катя картамышева
Рабочая программа по кружкой деятельности «Юные краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественному-эстетическому развитию детей №1 «Солнышко».
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детского сада №1
«Солнышко»
И. С. Новикова
Рабочая программа кружка дополнительного образования.
в подготовительной группе №6
художественно - эстетической направленности
Тема: «Юные краеведы»
Публикация «Рабочая программа по кружкой деятельности „Юные краеведы“» размещена в разделах
воспитатель: Картамышева Е. А.
на 2019-2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
-Пояснительная записка.
-Принципы и подходы к формированию Программы. Актуальность программы.
-Характеристики особенностей развития детей подготовительного дошкольного возраста
-Планируемые результаты освоения Программы.
-Целевые ориентиры на этапе завершения дополнительного образования
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
-Содержание работы по дополнительном у образованию.
-Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО
-Содержание педагогической диагностики
-Оценка достижений детей
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Режим организации занятий.
Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным оборудованием.
Характеристика основных дидактических и методических пособий.
Характеристика основных методических пособий для организации и проведения педагогической диагностики
Целевой раздел.
Рабочая программа кружка дополнительного образования детей «Юные краеведы» в МБДОУ детский сад № 1 «Солнышко», (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и ряда технологий по изобразительной деятельности :
1. Гаазов В. Л. Черная Т. К. «Ставропольеведение».
2. Колесников В. А. «Станицы Ставрополья»
Пояснительная записка.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина своей Родины.
Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без любви к Родине, к ее истории и культуре невозможно воспитать человека.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины - родного города.
Невозможно вырастить настоящего человека без знания истории Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному дому, своему городу, краю, наконец, к большой Родине.
Изучая историю своего города, края, ребенок осознает, что его малая Родина- это часть огромной страны и мира. У него формируется своеобразие восприятия той родной стороны, где он родился и живет. Дети должны почувствовать, что являются частью огромной страны - они граждане России, Россияне.
Как пробудить в ребенке чувство любви и гордости к своей Родине? Именно пробудить, потому что это чувство – в душе каждого.
Нельзя заставить или приказать любить свою Родину. Любовь надо воспитывать.
С этой целью был создан кружок «Моя Россия» (образовательная область «Познавательное развитие» социально-педагогической направленности.
Основные принципы обучения:
• Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
• Наглядность.
• Доступность.
• Систематичность.
• Последовательность.
• Постепенность.
• Активность.
Организация образовательного процесса кружка «Моя-Россия»
характеризуется следующими особенностями:
• Воспитанники приходят на занятие в свободное от занятий время.
• Обучение организовывается на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
• Важным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установление контакта в зависимости от желания и занятий ребенка, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия.
Актуальность кружка.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. 4 Создание в группе уголка народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для воспитанника открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в уголке расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Цель: формирование представлений о нашей Родине-России государственных символов, о родном городе ; развитие любознательности и патриотических чувств; воспитание в детях любви к своей Родине- России и чувства гордости за неё.
Задачи обучения:
Цель: формирование социально-активной личности.
Развивающие:
• Учить детей видеть историю вокруг себя (в названиях улиц, предметах быта)
• Развивать познавательный интерес к своей Родине.
• Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитательные:
• Воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине.
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться знаний собственным трудом.
• Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
Образовательные:
• Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
• Способствовать развитию памяти, мышления.
• Закреплять и обогащать знания детей о родном городе, крае;
• Знакомить детей с казачьими сказками и играми;
• Знакомить детей с художниками Ставрополья и Невинномысска;
• Знакомить детей с детскими писателями Ставрополья;
• Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству, уважение к труду.
Данная программа рассчитана на 1год, с учетом возрастных, психических
и физических особенностей детей. Работа строится на взаимном сотрудничестве, уважительном отношении друг к другу.
Занятия проходят во второй половине дня в подготовительной группе (30минут)
Характеристики особенностей развития детей подготовительного дошкольного возраста
Особенности развития детей шестого года жизни (6-7 лет).
Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Развитие личности ребенка 6-7 лет.
Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности - только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник - конкурент, а главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я».
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.
Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.
Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет:
Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится.
В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно.
Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).
Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода:
Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине. То есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи.
Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.
Общение ребенка 6-7 лет.
Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления.
Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира.
Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.
В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста:
• инициирование общения;
• первые привязанности;
• потребности друг в друге, в признании и уважении;
• соревновательное подражание:
• высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
• возникает дифференциация детей по их положению в группе.
К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:
• освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
• способность позитивного общения с людьми,
• развивается половая идентификация,
• формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет.
Восприятие.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.
Память.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других направлений: мышление, внимание, воображение. В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.
Мышление.
По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.
Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).
Воображение.
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Речь.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге.
Начинает формироваться письменная речь.
Увеличивается словарный запас – 3000 слов
Игры с ребенком 6-7 лет
Основным видом игр со старшим дошкольником становятся сюжетно-ролевые игры с правилами. То есть каждый играющий берет на себя роль и четко придерживается выбранному сюжету и правилам. Это могут быть сюжеты из ежедневной жизни (детский сад, семья и т. д., профессии, сказочные сюжеты.
Планируемый результат:
• Дети познакомятся с историей возникновения казачества Ставрополья.
• Получат представление о народах проживающих на территории Ставропольского края.
• Познакомятся с литературно – художественным наследием Ставропольского края.
• Обогатится двигательный опыт (овладение движениями).
• Появится интерес к обрядам и обычаям казачества Ставрополья.
• Приобретут важные морально-волевые качества.
• Сформируются умения действовать в коллективе.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей.
Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Формирование представлений о нашей родине – России.
Коммуникация: обогащение активного словаря.
Социализация: Развитие умения поддерживать беседу, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
Чтение художественной литературы: стихи, рассказы о природе. Легенды Ставропольского края.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Здоровье: физкультминутки.
.
Методы и приемы обучения:
• Наглядный (показ).
• Индивидуальный.
• Словесный (беседа, рассказ, описание, объяснение, уточнение).
• Практический.
• Игровой.
• Наблюдение.
• Метод проблемного обучения.
Формы обучения:
• Индивидуальные занятия и задания.
• Групповые (с подгруппой).
• Практические занятия.
• Беседы.
• Занятия-исследования.
• Итоговое занятие.
Сотрудничество с родителями:
• Консультации для родителей, беседы.
• Статьи в уголок «Для Вас, родители».
• Помощь в приобретении материалов: репродукции картин.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание работы по дополнительном у образованию.
Кружок дополнительного образования детей «Юные краеведы», проводится с детьми подготовительного дошкольного возраста (6-7лет).
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми проводится в течении учебного года, один раз в неделю по вторникам.
(с 20 сентября 2019г. - по 31мая 2020г.). Продолжительность НОД составляет 30минут. В середине непосредственно организованной образовательной деятельности проводится физминутка.
Рабочая программа включает в себя 32 занятия.