Гузалия Аминова
Рабочая программа по «Охране окружающего мира». на 2016–2020 г.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.)
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Публикация «Рабочая программа по „Охране окружающего мира“, на 2016–2020 г,» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, в том числе дошкольного возраста, повышения их экологического образования.
Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Содержание и структура программы
Предлагаемая программа позволит комплексно решить образовательные задачи в области экологии:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка - дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно - правильного отношения к природе) ;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства семпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных отношений (восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие знаний природы, ценность общения с природой) ;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Содержание психолого - педагогической работы
Образовательная область «Физическое развитие»
С ранних лет необходимо формировать потребность в здоровом образе жизни, физической культуре, физическом самосовершенствовании, движении. У детей развиваются представления, позволяющие сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Экологическое образование предполагает активной общение ребенка с природой, а значит, тесно связано с его физической активностью и здоровьем. Проблема же безопасности ребенка включает и его экологическую безопасность.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
В этом разделе акцентируется внимание на вопросах социальной компетентности ребенка «в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов». Такой подход крайне важен с точки зрения преобразования экологических знаний ребенка в поведенческие, мотивационные установки, реализуемые им на практике. Формирование отношений природы и ребенка идет на фоне его постоянного общения со взрослыми, другими детьми, в процессе которого ребенок усваивает, как подчеркивается в программе, нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, проявляет любовь к своей семье и Родине, формируется его гражданственность. Вполне естественно, что нравственные общечеловеческие ценности должны включать и представления ребенка о самоценности, красоте, уникальности природы, ее эстетическом значении в жизни человека. У каждого народа в разные периоды развития складывались свои отношения с природой, окружающей средой, что отражено в национальных праздниках, играх, других формах фольклора. Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния от действий каждого человека.
Становление такой позиции начинается с действий ребенка в его ближайшем окружении. Гражданскую позицию ребенка формируют даже самые, казалось бы, незначительные по масштабу действия: посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, исследование окружающей детский сад территории, парка. А любовь к Родине, как утверждал М. Пришвин, неразрывно связана с любовью к природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Экологическое образование должно способствовать развитию речи ребенка. Для этой цели могут использоваться личностно - значимые для детей объекты природы: обитатели живого уголка, экологические тропинки, домашние животные, комнатные растения. На основе своих наблюдений дети составляют рассказы, сказки, загадки. Наблюдения, экспериментирование и другие виды детской деятельности обязательно сопровождаются обсуждением с активным участием детей.
Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. С другой стороны, изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно - следственных связях, обобщенных представлений об объектах (животные, растения, грибы).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Это область рассматривается в программе «в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка, которое невозможно без эстетического восприятия природы. Именно через эстетическое восприятие дети постигают красоту, неповторимость природы, учатся видеть необычное в обычных явлениях окружающего мира. Формированию положительного отношения к природе способствуют ее художественные, музыкальные образы.
К этому же разделу необходимо отнести и формирование у ребенка положительного отношения к естественным (лес, луг, река) и искусственным (парки, скверы, природно - архитектурные ансамбли) ландшафтам.
В это направление работы можно включить моделирование различных природных процессов. К этому же разделу относится и работа с природным материалом, которая помогает ребенку знакомиться с различными свойствами природных объектов, способствует образному восприятию природы. В то же время, собирая природный материал для конструирования, дети начинают бережно относиться к природе: нельзя ломать ветки, срезать кору деревьев.
Для различных занятий по экологии подбираются соответствующие тематике художественные (стихи, сказки, рассказы, научно - популярные произведения, которые педагог обсуждает с детьми. Ребенок учится выражать свое эмоциональное отношение к природе при помощи различных литературных образов. На основе собственных наблюдений, опыта дети сочиняют рассказы, сказки, стихи, иллюстрируют их, подбирают иллюстрации и фрагменты музыкальных произведений к различным литературным произведениям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
На первый взгляд, это направление не имеет ничего общего с экологическим образованием. Однако и здесь можно найти взаимосвязи. Например, ориентировке ребенка в пространстве, знакомству с цифрами будут способствовать различные картосхемы (экологической тропинки, помещения, ближайшего парка, территории сада, на которых цифрами обозначены определенные объекты и даны задания. С ориентировкой во времени связано формирование у ребенка представлений о смене дня и ночи, времен года. На основе наблюдений за объектами природы дети под руководством педагога могут составлять собственные математические задачи.
Ставится задача научить ребенка существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. «Заботливая связь с тем местом на земле, живет сам человек», в современных условиях просто невозможна без бережного отношения к объектам окружающей природы, оказания (при необходимости) им помощи, исследования своего микрорайона (в том числе и детского сада). К этому же разделу может быть отнесено и изучение экологии своего дома, жилища, знакомство ребенка с использованием природных ресурсов, формирование навыков бережного отношения к ним (экономия воды, света, бумаги, вторичное использование различных отходов, например, упаковок, знакомство с проблемой загрязнения среды мусором, опасными бытовыми химическими веществами. Большое значение имеет формирование у ребенка непотребительского отношения к природе, что является одной из важнейших задач экологического воспитания.
Таким образом, экологическое образование должно быть неотъемлемой состовной частью педагогической работы и рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена.
Принципы работы :
- научность;
- доступность;
- гуманистичность;
- прогностичность;
- деятельность;
- интеграция;
- целостность;
- конструктивизм;
- регионализм;
- системность;
- преемственность.
Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-7 лет, и соответственно рассчитана на пять лет обучения.
Поскольку экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) первоначально объекты рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания детей на связях между ними. В последующем, в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.
Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А, Васильеваэ В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.
2. Воспитание и обучение в детском саду /Национально - региональный компонент Программы/ К. В. Закирова, Р. А. Бурганова, Г. Щ. Галиева и др. - Казан: Мгариф, 2009. - 167 с.
3. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И. А. - М. : «Карапуз - Дидактика», 2007.
4. Программа экологического образования дошкльников «Природа и ребенок» /Истоки/ Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. - Казань: РИЦ «Школа», ,2002.
5. Региональная программа дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.
6. Программа “Математические ступеньки”, Е. В. Колесникова. - Москва, 2005.
7. Физкультурные занятия в детском саду. Пензулаева Л. И. - М. : Мозаика - Синтез, 2011.- 112 с.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. H.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка - Синтез, 2010. - 304 с.
9. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образрвания / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.