Получи документы

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности

Людмила Краснова
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ

посредством художественно-творческой деятельности.

Область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие возможностей воспитанников через восприятие разных жанров искусства, выработку эстетического отношения к окружающему, эстетического вкуса, художественных потребностей. Участие в видах деятельности, связанных с искусством, выработка потребности выражать свои чувства языком изобразительной деятельности, в том числе, когда затруднено вербальное изложение воспринятого. Формирование элементарных представлений о видах искусства, самостоятельной творческой деятельности детей

Публикация «Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности» размещена в разделах

Концептуальное обоснование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА разработана в соответствии с :

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384)

С учетом примерной Общеобразовательной Программы Дошкольного Образования «От рождения до школы» пор редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Cанитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

Образовательная программа ГБОУ АО «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №7» Определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.

Обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

Направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.

Возрастная группа Продолжительность занятия Кол-во занятий

в неделю

Дети от 3 до 4 лет

10- 15 минут 1

дети от 4 до 5 лет

15-20 минут 1

дети от 5 до 6 лет

20-25 минут

1

дети от 5 до 7 лет

25-30 минут

1

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями воспитанников.

Программа предназначена для работы с детьми 1 уровня дошкольного возраста с НОДА, разработана с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка;

Базовым содержанием образовательного процесса является: адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующей направленности, с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., М. Мозаика-синтез,

Характеристика особенностей развития детей двигательными нарушениями.

Воспитанники с детским церебральным параличом представляют собой особую категорию.

Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Это заболевание характеризуется нарушением структуры чувственного познания, вследствие несформированности всех анализаторных систем, что обуславливает патологию перцептивных действий, гностических процессов, всех видов праксиса, аномалии моторного и психического развития. Нарушение двигательных функций приводит к патологии всех видов восприятия. У детей с ДЦП затруднено или отсутствует свободное передвижение. Общая моторная недостаточность, парезы создают сложности в осуществлении целенаправленных предметно-практических действий, самообслуживания, элементарной трудовой деятельности. Двигательные нарушения в большинстве случаев включают и патологию артикуляторной моторики, звукопроизношения, затруднено жевание, глотание. Особенности нарушения речи и степень их выраженности зависит от локализации и тяжести поражения мозга.

Нарушения речи сочетаются с нарушениями слухового восприятия, у некоторых детей отмечается снижение физического слуха.

У детей с ДЦП имеет место замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное нарушением зрения, невозможность фиксации взора, нарушение зрительно-моторной координации, плавного переключения взора, что в сочетании с патологией мелкой моторики ведет к нарушению формирования графических навыков и письменной речи.

При этом дети с ДЦП могут иметь сохранный интеллект, обучаться по программам массового дошкольного учреждения, но необходимо учитывать их комплексные нарушения при отборе содержания и форм работы.

Цель

Развитие сенсомоторных умений детей на основе использования разнообразных материалов, традиционных и нетрадиционных техник при работе с ними.

Задачи

1. Знакомить детей с различными технологиями работы с тканью, бумагой, нитками, пластилином, бросовым материалом и т. д.

2. Способствовать развитию тонко-координированных движений кисти руки

3. Закреплять умение сохранять правильную позу при работе, не горбиться, не наклоняться низко над столом, сидеть свободно, не напрягаясь.

4. Создавать условия для творческой деятельности детей.

5. Развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

6. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

7. Закреплять навыки аккуратной работы.

Количество занятий в неделю – 1

Ожидаемый результат.

Первый год обучения

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с кисточкой и клеем, умение ориентироваться на листе бумаги.

• Научатся предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их.

• Закрепят знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

Формы работы :

• Знакомство с различными материалами и их свойствами, практические работы с ними;

• Освоение навыков работы с инструментами и правил безопасного их использования;

• Экскурсии, прогулки;

• Пальчиковые игры;

• Чтение и заучивание пословиц и поговорок, дидактические игры;

• Организация выставок работ в стенах интерната;

• Участие в конкурсах, выставках вне интерната.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:

• нарушения крупной и мелкой моторики

• оптико – пространственные нарушения

• пониженная работоспособность;

• общее недоразвитие речи;

• нарушение эмоционально-волевой сферы.

