Юлия Клокова
Программа по логоритмике для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность образовательного процесса – 1 год
Составитель:
учитель- логопед Клокова Юлия Васильевна
У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Публикация «Программа по логоритмике для детей 3–4 лет» размещена в разделах
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть логоритмика.
Развитие речи детей на занятиях идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизрует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторной функции. Воспитание правильной осанки и походки. Развитие ловкости, силы и выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений, координации движений. Развитие переключаемости, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т. д.
Коррекционные задачи. Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Срок реализации. Данная программа рассчитана на 1 учебный год. (96 занятий).
Форма проведения занятий. Групповые занятия. Наполняемость групп до15 человек.
Ожидаемые результаты. Дети, регулярно посещающие занятия логоритмикой, демонстрируют улучшение по многим параметрам речевого развития. Это улучшение коммуникативной функции речи, развитие связной речи, развитие речевоговыдоха, улучшение подвижности органов артикуляции, развитие мелкой и общей моторики.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется нормами СанПин.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (дети 3-4 лет)
месяц Кол-во часов Тема занятия
сентябрь
1 «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
2 «Знакомство с домиком язычка»
2 Вот и осень пришла
октябрь 2 Фрукты
2 Овощи
2 Мишка в лесу
1 Заяц в огороде
1 День рождения зайчика
1 Домок - теремок
ноябрь 1 Прощание с осенью
2 Приближается зима
2 Перелетные птицы
2 Как звери к зиме готовятся
декабрь 2 Зимовье зверей
2 Зимний лес
1 Медвежонок Мишутка
1 Серебряный ключик
2 Новый год у ворот
1 Снеговик
январь 1 Новогодняя ёлка в лесу
2 Помогите птицам
1 Метелица
1 Зимние подарки
1 Саночки
февраль 1 Мы мороза не боимся
1 Кукла Аня
1 Новоселье куклы
2 Поезд игрушек
1 Капитаны
2 Как солдаты наши мы идем
март 2 Пришла весна - открывай ворота
1 У меня полно хлопот
1 Поможем маме
1 Как козлик маму искал
1 Мы давно блинов не ели
1 Иван Иваныч Самоварыч
1 Зайкина шубка
1 Мамы и малыши
апрель 1 Как петушок утро проспал
1 Цирк! Цирк! Цирк!
1 Лес просыпается
1 Прогулка в весеннем лесу
1 У меня зазвонил телефон
2 Наши птички к нам вернулись
1 Мишка просыпается
май 1 Дел много у зверей
1 Чей это домик?
1 Пароходик
1 Едем на дачу
1 Паровозик из Ромашково
1 Храбрый цыплёнок
1 Наш веселый хоровод
1 Еле- еле, еле-еле закружились карусели
Использованная литература:
1. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
3. А. Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
4. Г. В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
5. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е. А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
8. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.
9. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб. ; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009