Алексей Мочалов
Рабочая программа по физической культуре для 10–11 класса (пояснительная записка)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по предмету физическая культура в 10 - 11 кл
учителя Мочалова Алексея Сергеевича
с. Мамоново 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету физическая культура составлена на основе следующих документов:
1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Публикация «Рабочая программа по физической культуре для 10–11 класса (пояснительная записка)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
3. «Комплексная программа физического воспитания. 1 -11 классы» Лях В. И., Зданевич А. А., М. ,Просвещение,2007г
В соответствии с рекомендациями Министерства Образования Российской Федерации о введении с 2002 – 2003 учебного года третьего дополнительного часа физической культуры в 1 – 11 классах общеобразовательных учреждений, в рабочей программе представлено планирование и основное содержание уроков от 102 до 108ч.
10 класс – 108 часов (36 недель);
11 класс – 102 часа (34 недели).
При составлении программы учтены регион и условия, в котором находится район, школа, и материальное состояние базы по физическому воспитанию.
Настоящая комплексная программа физического воспитания содержит все основные формы школьной физической культуры, составляющие целостную систему, поэтому основная цель – это здоровье учащихся. Выполнение программы обеспечивает решение следующих задач:
- укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся;
- овладение школой движений;
- приобретении необходимых знаний в области гигиены, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, медицины, физической культуры и спорта;
- выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил Т. Б во время занятий;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятий о том, что забота о своём здоровье является общественным делом;
- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, стремлении к физическому совершенствованию, готовности к труду и защите Отечества;
- обучении жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применении их в различных по сложности условиях;
- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, вестибулярной устойчивости и др.).
Содержание данной программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. Программный материал включает разделы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Теоретические основы знаний о физической культуре отрабатываются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
В разделе «Спортивные игры» обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. С 6 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол.
Раздел «Гимнастика» С 7 класса гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации. В подростковом возрасте усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений.
В разделе «Легкая атлетика». С 7 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
В разделе «Лыжная подготовка» для всех классов предусмотрены основные способы передвижения на лыжах – попеременный двухшажный ход и одновременные хода, подъемы, спуск в основной стойке торможения, повороты на месте и в движении. С 7 класса рекомендуется учить основам техники конькового хода.
На уроках физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи. При передаче знаний в подростковом возрасте актуальны методы активной учебно-познавательной деятельности.
Два раза в год во всех классах проводится диагностика физической подготовленности обучающихся для определения текущего (рубежного) уровня физической подготовленности. Итоговый контроль осуществляется в ходе экзаменационной аттестации обучающихся.
По окончании каждой ступени, обучающиеся должны показывать уровень результатов физической подготовленности не ниже, чем средний, соответствующий обязательному минимуму содержания образования.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м, 100 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять упражнения на перекладине; опорные прыжки через козла; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики, кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр. Специальная подготовка: футбол – передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты. Баскетбол – передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников. Волейбол – передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.
Физическая подготовленность должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности : самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями : соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен знать/ понимать:
• основы истории развития физической культуры в России;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
• влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
• способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
• способы закаливания организма и основные приемы массажа;
уметь:
• технически правильно осуществлять и выполнять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
• осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимов физической нагрузки;
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
• выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов; оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности и самостоятельных форм занятий физической культурой.
• осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
• включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
В результате изучения курса физической культуры учащиеся 10 - 11 классов должны :
Объяснять:
- роль и значение физической культуры в развития общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние и развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведение здорового образа жизни.
Характеризовать:
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность;
- особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
- особенности функционирования основных органов и систем организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности.
Соблюдать правила:
- личной гигиены и закаливания организма;
- организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах;
- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
- самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально – прикладной и оздоровительно – корригирующей направленностью;
- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
- судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений;
- эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности.
Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание должно быть направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроках. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется систематически.
В целях контроля результативности урока физической культуры во всех классах два раза в год (осень, весна) проводится проверка уровня физической подготовленности учащихся (тестирование) : бег 30м с высокого старта, бег в течение 6 минут, челночный бег 3 по 10м, наклон вперёд из положения сидя. Итоги проведённых испытаний анализируются, доводятся до сведения учащихся, их родителей и педагогического коллектива.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется уровнем выполнения учащимися учебных нормативов, полнотой приобретённых знаний, прочностью освоения двигательных навыков, умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Уроки необходимо проводить в основном на открытом воздухе. Это способствует закаливанию организма учащихся, профилактике заболеваний, повышает результативность занятий физической культурой, позволяет учителю использовать широкий арсенал средств и методов обучения, воспитания и развития школьников. Такие занятия предъявляют более высокие требования к его организации, дозированию нагрузки, соблюдению мер безопасности.
Список литературы: Лях В. И., Зданевич А. А. «Комплексная программа физического воспитания» 2007 г; Лях В. И. «Тесты в физическом воспитании школьников»; Бондаренкова Г. В, Коваленко Н. И,Уточкин А. Ю. «Поурочные планы по физической культуре в 8 классе» 2005 г; Бергер Г. И., Бергер Ю. Г. «Конспекты уроков для учителей физической культуры 5-9 класс» 2003 г; Коджаспиров Ю. Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 класс» 2003 г; Аров В. С. «Физкультура. 7 класс. Поурочные планы 1 часть» 2003 г; Курылёв С. В. «Физкультура. 9 класс. Поурочные планы» 2004 г; Шиширин В. А. «Физическая культура. 9 класс. Подготовка к экзамену» 2001 г; Видякин М. В. «Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий» 2006 г; Березин А. В., Зданевич А. А., Ионов Б. Д. и др. «Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов : пособие для учителя» 2002 г; Родиченко В. С. и др. «Твой олимпийский учебник: учебное пособие для учреждений образования России» 2007 г; Мишин Б. И. «Настольная книга учителя физкультуры : Справ. -метод. Пособие» 2003 г;