Наталия Белогорцева
Занятие по поисково исследовательской деятельности «Песочный замок»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»
Конспект занятия
по поисково-исследовательской деятельности
Тема: «Песочный замок»
Группа № 5 (старший дошкольный возраст).
Воспитатель: Белогорцева Н. Н.
2013-2014
учебный год
Публикация «Занятие по поисково исследовательской деятельности „Песочный замок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочные фигуры, скульптуры, замки из песка
- Темочки
Актуальность. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу обеспечивает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Цель:
Познакомить детей с песком и его свойствами через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со свойствами песка;
Развивающие:
развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность;
обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Подносы с песком, совочки, формочки, вода.
Ход занятия.
1 этап. Организационный.
Показ презентации «Человек и песок»
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже поговорим о песке.
Как вы думаете, где можно увидеть много песка (на пляже, в песочнице, в пустыне)
Воспитатель : - Давайте поздороваемся с песком:
«Здравствуй, здравствуй, песок.
Здравствуй, здравствуй, дружок.
Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»
Педагог насыпает песок в ящик, детки подставляют ладошки под «песочный дождик». Педагог говорит:
- Какой он, песок, потрогайте! (Сухой, рассыпается, сыпется, сыпучий).
- Давайте испечем куличи! (Взяли формочки, лепят, пирог не получается). Почему не получается? (Песок сухой, рассыпается).
Детям раздают колючие мячики и педагог говорит:
- К нам пришли в гости ёжики. Давайте покатаем их по песку. Посмотрите, они оставляют следы.
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «ОТПЕЧАТКИ РУК.» На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке и слегка ее вдавить, прислушаться к своим ощущениям. Можно предложить детям закрыть глазки.
Что же такое песок?
Чтобы узнать давайте мы с вами отправимся в лабораторию.
2 этап. Мотивационный.
Опыты с песком
1) Из чего состоит песок?
Рассмотрим под лупой песчинки-форма разная. Взяв в руки песок, почувствуем сыпучесть.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
2) Песчаный конус
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель обращается к детям с куклой Бибабо «Гном».
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, с ним случилась беда, кто-то случайно наступил на его маленький домик и сломал его. Теперь он все время грустит. Давайте его развеселим!
Физминутка…."Утром гномы в лес пошли. "
Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)
По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в садик опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Воспитатель: А скажите, из какого песка мы будем строить?
Дети: Из мокрого.
Воспитатель: Сможем ли сделать домик из песка, который у нас на подносе (воспитатель показывает на сухой песок?
Дети: Нет. Потому что он сухой, он не лепится.
Воспитатель: Тогда, ребята, давайте возьмем наши лейки и польем песок, чтобы он стал влажным и мог лепиться.
Дети наливают в тазик с песком воду до необходимой влажности под контролем воспитателя.
Воспитатель: Молодцы! Теперь, все дружно мы сможем построить большой, высокий замок для Гномика.
Дети совместно с воспитателем строят песочный замок.
Ребята, как вы думаете, чего не хватает у песочного замка?
Воспитатель побуждает ответить детям: окон, дверей, крыши.
Ребята, Гномик живет в лесу. А что растет в лесу?
Воспитатель побуждает детей догадаться и ответить самостоятельно детям: деревья.
Дети добавляют в песочную композицию элементы : окна, двери, крыша, деревья.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Как дружно и весело вы смогли построить красивый песочный замок. Гномик говорит вам: «Большое спасибо!». Теперь он больше не будет грустить, а будет в гости приходить!
4 этап. Закрепление.
Воспитатель: Ребята, какие опыты мы сегодня проводили на занятиях. Какой песок бывает? Как можно играть с сухим песком и что можно сделать из влажного песка?
Что вы чувствовали, когда вы здоровались с песком? Какой он был (мягкий, сыпучий, нежный, твердый, шершавый, сухой, легкий и т. д.? Кто к нам сегодня приходил в гости? Какое было настроение у Гномика? Почему он грустил? Как мы смогли его развеселить?
5 этап. Рефлексия.
Воспитатель: Гномик в знак благодарности принес нам подарок. При раздаче подарков, воспитатель хвалит каждого ребенка, отмечая его качество деятельности.
В ходе данной работы подводится итог НОД.