ольга гусева
Рабочая программа по ознакомлению с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по ознакомлению с родным краем
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно - тематическом принципе. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям. Этот вид планирования даёт педагогу возможность варьировать свою деятельность, позволяет интегрировать образовательные области и осуществлять комплексный подход к реализации программы.
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с родным краем» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе разработано в соответствии с Федеральным государственным стандартом по основным видам организованной образовательной деятельности:
• Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.
• Социально – коммуникативное развитие (труд, безопасность)
•Речевое развитие (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, чтение художественной литературы.)
• Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, музыка)
• Физическое развитие (физическая культура, здоровье).
В основу организаций образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально – образной форме:
Сентябрь
3 неделя - «Золотая осень»
4 неделя – «Урожай собирай»
Октябрь
1 неделя - «Настоящие мальчики и девочки»
2 неделя – «Кто работает в детском саду»
3 неделя – «Территория детского сада»
4 неделя – «Транспорт и средства связи»
Ноябрь
1 неделя - «Природа родного края»
2 неделя - «Мой любимый город»
3 неделя – «Путешествие в деревню»
4 неделя – «Птицы»
Декабрь
1 неделя - «Наступила зима»
2 неделя - «Дикие животные зимой»
3 неделя – «Какие бывают игрушки»
4 неделя – «Волшебный праздник»
Январь
2 неделя - «Дома разных народов»
3 неделя – «Откуда что пришло»
4 неделя - «Одежда русских людей»
Февраль
1 неделя - «Вода»
2 неделя – «Как жили люди раньше»
3 неделя – «Наша страна Россия»
4 неделя – «Слава защитникам Отечества»
Март
1 неделя - «Мамин день»
2 неделя – «Весна - красна»
3 неделя – «Воздух»
Апрель
1 неделя - «Весенние происшествия»
2 неделя – «Кто, где живёт»
3 неделя – «комнатные растения»
4 неделя – «Почва»
Май
1 неделя - «Все профессии важны»
2 неделя – «Моя семья»
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, В старшей группе продолжительность занятий составляет не более 25 минут, продолжительность учебной нагрузки в неделю – 5 часов 40минут. В середине времени, отведенного на непрерывную непосредственно образовательную деятельность мною проводятся физкультминутки. Общее количество занятий в неделю – 13.
Перспективное планирование составлено на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсона, И. А. Лыковой.
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста представлен следующими разделами:
• Ребенок и окружающий мир – 1 раз в неделю
• Конструирование (Комплексное) -1 раз в неделю
• ФЭМП -1 раз в неделю
• Художественная литература - 1 раз в неделю
• Развитие речи - 1 раз в неделю
• Обучение грамоте 1 раз в неделю
• Музыка - 2 раза в неделю
• Физическая культура — 2 раза в неделю
• Рисование - 1 раз в неделю
• Аппликация/ Лепка - 1 раз в неделю
• Художественный труд – 1 раз в неделю
В связи с введением ФГОС ДО приоритетной деятельностью в образовательном процессе стала проектная деятельность. Согласно лексическим темам комплексно-тематического планирования мною разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом. Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра и т. д.).
Вывод: Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по ознакомлению с родным краем.
Физическое развитие Имеет представления об удмуртских и русских народные игры.
Социально-коммуникативное развитие Знает свое имя, фамилию, возраст, имена членов своей семьи; свой детский сад, город, республику, страну.
Владеет основными правилами безопасного поведения на улицах (ПДД, в общественных местах, в лесу (способы взаимодействия с растениями и животными, дома.
Имеет представления о профессиях членов своей семьи, о трудовых обязанностях по возрасту в группе, на участке детского сада, дома.
Познавательное развитие Знает достопримечательности своего города,
Имеет представления о растительном и животном мире родного края
Речевое развитие Проявляет интерес к изучению родного языка.
Знает удмуртский народный фольклор, произведения удмуртских писателей и поэтов
Художественно-эстетическое развитие Имеет представления об удмуртских народных инструментах, песнях удмуртских композиторов, праздниках и развлечениях.
Выполняет элементы удмуртского орнамента.
Перспективный план работы по региональному компоненту в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 8»
Месяц Тема Содержание работы Работа с семьёй воспитанников
Сентябрь Осень в Удмуртии В НОД: познавательное развитие : тема: «Золотая осень» (ознакомление с природными явлениями в нашем краю осенью); чтение стихов об осени
Дидактические игры:
- Когда это бывает?
