наташа харьковская
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 33 «ЗВЕЗДОЧКА» с. АЛЕКСАНДРОВСКОГО
Рабочая программа
по дополнительному образованию
для дошкольного возраста
образовательная область «Речевое развитие»
кружок: «Говорушки»
направленность: речевое развитие
Срок реализации программы 2022-2025 учебный год
Автор программы
Воспитатель: Харьковская Наталия Евгеньевна
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ Наименование разделов стр
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка 3
1.1. Введение 3
1.2. Цели и задачи рабочей программы 4
1.3 Основные принципы и подходы к реализации рабочей программы по дополнительной образованию. 4
1.4 Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка 5
1.5 Планируемые результаты. 10
1.6 Целевые ориентиры. 11
II Содержательный раздел
2.1 Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» 12
2.2 Пути и методы реализации программы «Говорушки». 12
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 12
III Организационный раздел
3.1 Материально-технические условия реализации программы 14
3.2 Учебный план реализации 14
3.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды. 14
3.4 Методическая литература. 16
Приложение
Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023уч. год.
Перспективный план работы с детьми на 2023 – 2024уч. год.
Перспективный план работы с детьми на 2024 – 2025уч. год.
Перспективный план работы с родителями.
I Целевой раздел
1 Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Программа «Говорушки» составлена на основе парциальной общеобразовательной программе дошкольного образования» От звука к букве. Формирование звуковой анлитико – синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»
1.2 Цели и задачи рабочей программы
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие по звучанию; - совершенствовать интонационную выразительность речи;
- обогащать словарный запас детей;
- способствовать развитию графических навыков;
- подготовить руку ребенка к письму;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи (делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове).
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
1.3 Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка среднего возраста (4-5 года)
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова. К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000–2500. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка — «сапка», жук — «шук»). У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем дошкольники 4–5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.). Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки. Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, щипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда. У дошкольников 4–5 лет формируется осознание своих произносительных умений. Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко-буквенного анализа.
1.3.1. Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка старшего возраста (5 - 6 года)
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению, антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д., материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей, образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
1.3.2. Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка дошкольного возраста (6 -7 лет)
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500– 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей. Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д., используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый — смелее, добрый — добрее, новые слова с помощью суффиксов (хлеб — хлебница, сахар — сахарница, правильно употребляют глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.).
1.4 Планируемые результаты.
Средняя группа:
– правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
– различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
– делит слова на слоги;
– дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно; – определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
– произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
– рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
– выполняет упражнения для пальцев и кистей рук.
Старшая группа
– знает буквы русского алфавита;
– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
– понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;
– определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
– различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
– пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат);
– умеет записывать слова условными обозначениями, буквами;
– соотносит звук и букву;
– пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами.
– определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;
– проводит звуковой анализ слов;
– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
– правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
– составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его;
– читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).
Подготовительная группа.
– проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
– ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
– понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
– записывает слова, предложения печатными буквами;
– разгадывает ребусы, кроссворды;
– читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
– ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
– рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
– овладевает предпосылками учебной деятельности.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы:
1. Художественное слово.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Речевые игры.
5. Подвижные игры.
2.2. Пути и методы реализации программы «Говорушки».
1. Правильный образец педагога.
2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Гимнастика для глаз.
5. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
6. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Методы:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3. Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были создали следующие условия:
Социально-правовые, информационно-коммуникативными, перспективно-целевые, потребностно-стимулирующие.
Задачи:
1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы на родительских собраниях, с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
3.2. Используемые технологии
Применение игровых технологий на занятиях делает ребенка более активным, способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков, развивает память, мышление и внимание, повышает познавательный интерес.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используем следующие технологии:
• Технология ТРИЗ
• Мнемотехника
• Сказкатерапия
• Проектирование
•Здоровьесберегающая технология (артикуляционная и пальчиковая гимнастика)
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемостьпространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональностьматериалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.4 Методическая литература.
1. Колесникова Е. В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М. : «Ювента»,2013.
2. Колесникова Е. В «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5–6 лет». Учебнометодическое пособие
3. Колесникова Е. В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет
4. Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6–7 лет». Учебно-методическое пособие
5. Колесникова Е. В. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет
6. «Методика развития речи детей» - Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;
7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;
9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;
10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова
12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.
13. Е. В. КОЛЕСНИКОВА «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико - синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» ФГОС ДО Парциальная общеобразовательная ПРОГРАММА