• неустойчивое внимание;

• фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;

Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника.

Занятия обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.

Коррекционно-развивающие методы и приемы

• проблемно-поисковый;

• метод сравнения;

• репродуктивный;

• чередование умственной и практической деятельности;

• поэтапность выполнения задания;

• осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;

• поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные силы и возможности.

обучение без принуждения:

• постановка наводящих вопросов;

• дополнительные инструкции в ходе деятельности;

• поощрения, создание ситуации успеха;

работа по образцу, трафарету, инструкционной карте;

• снижение темпа работы;

• подача нового материала небольшими дозами;

• систематичность повторения изученного;

• предупреждение возможных ошибок;

• адаптация содержания, в соответствии с возможностями ребенка.

Содержание программы

У детей этого возраста изобразительная деятельность начинает только формироваться, графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет в работе. В этом возрасте малыши способны под руководством взрослого вылепить небольшие простые предметы, доступны простейшие виды аппликации.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. Ее выполняют чаще из из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки.

При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные игрушки и скручивают полоски в виде различных фигурок.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества и воображения детей с особыми образовательными потребностями. Процесс изготовления из него поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, способствует познанию окружающего мира, совершенствует зрительное восприятие, развивает терпение и приучает к последовательной деятельности. Дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, семян, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для выполнения аппликаций детям предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и крышки и др.

Первый год обучения

Перспективный план (вторая младшая группа)

Время проведения Тема занятия Цели, задачи Методы, приемы Материалы Деятельность детей

Октябрь

1 неделя «Белые облака» Учить работать с кисточкой и клеем. Развивать мелкую моторику, внимание. Воспитывать усидчивость Рассматривание

иллюстраций, варианты образцов. Пальчиковая игра.

Показ и объяснение воспитателя. Вата, клей, кисточка, изображение туч для каждого ребенка Нанести клей на тучи, наложить небольшие кусочки ваты, превратив тучки в белые облака.

2 неделя «Дождик, дождик, кап – кап – кап». Познакомить детей с рисованием с помощью ватных палочек. Научить ставить маленькие точки кончиком палочки. Сюрпризный момент. Пальчиковая игра. Показ и объяснение воспитателя Гуашь голубого цвета, ватные палочки Слегка касаясь листа бумаги, изображают капельки дождя.

3 неделя «Яблоки созрели» Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью ватных палочек. Научить ставить маленькие точки кончиком палочки. Показ и объяснение воспитателя. Пальчиковая игра. Гуашь желтого и красного цвета, ватные палочки, листы с изображением дерева. Слегка касаясь листа бумаги, изображают созревшие на дереве яблоки.

4 неделя «Корова на лугу» Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью ватных палочек. Научить ставить маленькие точки кончиком палочки Чтение рассказа, пальчиковая игра. Показ и объяснение воспитателя Гуашь желтого и красного цвета, ватные палочки, листы с изображением коровы, пасущейся на лугу Нарисовать кончиком палочки пятна на Буренке.

Ноябрь

1 неделя

«Листопад» Научить ставить маленькие точки кончиком палочки равномерно распределяя их по всему листу. Учить детей различать цвета, правильно называть их.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов Игра «Собери листочки» Показ и объяснение воспитателя Гуашь желтого и красного бордового цвета, ватные палочки, листы с изображением деревьев Слегка касаясь листа бумаги, изображают листики разных цветов, равномерно распределяя их по рисунку.

2 неделя «Зеленое платье елочки» Учить работать спонжиками из поролона. Совершенствовать умение правильно держать спонж, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Развивать умение замечать изменения в природе

Рассказ о деревьях осенью. Показ и объяснение способов работы. Спонжи, гуашь зеленого цвета, листы с изображением веточек елки. Изобразить хвою на ветках легко касаясь листа.

3 неделя «Букет из листьев» Учить прикладывать ладошку там, где должен быть листочек. Рассказ о деревьях осенью. Показ и объяснение способов работы. Гуашь зеленого цвета, листы с изображением вазочки. Покрасить свою ладошку и приложить ее к картинке там, где должен быть листочек.

