Перевощикова Елизавета Павловна
Рабочая программа педагогов средней группы общеразвивающей направленности по программе «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ, образовательных потребностей детей и запросов родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 4-5 лет.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :
Публикация «Рабочая программа педагогов средней группы общеразвивающей направленности по программе „Радуга“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Средняя группа
- Темочки
• Федеральный Закон РФ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» (далее СП 2.4.3648-20)
• Постановление правительства РФ от 05. 08. 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
1.2. Цель и задачи
Общие задачи из ФГОС ДО Задачи возраста по группе
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. -Ребенок испытывает чувства принадлежности к другим детям, своей семье, проявляющиеся позитивными переживаниями в процессе коллективной деятельности с другими детьми взрослыми.
-Знает и может рассказать о членах своей семьи, о профессиях, об отличиях мужчин и женщин, знает в каком городе и в какой стране он живет.
-Ребенок умеет определять свое настроение, а также замечает настроение других детей (радостное – грустное - сердитое).
-Может назвать одну-две ситуации, в которых испытывает то или иное чувство.
-Знает правила поведения в различных ситуациях, часто (но не всегда) применяет правила, замечает нарушение правила другими детьми, сообщает об этих нарушениях взрослому.
-Принимает участие в обсуждении конфликтов, происходящих в группе, может назвать чувства детей, причин у их поступков.
-Различает много разнообразных ситуаций пребывания в ДОУ, в том числе и ситуаций опасности.
-Самостоятельно выполняют освоенные правила поведения по отношению к себе, другим людям, окружающим предметам, позволяющие предотвратить возникновение известных опасных ситуаций.
- Заметив возникшую опасность, знает, как указать на нее взрослому.
-Владеет навыками самообслуживания, применяет их по указанию и напоминанию взрослого.
-Различат труд и игру
-Может выполнить трудовые действия и операции в знакомых видах труда по указанию взрослого или по примеру сверстников («Можно я тоже буду», «Можно я помогу»).
-Охотно включается в совместный труд с взрослыми.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях. -Владеет соотнесением эталонов формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно может найти предмет сложной формы и неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.
-Знаком с пространственными предлогами и наречиями, ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад– вперед, между, исходя из собственной пространственной позиции.
-Знаком с пространственными отношениями: может ориентироваться в реальном пространстве (помещениях группы, находя обозначенные на плане предметы и объекты (или находят на плане обозначение реальных объектов). В реальном пространстве (помещениях группы, находя обозначенные на плане предметы и объекты (или находят на плане обозначение реальных объектов).
-Владеет действиями оперирования количествами: отбирает заданное количество предметов из большего при помощи фишек.
-Может применить действием опосредованного сравнения предметов по величине.
-Умеет конструировать предмет по его графической модели.
-В процессе конструирования по замыслу может заранее назвать тему (предмет) будущей постройки, материал, в процессе конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.
-Ребенок выделяет характерные приметы времени года с использованием модели круговой диаграммы смены времен года, самостоятельно составляя полноценный рассказ.
-Ребенок имеет опыт экспериментирования с различными объектами живой и неживой природы (водой, песком, снегом, глиной и др.)
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. -Ребенок владеет способом деления слова на части (слоги, использует заместители для обозначения количества слогов, может подобрать слова на заданные слоговые структуры.
-Ребенок самостоятельно выделяет заданный звук в словах определяет первый звук в слове, различает твердые и мягкие согласные (старший братец или младший, может назвать звук отдельно.
-Может назвать слова на заданный звук.
-Ребенок может управлять своими пальцами рук: выполняет движения обеими пальцами синхронно образно, запускает маленький волчок на гладкой поверхности.
-Пересказывает и сочиняет сказки и истории с опорой на двигательную модель (перемещаемые заместители, может передавать свое отношение к персонажам сказок и историй с помощью заместителей, а также самостоятельно придуманных символических средств.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). -Средствами графики и живописи может создать оформленное предметное (структурное) выразительное изображение персонажа, включающего движение.
-Конструирует из бумажных элементов декоративные узоры с опорой на графический образец - схему, плоскостные изображения объектов и объемные поделки из бумаги и корнеплодов - без опоры на схему.
-Детализирует разнообразные динамичные изображения на фоновой композиции.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). -Владеет начальными представлениями о здоровом образе жизни (соблюдение режима, навыки гигиены, полезная и вредная пища, закаливающие процедуры и др., может выполнять связанные с этим правила.
-Умеет ходить и бегать, согласуя движения рук ног.
-Умеет сохранять равновесие на ограниченной площади опоры.
-Умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до1,5м,принимать правильное и сходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой, отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
-Может лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками.
-Умеет принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места не менее 70 см.
-Умеет строиться в колонну, в круг, шеренгу, выполнять повороты на месте и переступанием.
-Может самостоятельно скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее.
-Умеет самостоятельно скользить по ледяной дорожке.
-Умеет ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте переступанием.
-Умеет кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
-Умеет придумывать варианты подвижных игр.
1.3. Основные принципы и подходы к формированию программы
В соответствии с ГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
5. Сотрудничество Организации с семьей.
6. Возрастная адекватность образования.
7. Развивающее вариативное образование.
8. Индивидуализация дошкольного образования
1.4. Характеристика особенностей развития детей в ДОО
ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появились ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа «Я ребенка», его детализации. Стремление к самостоятельности позволяет развивать у детей чувство уверенности в собственных силах при выполнении процессов самообслуживания, а также включать в несложный хозяйственно – бытовой труд. Включение в совместную трудовую деятельность способствует становлению у ребенка образа себя как значимого субъекта в системе межличностных отношений со сверстниками. Воспитание детей направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Педагогическая позиция в отношении к ребенку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
1.5 Приоритетное направление деятельности
Приоритетное направление деятельности – экспериментальная.
Задачи экспериментального развития дошкольников по ФГОС:
1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, металла, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.
3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификации, сравнения, обобщения; путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Реализация задач экспериментального развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Ожидаемый результат:
• Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе, причинах и следствиях и др.).
• Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.
• Умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
• Владеет разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы взаимодействия:
- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);
- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса в группе
1. Ребёнок и взрослый – оба субъекта взаимодействия.
2. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Основная деятельность – это детские виды деятельности (игровая деятельность; коммуникативная; познавательно-исследовательская; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала; изобразительная; музыкальная; двигательная активность ребёнка).
4. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, разговор, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и др.
5. Взрослый, уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора: участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
6. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы в соответствии с учётом потребностей и интересов детей.
1.7. Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты
Социально-коммуникативное развитие
-Имеют элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья, способах их предотвращения об опасности предметов бытовой техники, недоброкачественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов.
-Знают некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения
-Приобретают самые первые навыки по уходу за растениями;
-Имеют первичные представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах.
-Имеют представление, что контакты с животными иногда могут быть опасны
Речевое развитие
-Называют предметы и объекты, обобщающими понятиями.
-Активно используют в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними.
-Правильно употребляют предлоги, выражающие пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между и т. п.).
-Образовывают прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий).
-Согласовывают существительные с прилагательными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы);
-Используют глаголы в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте)
Познавательное развитие
-Имеет представления о разных видах транспорта.
-Имеет представления о разных видах одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются, может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них;
-Понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать (Новый год, день рождения).
-Различает мир живой и неживой природы, выделяет, что сделано руками человек.
-Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?».
-Имеют представление о качественных свойствах неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.).
-Имеют представление о качестве и свойствах природных материалов (дерево, глина и пр.)
-Знает и различает 3 кустарника, 4 – 5 дерева. Знает 3-4 травянистых растений леса, луга, поля 3 комнатных растения
-Знает и называет зимующих птиц
-Знает сезонные изменениях в природе
-Определяет состояние погоды (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег)
Художественно-эстетическое развитие
-С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные).
-Самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
-Владеет разными художественными техниками (примакивание, нанесение точек, пятен, вращение плотно приложенной к бумаге клеевой кисти)
-Рисуют по представлению, с натуры.
-Умеют рисовать по мотивам дымковской хохломской.
Физическое развитие
-Владеет: ОВД и выполняет команды: вперед, назад, вверх, вниз; умением прокатывать мяч в прямом направлении; техникой перебрасывания мяча с учетом правил безопасности, навыком самостоятельного выполнения прыжков через скамейку, через скакалку.
-Умеет: строиться в колонну по одному; строиться в колонну по одному при изменении направлении ходьбы и бега; соблюдать правила игры.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной работы
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведё нное на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы для детей.
2.2. Учебный план
Объем учебной нагрузки (количество часов в неделю) в средней группе определен с учетом рекомендаций и содержания примерной комплексной образовательной программы «Радуга». Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ по действующему СанПиН.
Образовательные области Образовательная нагрузка
Познавательное развитие 3
Речевое развитие 1
Физическое развитие 2
Художественно-эстетическое развитие 3
Социально-коммуникативное развитие 2
Количество НОД в неделю 11
Объём недельной образовательной нагрузки 3 ч 40 мин