Елена Короткова
Конспект НОД по организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе «В гости к сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Автор разработки: воспитатель Короткова Елена Сергеевна
Тема: организация поисково-исследовательской деятельности
в средней группе «В гости к сказочным героям»
Программные задачи.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия;
стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений, желание и готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе „В гости к сказочным героям“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов из разного материала; свойствах мыльного раствора; познавательные действия.
Развивающие задачи:
развивать у детей познавательные интересы, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи;
стимулировать интеллектуальную и коммуникативную активность.
Материал и оборудование:
-мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;
-изображения сказочных героев : Муха-Цокотуха, Айболит, Мойдодыр;
-волшебный зонтик;
- «ларец» с материалами для проведения опытно-исследовательской деятельности;
-магниты; поддон с песком, мелкими металлическими предметами и ключом;
-таз с водой и образцы различных материалов – бумаги, ткани, металла, дерева;
-сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля.
Ход НОД:
1. Введение в проблему.
Загадывание загадок о сказочных героях.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? На мольберте спрятаны герои из разных сказок. Чтобы открыть картинки, надо отгадать «хитрые загадки».
Воспитатель по ходу отгадывания загадок переворачивает картинки-отгадки.
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор …. (Айболит)
Я назойливая очень,
Но в стишке, так, между прочим,
Расскажу вам без прикрас:
Жизнь мою комарик спас. («Муха-Цокотуха»)
В этой расчудесной книжке
Есть проблемы у мальчишки.
У него на шее вакса,
У него под носом клякса,
Говорят о нём - невежда.
Кто вернёт его к порядку -
Отгадай, дружок, загадку!
Это бравый командир,
Знаменитый. (Мойдодыр)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
2. Проблемно-игровая ситуация, мотивирующая к деятельности
«Полет к сказочным героям на волшебном зонтике».
Воспитатель: Ребята, сказочные герои нуждаются в вашей помощи. Хотите помочь им? (Ответ детей). Для того, чтобы помочь им, надо отправиться в сказки. Как вы думаете, какие волшебные предметы нам могут помочь? (Высказывания детей).
Я предлагаю вам отправиться к сказочным героям на волшебном зонтике. Для полета в сказку подойдите к зонтику и возьмитесь за него.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы зонт взлетел? (Высказывания детей) Да, нужно сказать волшебные слова : «Детвора, детвора в сказку нам пора.»
Дети собираются около воспитателя под зонтом и приседают на корточки, имитируя приземление.
Воспитатель: Дети, где то здесь спрятан волшебный ларец мы должны его найти. Дети находят ларец, наполненный мелким бросовым материалом – магнитами, кусочками ткани, камнями, соломенными трубочками и др. Около ларца обнаруживают стрелку (указатель пути). Совместно принимают решение взять ларец (вдруг, пригодится) и отправляются по стрелке.
В гости к Цокотухе
Все скорей спешите
И у Цокотухи
Немного погостите
3. Встреча с Мухой-Цокотухой из сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Указатель приводит участников к иллюстрации Мухи-Цокотухи.
Воспитатель: Вы узнали, кто это? Посмотрите, дети, злодей-паучок поймал муху и запер в чулане, а ключик выбросил на песчаном берегу. Как помочь Мухе освободиться? (Высказывания детей)
Проводится опытно-исследовательская деятельность
«Свойство магнита. Поиски ключа»
Участники подходят к песчаному берегу - поддону, наполненному песком, на дне которого спрятаны мелкие металлические предметы: скрепки, пуговицы, гайки и ключ.
Воспитатель: Дети, давайте обратимся за помощью к волшебному ларцу. Выберите предмет, который нам поможет при поиске ключика? Почему вы так думаете? Давайте попробуем.
Воспитатель предлагает детям заглянуть в волшебный ларец, выбрать нужный предмет и объяснить свой выбор.
С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ. Делают вместе с воспитателем вывод: магнит имеет свойство притягивать металлические предметы.
Дети продолжают путь по стрелке-указателю, попадают к Айболиту: подходят к иллюстрации.
В гости к Айболиту
Все скорей спешите
И у Айболита
Немного погостите
4. Встреча с Айболитом из сказки К. Чуковского «Айболит»
Воспитатель: Дети, кто это? (Ответы детей). Айболиту нужно помочь перебраться на другой берег реки, он спешит на помощь к больным животным. Поможем ему определить, из каких предметов лучше сделать плот, чтобы безопасно переправиться через реку? Как можно проверить?
Опытно-исследовательская деятельность
«Испытание предметов из разных материалов на плавучесть. Что тонет, что не тонет?»
Дети опускают в воду одновременно разные предметы и наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делают вывод по результатам опыта.
Воспитатель: Что произошло с бумагой? Сможет ли Айболит переправиться через реку на плоту из ткани? Что происходит с деревом в воде?
Дети дают совет Айболиту сделать плот из дерева, потому что оно не тонет. Вместе с воспитателем делают вывод: деревянные предметы в воде не тонут.
Продолжают путь, приходят к Мойдодыру: находят иллюстрацию из сказки.
В гости к Мойдодыру
Все скорей спешите
И у Мойдодыра
Немного погостите
5. Встреча с Мойдодыром из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
Воспитатель: Мойдодыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а в каких чистая вода для ополаскивания. Нам надо помочь Мойдодыру определить, в каком ведре чистая вода, в каком мыльная.
Мы можем воспользоваться нашим ларцом. Как вы думаете, дети, какой предмет нам выбрать? Правильно, трубочки. С помощью трубочки мы сможем подуть в одно и другое ведро, там, где мыльный раствор, образуется шапка из мыльной пены, а в чистой воде нет. Предлагаю вам это проверить.
Опытно-исследовательская деятельность
«Мыльные пузыри»
Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена.
Воспитатель: Чем отличается мыльная вода от чистой? Пена образуется, когда частицы мыла и воды соединяются, а воздух помогает образоваться пене.
Дети вместе с воспитателем делают вывод: в чистой воде пена не образуется.
Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены).
6. Результат совместной деятельности
Участники подходят к мольберту, рассматривают изображения сказочных героев : Мухи-Цокотухи, Айболита, «Мойдодыра».
Обсуждают результаты.
Воспитатель: У каких сказочных героев мы побывали в гостях? (Муха-Цокотуха, Айболит, Мойдодыр)
Что мы узнали о свойстве магнита? (Магнит притягивает металлические предметы.) Почему плот Айболиту лучше делать из дерева? (Деревянные предметы в воде не тонут.)
В какой воде пена не образуется? (В чистой воде пена не образуется.)
Дети, с вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Сказочные герои нам очень благодарны за помощь. Мойдодыр передает вам в подарок «Мыльные пузыри».
А теперь нам пора возвращаться. Возьмитесь за зонтик и скажите волшебные слова:
«Детвора, детвора в детский садик нам пора»