МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного возраста

наташа харьковская
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 33 «ЗВЕЗДОЧКА» с. АЛЕКСАНДРОВСКОГО

Рабочая программа

по дополнительному образованию

для дошкольного возраста

образовательная область «Речевое развитие»

кружок: «Говорушки»

направленность: речевое развитие

Срок реализации программы 2022-2025 учебный год

Автор программы

Воспитатель: Харьковская Наталия Евгеньевна

2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ Наименование разделов стр

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка 3

1.1. Введение 3

1.2. Цели и задачи рабочей программы 4

1.3 Основные принципы и подходы к реализации рабочей программы по дополнительной образованию. 4

1.4 Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка 5

1.5 Планируемые результаты. 10

1.6 Целевые ориентиры. 11

II Содержательный раздел

2.1 Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» 12

2.2 Пути и методы реализации программы «Говорушки». 12

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 12

III Организационный раздел

3.1 Материально-технические условия реализации программы 14

3.2 Учебный план реализации 14

3.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды. 14

3.4 Методическая литература. 16

Приложение

Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023уч. год.

Перспективный план работы с детьми на 2023 – 2024уч. год.

Перспективный план работы с детьми на 2024 – 2025уч. год.

Перспективный план работы с родителями.

I Целевой раздел

1 Пояснительная записка.

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Программа «Говорушки» составлена на основе парциальной общеобразовательной программе дошкольного образования» От звука к букве. Формирование звуковой анлитико – синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»

1.2 Цели и задачи рабочей программы

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

Образовательные:

- учить различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие по звучанию; - совершенствовать интонационную выразительность речи;

- обогащать словарный запас детей;

- способствовать развитию графических навыков;

- подготовить руку ребенка к письму;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи (делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове).

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

1.3 Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка среднего возраста (4-5 года)

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова. К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000–2500. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка — «сапка», жук — «шук»). У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем дошкольники 4–5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.). Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки. Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, щипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда. У дошкольников 4–5 лет формируется осознание своих произносительных умений. Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко-буквенного анализа.

1.3.1. Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка старшего возраста (5 - 6 года)

Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению, антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д., материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей, образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

1.3.2. Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка дошкольного возраста (6 -7 лет)

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500– 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).

В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей. Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д., используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый — смелее, добрый — добрее, новые слова с помощью суффиксов (хлеб — хлебница, сахар — сахарница, правильно употребляют глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.).

1.4 Планируемые результаты.

Средняя группа:

– правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

– различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

– делит слова на слоги;

– дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно; – определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);

– произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

– рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;

– выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.

Старшая группа

– знает буквы русского алфавита;

– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;

– понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;

– определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

– пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);

– умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;

– соотносит звук и букву;

– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.

– определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;

– проводит звуковой анализ слов;

– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

– правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

– составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;

– читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).

Подготовительная группа.

– проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;

– ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;

– понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;

– записывает слова, предложения печатными буквами;

– разгадывает ребусы, кроссворды;

– читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;

– ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);

– рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;

– овладевает предпосылками учебной деятельности.

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы:

1. Художественное слово.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Речевые игры.

5. Подвижные игры.

2.2. Пути и методы реализации программы «Говорушки».

1. Правильный образец педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

4. Гимнастика для глаз.

5. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

6. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были создали следующие условия:

Социально-правовые, информационно-коммуникативными, перспективно-целевые, потребностно-стимулирующие.

Задачи:

1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;

2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

• ознакомление родителей с результатами работы на родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

III Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

3.2. Используемые технологии

Применение игровых технологий на занятиях делает ребенка более активным, способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков, развивает память, мышление и внимание, повышает познавательный интерес.

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используем следующие технологии:

• Технология ТРИЗ

• Мнемотехника

• Сказкатерапия

• Проектирование

•Здоровьесберегающая технология (артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемостьпространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональностьматериалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.4 Методическая литература.

1. Колесникова Е. В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М. : «Ювента»,2013.

2. Колесникова Е. В «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5–6 лет». Учебнометодическое пособие

3. Колесникова Е. В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет

4. Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6–7 лет». Учебно-методическое пособие

5. Колесникова Е. В. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет

6. «Методика развития речи детей» - Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова

12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.

13. Е. В. КОЛЕСНИКОВА «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико - синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» ФГОС ДО Парциальная общеобразовательная ПРОГРАММА

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2025 в 12:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наташа харьковская (УИ 608752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД