Ахмедова
Рабочая программа «Одаренный ребенок» по интеллектуальному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №44 «Золотой ключик»
Рабочая Программа «Одаренный ребенок»
(интеллектуальное развитие)
Составила:
воспитатель первой категории
Ахмедова Л. К.
Нижневартовск, 2022 г.
1. Оглавление.
П/н. Содержание. Страницы.
1. Оглавление. 2
2. Паспорт программы. 3
3. Актуальность программы. 4
4. Пояснительная записка 4 -5
5. Новизна. 5
6. Механизмы реализации программы. 6
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
7. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренным ребенком. 6
8. Формы работы с одаренным ребенком. 6
9.
Основные этапы реализации программы. 7 - 8
10.
Работа с родителями. 8
11. Ожидаемые результаты программы.
8 -9
12. Индивидуальный маршрут на Антоникова Тимофея с высоким интеллектуальным развитием.
8
13. План работы с одаренным ребенком Антониковым Тимофеем
на 2022 -2023 учебный год.
10 - 11
14. Литература.
12
2. Паспорт Программы.
Наименование
Программы. Программа «Одарённый ребёнок»
Основание
для
разработки
программы. Основанием для разработки программы «Одаренный ребенок» являются следующие нормативно-правовые документы:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятие генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка» от 05.12.1989г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
- Общеобразовательная программа ДОУ.
Заказчики
программы. Родители (законные представители, педагоги группы.
Руководитель
программы. Ахмедова Л. К. - воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №44 «Золотой ключик»
Составитель
программы. Ахмедова Л. К. – воспитатель МА ДОУ г. Нижневартовска детского сада №44 «Золотой ключик»
Исполнители
программы. Педагоги группы, воспитанник группы, родители воспитанника группы (законные представители)
Срок
реализации. 2022 – 2023 учебный год.
Цель. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренного
ребенка, его самореализации.
Задачи
программы. - Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
- Разработать план мероприятий по развитию интеллектуальных способностей воспитанников группы.
Ожидаемые
результаты
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 3 лет.
- Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
- Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
- Создание необходимой материально технической базы группы для работы с одарёнными детьми.
3. Актуальность программы.
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься с одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей (законных представителей)
Программа рассчитана на 2022 - 2023 учебный год.
4. Пояснительная записка.
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми.
Цель программы : Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренного ребенка, его самореализации.
Задачи программы.
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
- Разработать план мероприятий по развитию интеллектуальных способностей воспитанников группы.
5. Новизна.
Программа «Одаренный ребенок» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённого ребенка, осуществляя личностно - ориентированный подход. Одаренный ребенок с интеллектуальным развитием сможет в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
6. Механизмы реализации программы.
1. Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
7. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренным ребенком.
1. Системный подход, который реализуется через - интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности.
2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя.
3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей.
4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
5. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности.
8. Формы работы с одаренным ребенком.
1. Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий.
2. Дополнительные занятия с одаренным ребенком, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм.
3. Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах.
4. Создание детского портфолио.
9. Основные этапы реализации программы.
1 этап — диагностико - организационный (Сентябрь-октябрь)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренным ребенком в группе.
Задачи:
1. Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
2. Разработка программы работы с одаренным ребенком.
3. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанника на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарённым ребенком.
3. Создание творческой работы воспитателя по работе с одаренным ребенком.
4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
5. Создание нормативно-правовой базы.
6. Создание системы диагностики развития одаренного ребенка в процессе реализации программы.
2 этап — реализационный, организационно-практический. Цель: Апробация системы работы с одаренным ребенком.
Задачи:
1. Диагностика склонностей воспитанников.
2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады, праздников.
3. Повышение квалификации педагога в области работы с одаренным ребенком.
Планируемые мероприятия:
1. Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми.
2. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарённым ребенком.
4. Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
6. Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
7. Систематическая и целенаправленная работа с одаренным ребенком в ДОУ, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий.
3 этап — итогово - аналитический.
Цель: Переход системы работы с одаренным ребенком в режим функционирования.
Задачи:
1. Анализ итогов реализации программы.
2. Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённого ребенка на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
3. Обобщение и презентация результатов работы группы в реализации программы «Одаренный ребенок»
Планируемые мероприятия:
1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Коррекция проекта и уточнение программы.
3. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
5. Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренного ребенка.
6. Мониторинг личных достижений воспитанника.
7. Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренным ребенком.
8. Создание системы работы с одаренным ребенком в условиях детского сада.
9. Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
10. Работа с родителями.
•Анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
•Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
«Одаренность в дошкольном возрасте»
«Как воспитать одаренного ребенка?»
«Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
«Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
•Составить картотеку игр и занятий в помощь родителям
•Совместные детско – родительские проекты;
•Совместные праздники, соревнования, конкурсы;
•Провести для родителей мастер-класс по изготовлению дидактических игр
11. Ожидаемые результаты программы.
В соответствии с заявленной целью я предполагаю следующие результаты по итогам реализации программы :
1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 3 лет.
2. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
3. Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
4. Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренного ребенка.
5. Создание необходимой материально технической базы группы для работы с одарёнными детьми.
6. Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.
12. Индивидуальный маршрут на Антоникова Тимофея с высоким интеллектуальным развитием.
Выделены следующая сфера одарённости ребёнка : математика.
Тимофей посещает детский сад с августа 2022 года. К детскому саду адаптировался быстро.
Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, играть в интеллектуальные игры. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.
Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.
Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.
Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.
Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.
Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей.
Индивидуальный маршрут предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность деятельности: - 10 мин.
Общее количество занятий в год – 36.
Место проведения: младшая группа №2 «Гуси – лебеди»
13. План работы с одаренным ребенком Антониковым Тимофеем
на 2022 -2023 учебный год.
П / н занятия. Тема. Цель. Формы и методы работы
Сентябрь.
1. «Добро пожаловать в страну математики» - желание узнать новое. Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
2. «Количество – счет» - умения сравнивать без пересчета количества одинаковых предметов. - Д/и «Много – мало»
3. «Веселый счет» - прямой и обратный счет. - Упражнение «Посчитай предметы»
4. «Величина» - различие и сравнение предметов по разным качествам величины. - Д/и «Веселые матрешки»
Октябрь.
5. «Веселые фигурки» - преобразование геометрических фигур. - Д/и «В стране геометрических фигур»
6. «Геометрические фигуры» - работа с геометрическими фигурами. - Д/и «Украсим коврик»
7. «Игры с кубиками» - навыки классифицирования предметов. - Д/и «Строим башню»
8. «Веселая радуга» - закрепить основные цвета радуги. - Д/и «Путешествие по радуге»
Ноябрь.
9. Разрезные картинки «Овощи» - собирать целое из частей. - Д/и «Овощи»
10. «Учимся шнуровать» - развитие мелкой моторики рук. - Д/и «Веселые шнурки»
11. «Узнаем на ощупь» - развитие восприятия, тактильной памяти. - Игра «Узнай на ощупь»
12. «Веселые пуговки» - составление узоров из крупных цветных пуговиц. - Игра «Составь узор»
Декабрь.
13. «Большой, средний, маленький» - учить составлять предметы в возрастающей последовательности. - Д/и «Составь по порядку»
14. «Когда это бывает?» - познакомить с частями суток. - Д/у «Когда это бывает?»
15. «Волшебные палочки»- составление предметов из счетных палочек. - Д/и «Волшебные палочки»
16. «Геометрические фигуры» - выкладывание различных изображений и называть их» - Д/и Геометрическая мозаика»
Январь.
17. «В стране чисел»- знакомство с числами первого десятка. - Д/и «Отгадай число»
18. «Знакомимся с цифрами» -знакомство с цифрами. - Д/ и «Счетная мозаика»
19. «Назови одним словом» - обобщение предметов одним словом. - Д/и «Назови одним словом»
20. «Узелки» - умение развязывать узелки и рассказывать, как он это делает. - Упражнение. «Распутай узелки»
Февраль.
21. «Играем и развиваемся» - настольно – печатные игры по математике. - Настольная игра «Выложи по образцу»
22. «Составляем весёлые картинки» - работа с геометрическими фигурами. - Настольная игра «Построй из геометрических фигур»
23. «Веселая швея» - развитие внимания и памяти. - Д/и «Подбери заплатку для ковра»
24. «Сломанная машина» - учить замечать нарушения в изображенном предмете. - Д/и «Умелые ремонтники»
Март.
25. «Веселый счет» - прямой и
обратный счет в пределах 10. - Д/и «Живые числа»
26. «На что это похоже» - развитие умственных способностей. - Д/и «Дорисуй рисунок»
27. «Путешествие» - ориентировка в пространстве. - Упражнение «Иди куда скажу»
28. «Куда бросим мяч?» - ориентировка в пространстве. Действие по указанию взрослого.
Апрель.
29.
«Режим дня» - части суток, закрепление правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». - Д/и «Когда это бывает?»
30. «Веселые лабиринты» - логическое развитие. - Лабиринт «Помоги мышке добраться до сыра»
31. «Веселые фигурки» - группировка геометрических фигур по двум свойствам (на выбор педагога) - Д/и «Собери бусы»
32. «Играя развиваемся» - развитие логического мышления. - Игра «Танграм»
Май.
33. «Разноцветная неделька» - последовательность дней недели. - Д/и «7 дней»
34. «Весёлые часики» - ориентировка во времени. - Д/и «Когда это бывает?»
35. «Где, чей дом?» - комбинаторные способности. - Д/и «Помоги животным»
36. «Хочу все знать» - итоги реализации программы «Одаренный ребенок» Мониторинг знаний об элементарных математических представлениях по программе «Одаренный ребенок»
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
14. Литература.
1. Белова, Е. С. Психологические особенности одаренных дошкольников / Е. С.
2. Белова, Е. И. Щебланова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6.
3. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997
4. Леднева, С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом / С. Леднева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2. – С. 50.
5. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.