-В огород мы пойдём.
-Огородная-хороводная
Подвижные игры:
У медведя во бору, лохматый пёс, гуси-гуси, солнышко и дождик.
Сезонное наблюдение:
- за птицами (воронами, воробьями, птицами, которые улетают в теплые края;)
-за осенними цветами, деревьями и кустарниками. -Выставка «Дары осени».
-Выставка семейных рисунков: «Что нам осень принесла
Октябрь «Мой город-Можга» -Мой детский сад (рассматривание территории детского сада, знакомство с профессиями людей, которые в нём работают)
Экологический КВН «Друзья природы»
Рассматривание картин:
Осенняя природа в нашем крае;
Насекомые осенью;
-памятники родного города;
Сюжетно-ролевые игры «Автобус» : поездка в ижевский зоопарк;
«Детский сад» сюжет «На прогулке»
«семья»
-составление осенних букетов
Подвижные игры: птицы в гнездышках, дятел,
Конкурс загадок по теме звери и птицы нашего края.
Коллективная аппликация «Осенний пейзаж». Выставка поделок из природного материала
Выставка шапочек – грибочков, сделанных из подручного материала
Осенний праздник: «Осень в Простоквашино».
Составление лэп-бука «наш детский сад», мой город-Можга.
Ноябрь «Красота и богатство Удмуртской природы» НОД Познавательное развитие : «Природа родного края», «Путешествие в деревню»
Сюжетно-ролевые игры «Шофёры», сюжет «Путешествие по нашему городу»; «Автобус» - сюжет «Поездка в детский парк»
Рассматривание картин про природу родного края.
Познавательный рассказ «Кто зимует рядом с нами».
игры «угадай на вкус», «угадай по запаху», «угадай по голосу животное или птицу» и т. п.
ознакомление детей с сезонными праздниками - масленица (вой, коляда (портмаськон, 4 ноября.
беседы на тему «Как в старину праздновали праздники – масленица, новый год, колядки.»
Рисование на тему «Золотая Осень», «Весна пришла», «Лето - прекрасная пора», «Зимушка-зима». Фотогазета «Четвероногие друзья»;
Собрание - мастер-класс
«Изготовление лэп –буков»
-Рассматривание фотоальбомов о природе родного края.
Составление лэп-бука «Леса Удмуртии»
Декабрь Я живу в Удмуртии
- Особенности природы и животного мира.
-Знакомство с природой Удмуртии.
-Животный мир Удмуртии, просмотр видеофильма.
знакомство детей с гербом и флагом Удмуртии
беседа на тему «Столица Удмуртии – город Ижевск»,
рисование «Флаг Удмуртии»
беседа на тему «Президент Удмуртии».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья» - сюжет «Готовимся к встрече нового года»; «Магазин» - сюжет: «Выбираем подарки к празднику». Составление лэп-бука: национальные костюмы.
Январь «В мире искусства удмуртского народа
-Знакомство с творчеством писателей.
-Чтение отрывков Я ни разу не видел море.
Разучивание стихов Кап-кап-кап.
Разучивание песен на удмуртском языке,
Свободное слушанье удмуртских песен в повседневной деятельности
разучивание хороводных удмуртских игр – основные движения: ручеек, хождение по кругу держась за руки и друг за другом
знакомство с элементами удмуртского орнамента, месторасположение орнамента на различных предметах.
рисование на тему «удмуртский костюм»,
аппликация «Укрась варежку удмуртским узором», «Укрась фартук удмуртским орнаментом» -Выставка и чтение стихов и сказок писателей и поэтов.
-Выставка рисунков по
сказкам и рассказам.
Февраль Человек в мире людей. Игры «Для чего имя человеку?», «Назови себя ласково», «Назови ласково друга», «Угадай по голосу»,
Беседы на тему «Моя семья – какая она»
пальчиковые игры на удмуртском языке
рассматривание семейных альбомов,
изготовление совместно с родителями тематических выставок «Милая мамочка», «Папа - гордость моя».
экскурсии по зданию детского сада,
экскурсии по территории детского сада Лэп-бук «Праздник День Защитника Отечества в нашем городе»
Март «Бабушкин сундук» - Знакомство детей с женским и мужским национальным костюмом.