4 неделя «Поздняя осень. Дождь» Развивать умение ритмично наносить линии, мазки Рассказ о поздней осени. Показ и объяснение способов работы. Гуашь голубого цвета, листы с изображением поздней осени. Изобразить идущий из тучек дождик, равномерно распределяя капельки по всему листу.

Декабрь

1 неделя «Чудо - скатерка» Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, правильно держать кисточку. Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Разной формы мелкие макароны, гречневая крупа, горох, листы с изображением тарелок, стоящих на скатерти. Прикрепить с помощью клея на изображенные тарелки, разную еду (из макарон, крупы.

2неделя «Снег в лесу» Учить детей работать с природным материалом- ватой. Закреплять умение работать с клеем.

Рассматривание

иллюстраций. Показ и объяснение способов работы. Вата, клей кисточки, листы с изображением Отрывать мелкие кусочки ваты и наклеивать их на основу.

3 неделя «Новогодняя елочка» Учить детей работать с различным материалом. Закреплять умение работать с клеем. Рассматривание

иллюстраций. Показ и объяснение способов работы. Гуашь разного цвета, кисточки, бантики, листы с изображением елочки. Наклеить на изображение украшения.

4 неделя «Большая горка» Показать как можно изобразить снег с помощью манной крупы. Развивать творчество,

фантазию, мелкую моторику рук. Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Кисточки, клей, манная крупа, листы с изображением горки. Нанести клей на изображение горки, посыпать манной крупой.

Январь

1 неделя «Елочка для зайчат» Продолжать учить детей

работать с природным и

бросовым материалом.

Закрепить умение детей

украшать поделку

Развивать творчество,

фантазию, мелкую моторику рук. Рассматривание

елочных украшений. Рассказ воспитателя.

Рассматривание

иллюстраций. Показ и объяснение способов работы. Клей, кисточки, листы с изображением елочки, Пуговички, блестки, кружочки из разноцветной ткани. Наклеить на изображение украшения.

2 неделя «Рябинка для снегиря». Развивать мелкую моторику рук, воображение. Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Пластилин красного цвета, листы с изображением веточек рябины. Отщипнуть от куска пластилина маленькие кусочки и скатать шарики. Прижать шарики к кончикам веточек.

3 неделя «Снежинка»

Учить из полосок бумаги создавать поделку. Развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание

иллюстраций. Показ и объяснение способов работы. Полоски бумаги белого цвета, листы для основы цветные, клей, кисточки. Блестки. Наклеивать полоски крестообразно.

4 неделя

«Кормушка для птиц» Продолжать учить детей работать с природным и бросовым материалом. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца. Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Рассматривание иллюстраций. Семечки, горох, гречка, рис. Листы с изображением кормушки. Приклеить семена на дно кормушки.

Февраль

1 неделя «Снеговик» Учить детей предварительно выкладывать на листе готовые формы разной величины и наклеивать их составляя изображениие. Учить располагать изображение в центре листа. Развивать внимание, аккуратность в работе Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Ватные кружочки разной величин, клей, кисточки. Для основы литы цветной бумаги. Приклеивать кружочки в соответствии с величиной.

2 неделя «Ремонт машин» Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение Закреплять знание формы предметов и их цвета Рассказ. Показ и объяснение способов работы. Листы с изображением машин без колес, кружочки черного цвета, клей, кисточки Прикладывают «колеса «к машинам и приклеивают их.

3 неделя «Угощение для нового друга» Развивать воображение, учить по-разному украшать пирожные, используя разные материалы (крупы, макаронные изделия, развивать мелкую моторику. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Листы с изображением пирожных, различные материалы для украшения. Приклеить выбранные материалы на изображения.

4 неделя «Бусы» Учить наклеивать кружочки из ткани на нарисованную ниточку, развивать умение определять цвет, форму. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Листы с изображением ниточки, круги разного цвета из ткани. Наклеивают кружочки на ниточку.

Март

1 неделя «Мимоза для мамы» Продолжать учить ставить маленькие точки кончиком палочки равномерно распределяя их вдоль веточек. Учить детей различать цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Рассказ о мамином празднике. Показ и объяснение способов работы. Желтая гуашь, ватные палочки, лист с изображением веточек мимозы. Наносить маленькие точки вдоль веточек, изображая шарики мимозы.

