрена ФУМО от 31.01.2018, протокол №1/18.)
4) Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы п. Лощинный».
5) учебный план МОУ «»ООШ п. Лощинный» на 2020-2021 учебный год.
Данная программа ориентирована на учебно-методический комплект:
1. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 5 класс
2. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 6 класс
3. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 7 класс
4. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 8 класс
5. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 9 класс
Программа составлена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 17 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
В результате изучения родного языка выпускник научится :
- иметь основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия ( литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические, средства языка и уметь ими пользоваться; коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
- правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
- понимать назначение стилей речи;
- правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий, ситуацией и сферой общения;
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
- составлять официальные документы;
- оформлять рефераты;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;
- владеть навыками публичного выступления, вести деловую беседу, участвовать в полемике.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс
№
п/п Тематический блок
Кол –во часов Проектная (исследовательская) деятельность Количество и форма контроля
Тесты Контрольные работа
1 Язык и культура 5 1
2 Культура речи 6
3 Речь. Речевая деятельность. Текст 6 1
ИТОГО 17 1 - 1
6 КЛАСС
№
п/п Тематический блок
Кол –во часов Проектная (исследовательская) деятельность Количество и форма контроля
Тесты Контрольные работа
1 Язык и культура 5 1
2 Культура речи 6
3 Речь. Речевая деятельность. Текст 6 1
ИТОГО 17 1 - 1
7 КЛАСС
№
п/п Тематический блок
Кол –во часов Проектная (исследовательская) деятельность Количество и форма контроля
Тесты Контрольные работа
1 Язык и культура 5 1
2 Культура речи 6
3 Речь. Речевая деятельность. Текст 6 1
ИТОГО 17 1 - 1
8 КЛАСС
№
п/п Тематический блок
Кол –во часов Проектная (исследовательская) деятельность Количество и форма контроля
Тесты Контрольные работа
1 Язык и культура 5 1
2 Культура речи 6
3 Речь. Речевая деятельность. Текст 6 1
ИТОГО 17 1 - 1
9 КЛАСС
№
п/п Тематический блок
Кол –во часов Проектная (исследовательская) деятельность Количество и форма контроля
Тесты Контрольные работа
1 Язык и культура 5 1
2 Культура речи 6
3 Речь. Речевая деятельность. Текст 6 1
ИТОГО 17 1 - 1
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№
урока Наименование разделов,
темы уроков Кол-во
часов Дата проведения Коррек-
тировка
план факт
1 Наш родной русский язык. 1
2 Из истории русской письменности.
1
3 Язык – зеркало мира и национальной культуры 1
4 История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды 1
5 История в слове: наименования предметов традиционного русского быта 1
6 Образность русской речи : метафора, олицетворение 1
7 Живое слово русского фольклора 1
8 Меткое слово русской речи : крылатые слова, пословицы и поговорки 1
9 О чем могут рассказать имена людей и названия городов 1
10 Современный русский литературный язык 1
11 Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
1
12 Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. 1
13 Стилистическая окраска слова. 1
14 Речь правильная. Основные грамматические нормы. 1
15 Речевой этикет: нормы и традиции.
1
16 Язык и речь 1
17 Средства выразительности устной речи. 1
6 КЛАСС
№
урока Наименование разделов,
темы уроков Кол-во
часов Дата проведения Коррек-
тировка
план факт
1 Краткая история русского родного языка 1
2 Диалекты
1
3 Лексические заимствования 1
4 Неологизмы 1
5 Русская фразеология 1
6 Основные орфоэпические и лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, омонимы, антонимы 2
7 Контрольная работа №1 по теме «Орфоэпия и лексика» 1
8 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 2
9 Речевой этикет 1
10 Текст. Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. 1
11 Тематическое единство текста. Тексты описательного характера 1
12 Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина 1
13 Учебно-научный и публицистический стили языка 1
14 Защита проектов 1
15 Резервный урок 1
7 КЛАСС
№
урока Наименование разделов,
темы уроков Кол-во
часов Дата проведения Коррек-
тировка
план факт
1 Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. 1
2 Устаревшие слова как живые свидетели истории.
1
3 Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
1
4 Употребление устаревшей лексики в новом контексте 1
5 Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи 1
6 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. 2
7 Контрольный тест. Трудные случаи употребления паронимов 1
8 Типичные ошибки грамматические ошибки в речи 2
9 Традиции русской речевой манеры общения 1
10 Нормы русского речевого невербального этикета. 1
11 Традиции русской речевой манеры общения 1
12 Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы 1
13 Разговорная речь. Спор и дискуссия 1
14 Контрольное изложение 1
15 Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления 1
16 Язык художественной литературы. Притча 1
17 Резерв 1
8 КЛАСС
№
урока Наименование разделов,
темы уроков Кол-во
часов Дата проведения Коррек-
тировка
план факт
1 Старославянизмы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. 1
2 Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике
1
3 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 1
4 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 1
5 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 1
6 Сочинение-рассуждение 2
7 Речевой этикет. Вежливость, Благопожелание. Речевая агрессия. 1
8 Тест по разделу «Культура речи» 2
9 Язык и речь. Виды речевой деятельности 1
10 Текст как единица языка и речи 1
11 Слушание как компонент эффективного речевого общения. 1
12 Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. 1
13 Научный стиль речи. 1
14 Реферат. Виды рефератов. Правила оформления. Слово на защите реферата 1
15 Учебно-научная дискуссия 1
16 Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу 1
17 Резерв 1
9 КЛАСС
№
урока Наименование разделов,
темы уроков Кол-во
часов Дата проведения Коррек-
тировка
план факт
1 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. 1
2 Ключевые слова русской культуры и их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения как выражение речевой культуры.
1
3 Активные процессы в современном русском языке 1
4 Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи 1
5 Активные процессы в области произношения и ударения в современном русском литературном языке. 1
6 Лексическая сочетаемость слова и точность речи. 1
7 Речевая избыточность и точность речи 1
8 Нормы образование имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений 1
9 Нормы согласования и управления в русском языке. 1
10 Нормы построения сложных предложений. 1
11 Этика и этикет в электронной среде общения 1
12 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 1
13 Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. 1
14 Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение 1
15 Публицистический стиль. Проблемный очерк 1
16 Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. 1
17 Диагностическая работа 1