Оксана Пуминова
Рабочая программа педагога-органзатора
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА- ОРГАНИЗАТОРА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО СЕМИ ЛЕТ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
НАДЫМСКОГО РАЙОНА п. ПАНГОДЫ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному воспитанию:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Рабочая программа педагога-органзатора» размещена в разделах
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
• «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г., № 30384).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
• Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
• Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
• Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от НОД время, а направленный процесс воспитания и образования детей в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Главной целью проектирования досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы в большей степени демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности воспитанника. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру воспитанников.
Цель:
• Организация всестороннего досуга воспитанников ДОУ путём интеграции в воспитательной работе проектов : гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического направления, а также работы методического объединения воспитателей.
Задачи:
• Планировать и организовывать вечера, праздники, и экскурсии.
• Осуществлять взаимодействие с органами здравоохранения, физической культуры и спорта.
• Обеспечить информационное сопровождение социальной работы в ДОУ путём создания плакатов, презентаций, электронных ресурсов (сайт ДОУ).
• Совместно с социальным педагогом и воспитателем способствовать реализации интересов и потребностей воспитанников ДОУ в различных видах общественной и культурно - досуговой деятельности.
• Обеспечить участие воспитанников ДОУ в различных конкурсах, проектах и акциях, муниципального, районного, областного, всероссийского и международного уровня.
Реализация плана:
Настоящий план реализуется в МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды» в течение 2018-2019 учебного года через последовательное проведение заранее спланированных мероприятий.
Особенности возрастного развития детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Особенности возрастного развития детей 4-5 лет:
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Социально- личностное развитие.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.
Художественно эстетическое развитие.
Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией.
Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Познавательно- речевое развитие.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. Развивается связная речь.
Особенности возрастного развития детей 5-6 лет.
Познавательно-речевое развитие.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Социально-личностное развитие.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т. д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Особенности возрастного развития детей 6-7 лет.
Социально-личностное развитие.
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т. п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель/, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Познавательно-речевое развитие.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
.
• Воспитательная работа в ДОУ предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом и направлена:
- на здоровье сберегающее образование,
- на развитие физической, общественной активности ребенка,
- на выявление и сопровождение талантливых детей,
- на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей воспитанников.
Непрерывный образовательно-воспитательный процесс в ДОУ осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка. Ведущим принципом в воспитании является адаптация ребенка в социуме центра, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
• Основу воспитательной системы определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом городских, районных, мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
В совместной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др., концерты, театрализованные представления, встречи с интересными людьми, спектакли, экскурсии, спортивные игры и соревнования.
Педагог-организатор осуществляет свою деятельность совместно с воспитателями, социальными педагогами и педагогами дополнительного образования. Ведь только через совместную работу всех очагов воспитательной системы можно достичь максимального результата.
• Формы работы :
1. Проведение праздников, спектаклей, театрализованных обучающих представлений, акций, конкурсных игровых и развлекательных программ, концертов, спортивно-развлекательных программ, тематических бесед.
2. Реализация проектов (создание видеопрезентаций);
3. Экскурсии и походы, акции, выставки;
4. Проведение встреч с интересными людьми;
5. Работа с воспитателями;
Ожидаемые результаты:
1. Развитие в учащихся нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
2. Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
3. Привитие здоровье сберегающих навыков.
4. Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
5. Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,
6. Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
7. Развитие потребностей у детей самовыражению, познавательной, творческой активности (художественно-эстетический потенциал).
Методы, использованные в данной программе :
• Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);
• Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
• Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические программы, беседы и др.);
• Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация)
Работа с социальными партнёрами.
Организация социокультурной связи между детским садом и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:
• Открытость ДОУ.
• Установление доверительных и деловых контактов.
• Использование образовательного и творческого потенциала социума.
• Реализация активных форм и методов общения.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные формы организации социального партнерства:
• Коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках детского творчества, в различных конкурсах.
• Информационно-просветительские мероприятия: проведение мероприятий с родителями с привлечением специалистов культуры, здравоохранения, трансляция положительного имиджа ДОУ через средства массовой информации.
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для
обогащения деятельности в ДОУ расширяет спектр возможностей по осуществлению
сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития
воспитанников.
Организация работы с родителями :
• Консультации для родителей в течении года.
• В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равная ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта;
5. успешная социализация детей в ДОУ.