2 неделя «Весеннее солнышко» Продолжать учить детей работать с природным и бросовым материалом. Развивать внимание, аккуратность в работе, умение составить композицию из готовых форм. Рассказ о весне. Показ образцов и объяснение способов работы Ватный диск желтого цвета, облачка белого цвета, ватные палочки, желтая гуашь. Наклеить в центр желтый круг, нарисовать палочками лучики. Приклеить облачка.

3 неделя «Семена для посадки» Продолжать учить детей работать с природным и бросовым материалом. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы Листы с изображением трех мисок, семена для сортировки: семечки, горох, рис. Клей, кисточки. Рассортировать семена и приклеить их в разные миски.

4 неделя «Весна в лесу» Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью ватных палочек. Научить ставить маленькие точки кончиком палочки.

Рассматривание вариантов образцов. Рассматривание

веточек с набухшими почками. Показ воспитателя.

Объяснение воспитателя Гуашь зеленого цвета, ватные палочки, листы с изображением дерева. Слегка касаясь листа бумаги, изображают листики, равномерно распределяя их по рисунку.

^ Апрель

1 неделя

«Березка». Познакомить детей со способом обрывной аппликации. Развивать чувство цвета, умение распределять листочки равномерно. Рассматривание вариантов образцов. Показ и объяснение воспитателя.

Листы зеленой бумаги, клей, кисточки, листы с изображением березки без листьев. Отрывать маленькие кусочки бумаги и приклеивать их к веточкам.

2 неделя «Теплый дождик» Вспомнить правила работы спонжиком и ватными палочками. Разучить новую пальчиковую игру. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Голубая гуашь, спонжики, ватные палочки. Спонжиком изображают тучки и лужи. Касаясь листа кончиком палочки, изображают дождик

3 неделя «Цветение вишни» Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы и величины, составляя изображение и наклеивать их.

Рассказ. Показ образцов и веточек цветущей вишни, объяснение способов работы. Листы с изображением веточек, готовые листочки и цветы, клей и кисточка. Наклеивать готовые цветочки на изображение веточки, равномерно распределяя их по рисунку.

4 неделя «Разноцветные зонтики» Вспомнить правила работы ватными палочками. Разучить новую пальчиковую игру. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Листы с изображением разноцветных зонтиков, ватные палочки, гуашь разных цветов. Касаясь листа кончиком палочки, изображают узоры на зонтиках

^ Май

1 неделя «Выросли цветочки» Продолжать учить составлять композицию.

Совершенствовать умение работать с клеем ПВА. Развивать творчество и фантазию. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Листы с изображением горшочков, стоящих на подоконнике, клей, кисточки, вырезанные листочки и цветы. Приклеить листочки и цветы на изображение.

2 неделя «Огород» Продолжать учить детей работать с природным и бросовым материалом. Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Листы с изображением огорода с приклеенными полосками коричневого пластилина (земля) разные семена. Прижимая семена к полоскам, приклеить семена к картинке, высаживая на одну полоску семена одного вида.

3 неделя «Цыплята на лугу» Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы и величины, составляя изображение и наклеивать их.

Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. По два ватных диска разной величины желтого цвета, коричневые и зеленые фломастеры. Приклеивать кружочки в соответствии с величиной, дорисовать ножки и травку.

4 неделя «Мостик для друга» Учить выполнять аппликацию, соблюдая правила наклеивания, равномерно распределяя полоски по изображению. Рассказ. Показ образцов и объяснение способов работы. Полоски бумаги одинаковой длины, клей, кисточка, листы с изображением мостика через ручеек. Наклеить полоски бумаги, располагая их параллельно.

Литература

1. Е. А. Ульева «Тетради для занятий с детьми» разного возраста, М. ВАКО.

2. «Нетрадиционные техники изодеятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.

3. «Уроки творчества» для детей 3 – 5 лет. Л. Куцакова., М. ЭКСМО, 2011.

4. Н. Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г

5. Куцакова Л. В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома». М. : Мозайка-Синтез, 207-2010

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Использование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детейИспользование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детей Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе «Весёлый паровозик»Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе «Весёлый паровозик» Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе: «Весёлый паровозик" Подготовила.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 18 октября 2024 в 09:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством художественно-творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Краснова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД