Баева Светлана
Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе
дошкольного образования
по познавательному развитию
("Ознакомление с предметным и социальным окружением")
(«Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина)
для детей 4-5 лет, средняя группа
Автор-составитель:
Баева С. В.
г. Ростов-на-Дону
2023 – 2024 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с предметным и социальным окружением“ для средней группы» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Рабочая программа разработана в соответствии с :
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от29.12.2012г. ;
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. № 1155;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);
Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.
Основная образовательная программа дошкольного образования
МАДОУ № 272
Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, труд взрослых, предметный мир, естественных представлений о человеческом организме и т. д.
ЦЕЛИ: - Формирование целостной картины мира, приобщение к социокультурным ценностям.
- воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе.
ЗАДАЧИ:
Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире.
Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход, о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Познакомить с деньгами, возможностями их использования.
Принципы:
реализации рабочей программы по познавательному развитию основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Объем реализации программы : 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
дидактические игры;
проектно-исследовательская деятельность;
эксперименты;
Контингент воспитанников:
Всего детей по списку: __ человека.
Пол: __ мальчиков, __ девочек.
Дата комплектования группы : 1 сентября 2021 года.
Условия реализации программы :
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности : объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространственного предъявления детских продуктов :
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети - по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.
Для реализации программы используются технические средства : инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
К концу года дети должны:
Проявлять интерес к окружающему миру.
Знать материалы, из которых сделаны предметы, их свойства и качества.
Группировать предметы по назначению.
Иметь первичные представления о школе, о семье (ее члены, родственные отношения) и ее истории.
Иметь представления о детском саде и его сотрудниках.
Знать красивые места своего города, его достопримечательности.
Иметь представления о российской армии, военных, охраняющих Родину (пограничники, моряки, летчики).
2. Учебно-тематический план
(составлен в соответствии с календарным графиком на 2023 - 2024 учебный год)
Месяц, дата
№ занятия
Вид и тема
Кол-во часов
Примечание
01.09.2023
1
Расскажи о любимых предметах
1 час
15.09.2023
2
Моя семья
1 час
29.09.2023
3
Петрушка идет трудиться
1 час
13.10.2023
4
Мои друзья
1 час
27.10.2023
5
Петрушка идет рисовать
1 час
10.11.2023
6
Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь
1 час
24.11.2023
7
Петрушка – физкультурник
1 час
08.12.2023
8
Целевая прогулка «Что такое улица»
1 час
22.12.2023
9
Узнай все о себе, воздушный шарик
1 час
19.01.2024
10
Замечательный врач
1 час
02.02.2024
11
1 час
16.02.2024
12
Наша армия
1 час
01.03.2024
13
В мире пластмассы
1 час
15.03.2024
14
В гостях у музыкального руководителя
1 час
29.03.2024
15
Путешествие в прошлое кресла
1 час
12.04.2024
16
Мой город
1 час
26.04.2024
17
Путешествия в прошлое одежды
1 час
10.05.2024
18
Наш любимый плотник
1 час
24.05.2024
19
Повторение «Мой город»
1 час
Итого:
19
19
часов
3. Методическая литература для педагога:
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015
«Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина. Мозаика-Синтез, Москва, 2015