Марина Хренова
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Копейка рубль бережет»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста "Копейка рубль бережет"
Мною была разработана программа по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Копейка рубль бережет», рассчитанная на 4 года обучения, для детей 3-7 лет.
Публикация «Рабочая программа по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста „Копейка рубль бережет“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Актуальность программы: нынешнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети окружены повсюду рекламой, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.
Человек, уверенный в своем будущем, намного лучше себя чувствует. И поэтому, дети должны грамотно пользоваться средствами, которые они заработают во взрослой самостоятельной жизни!
Дети с самого детства сталкиваются с различными экономическими ситуациями: будь то поход с родителями в магазин, участие в купле-продаже, оплате за коммунальные услуги и тем самым овладевают экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, а затем и деньгам. Центральная идея- бережливость, «Я-бережливый ребенок».
Всё это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный опрос родителей, результаты исследовательской деятельности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель программы: помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь; способствовать формированию основ финансовой грамотности у них.
Задачи программы:1) Формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий.
2) Актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
3) Формировать представление о содержании деятельности профессий, её результатах, о взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги».
4) Познакомить с экономической категорией –бартер, выгода, убыток, деньги, экономика, потребности, труд, профессии; воспитывать разумное финансовое поведение.
5) Познакомить с экономической категорией – реклама, бизнес и капитал, о необходимости рекламы в реализации продуктов труда, формирование навыков разумного поведения.
6) Воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.
7) Помочь дошкольнику понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
8) Формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
9) Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
10) Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
11) Воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Методы и приёмы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
Прогнозируемые результаты:
Дошкольник должен:
-знать основные финансово-экономические понятия и категории;
-иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
-воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
-иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
-уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
-уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Таким образом при объединении усилий всех субъектов образовательного процесса, при творческом подходе к реализации представленной программы, возможен качественный рост уровня знаний детей по формированию основ финансовой грамотности.