- «При солнышке тепло, а при матери – добро»
- изготовление блюда удмуртской кухни – шекера на праздник 8 Марта или 23 Февраля, угощение родителей Лэп-бук «Весна красна»
Апрель «Человек в мире вещей» Игры «построй дом» из различного строительного материала
«Удмуртский костюм», «Для чего нужна посуда»
рассматривание и сравнение костюмов южных и северных удмуртов.
знакомство с налобными повязками и манистами и изготовление их совместно с родителями.
включение удмуртских блюд в меню детского сада.
Рассматривание экспонатов музея д/с (посуда, убранство дома, костюм южной удмуртки и т. д.) Лэп-бук «Можга Сыр», «Завод Свет»
Май «Убранство дома» создание макета «Удмуртская изба» совместная работа
рисование на тему «Мой дом»,
Посещение музея детского сада,
беседы на тему «Старинная удмуртская изба», Лэп - бук : «День Победы в нашем городе»
Перспективный план по изучению родного города
Цель:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
• Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране
• Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
• Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Можга», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Совместная деятельность детей и педагогов;
• Экскурсия;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• Презентации
Формы взаимодействия с родителями:
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• Сотворчество детей и родителей.
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Познавательное занятие «Моя семья»
• Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
• Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
Речевое развитие • Беседа «Мой дом»
• Составление рассказов на тему: «Моя семья»
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
• Прослушивание аудиозаписей:
«Разноцветная семья», «Вся моя семья»
Физическое развитие • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
• Пальчиковая гимнастика «Семья»
Социально - коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
• Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Просмотр сказки «Три поросёнка»
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Экскурсия по детскому саду
Речевое развитие • Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Детский сад будущего»
• Прослушивание аудиозаписей: «Динь-динь детский сад», «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
Физическое развитие • Хороводная игра «Каравай»
• Подвижная игра «Дружба»
Социально - коммуникативное развитие • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?»
• Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»
• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Взаимодействие с родителями • Сотворчество детей с родителями:
книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
3.«Моя улица, мой район – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
• Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
• Рассматривание дидактической картины «Петрушка почтальон»
Речевое развитие • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
Художественно-эстетическое
развитие • Конструирование «Дома на нашей улице»
• Коллаж «Наши дома»
Физическое развитие • Малоподвижная игра «Колечко»
• П/И «Автобусы»
Социально – коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
• Д/И «Улица, на которой я живу»
• Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
• Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
Взаимодействие с родителями • Создание фотоальбома «Достопримечательности района «Верхушки»»
4.«Мой город Можга – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Презентация «Первая улица города»
• Познавательное занятие «путешествие по городу»
Речевое развитие • Заучивание стихотворения В. Герун «Можгинский пруд - родные берега»
• Рассматривание картины известного художника Можги В. П. Кашина «Вечер на берегу»
Художественно-эстетическое
развитие • Рисование: «Салют над городом»
• Посещение юбилейной выставки известного художника Можги В. П. Кашина «И это Родина моя!»
Физическое развитие • Хороводная игра «Карусель»
• П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
Социально - коммуникативное развитие
• Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
• Дидактическая игра «Заселим реку Валу»
• Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
Взаимодействие с родителями • Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Можга»
• Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
• Стенгазета «Памятники защитникам Отечества в нашем городе».
5. «Моя страна Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования Форма работы
Познавательное развитие • Рассказ воспитателя «Символы России»
• Презентация «Символы России»
• Рассматривание кукол в народных костюмах
• Презентация «Русский народный костюм»
• Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
Речевое развитие • Чтение о Москве
Художественно-эстетическое
развитие • Лепка: «Флаг России»
• Рисование: «Люблю березу русскую»
• Прослушивание: гимна РФ, народных песен
• Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
Физическое развитие • Русские народные игры : «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно»
Социально - коммуникативное развитие • Д/И «Народные промыслы»
• Режиссерская игра «Армия»
• Просмотр мультфильма «Мы живём в России»
• Чтение русских народных сказок : «Ночь на Ивана Купалу», «По щучьему веленью»
Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»
4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
5. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
6. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
Интернет-ресурс
1. https://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
2. https://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
3. https://archives.ru Портал «Архив»
4. https:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
5. https:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
6. https://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно нравственного воспитания детей и молодежи России
7. https://hyaenidae.narod.ru/
8. https://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем»
9. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников