Валентина Неизвестных
Рабочая программа образовательной деятельности старшей группы. Часть 7
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа образовательной деятельности старшей группы (5–6 лет)
2.6 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности старшей группы, Часть 7» размещена в разделах
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей группе
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы Название мероприятия
Сентябрь 1. Анкетирование.
2. Развлечение: «Здравствуй детский сад», «Конкурс чтецов»
3. Оформление родительского уголка на осеннюю тему.
4. Консультация: «Что должны знать и уметь наши дети».
«Развитие речи ребенка 5-6 лет».
5. Беседы с родителями (индивидуальные): «Общение со сверстниками».
«Ваш ребенок».
6. Выставка рисунков «Дары осени», коллаж «Животные осенью».
Октябрь 1. Родительское собрание: «Начало учебного года. Знакомство с задачами на новый учебный год».
2. Консультация: тема «Правила дорожного движения – для всех».
3. Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4. Наглядный материал для родителей «Осторожно грипп»
5. Беседы с родителями: «Чем занять ребёнка дома в выходные дни»
«Детские страхи»
6. Выставка поделок («деревья и кустарники») «Осенние фантазии».
Оформление газеты «Удивительные овощи и фрукты»
Выставка детских рисунков «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
7. Развлечение: «Вечер загадок» (Грибы и ягоды)
Ноябрь 1. Праздники: «Осенний праздник» для детей, «День матери»
2. Буклет «История возникновения праздника День матери».
3. Консультация: тема: «Мудрые мысли о воспитании»
«Пальчиковая гимнастика»
4. Индивидуальные беседы с родителями: «Играйте с детьми».
5. Экологическая акция «День добрых дел» (создание из бросового материала кормушек для птиц)
6. Выставка: коллаж «Птицы»
Декабрь 1. Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Зима, зима!»
2. Подготовка к Новогоднему празднику. «Новогодний праздник».
3. Наглядный материал для родителей «Новый год – это ёлка и Дед Мороз»
4. Индивидуальные беседы с родителями: «Воспитание интереса и бережного отношения к книге»
5. Консультация тема «Книга в жизни ребёнка», «Компьютер «за» и «против».
6. Выставка поделок «Новый год» и рисунков «Признаки зимы»
Январь 1. Беседа: «Чем вы кормите детей».
2. Консультация для родителей: «Как рассказать детям о ВОВ».
«Детские зубы»
3. Наглядный материал для родителей: «Рождество», «Ребёнок в детском саду»
4. Панно зимние забавы
Февраль 1. Спортивное развлечение «Аты - баты шли солдаты»
2. Поздравительная газета для пап, дедушек «Самый лучший друг на свете».
3. Оформление выставки:
на военную тематику (военных атрибутов, рисунков).
«Дорого яичко к пасхальному дню».
4. Консультация: рисование штрихом.
5. Анкетирование (удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ)
Март 1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Наши мамы лучше всех». «Прилёт птиц»
2. Праздничное поздравление мамам (утренник).
3. Индивидуальные беседы с родителями: «Если ваш ребёнок не любит вставать рано»
4. Консультации для родителей «Нет безвольных детей, есть дети, испорченные воспитанием».
5. Выставка: «Новая жизнь старых вещей».
Апрель 1. Родительское собрание по теме: «Растём, играя»
«До свиданья детский сад».
2. День птиц. Выставка поделок и рисунков «О весне и птицах» детей совместно с родителями.
3. «День космонавтики». Подготовка к проведению досуга: заучивание стихов, рисунки и поделки. Конкурс чтецов.
4. Консультация для родителей: «Что нового мы узнаем по математике»
«Вежливость воспитывается вежливостью».
5. Наглядный материал для родителей «День смеха»
«Как научить ребёнка решать задачи»
6. Индивидуальные беседы с родителями: «Слово нет»
7. Выставка: «Живой лес».«Открытки ветеранам».
Май 1. Выставка рисунков «Поклонимся великим тем годам»
2. Выставка открыток и плакатов «Нет войне!»
3. Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне»
4. Участие в акциях: «Поздравления для всех», «Бессмертный полк»
5. Праздник: «До свиданья детский сад».
6. Консультации: «Летом на природе», «Безопасность на воде»,
«Какие опасности могут подстерегать ребёнка»
7. Облагораживание участка детского сада.
2.7 Взаимодействие с социумом
В обществе долгие годы было принято считать, что детское дошкольное учреждение является «закрытым» учреждением, автономной системой. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами города, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социо - культурного опыта. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения.
В образовании под понятием «социальное партнерство» понимается совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Детский сад должен быть прежде всего открытым учреждением для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Организация работы с социальными партнерами строится на добровольной договорной основе.
Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
*Выработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
*Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
*Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
*Воспитывать желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города.
*Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности.
*Создать возможность обеспечения эмоционального благополучия детей.
*Создать социальные условия для обеспечения здоровья воспитанников.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Организация работы с социальными партнерами строится на добровольной договорной основе. Определяются конкретные цели и задачи, виды деятельности и сроки реализации.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Принципы:
*принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
*принцип системности- работа проводится систематически.
*принцип интеграции - взаимосвязь целей и задач блоков для воспитания личности.
*принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
* принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума города Звенигорода на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника.
2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги, направленного на активное освоение мира)
3. Формирование желания повысить общекультурный уровень.
4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса.
5. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами села.
6. Использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
III Организационный раздел
3.1. Организация режима пребывания детей в группе.
Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного распорядка дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приема пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Согласно СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013 № 26 максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов
Режим дня в старшей группе от 5 до 6 лет
(Холодный период года)
Режим дня в старшей группе от 5 до 6 лет
(Теплый период года)
3.2. Проектирование образовательной деятельности
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Образовательная область Приоритетный вид детской деятельности Старшая группа
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская ФЭМП 1
Ребенок и окружающий мир 2
ОБЖ Вне занятий, элементы разных занятий
Продуктивная (конструктивная)
Конструирование Вне занятий, элементы разных занятий
Развитие речи Коммуникативная Развитие речи 2
Восприятие художественной литературы и фольклора Ежедневно вне занятий, как часть занятий
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная Рисование 2
Лепка 0,5
Аппликация 0,5
Художественный труд Вне занятий
Музыкальная Музыка 2
Физическое развитие Двигательная Физическая культура 3
Итого (количество занятий в неделю) 13
Примерное расписание непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по дням недели
Дни недели Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя
Понедельник 1. Лепка
2. Физическая культура
3. Ознакомление с природой 1. Аппликация
2. Физическая культура
3. Ознакомление с природой 1. Лепка
2. Физическая культура
3. Ознакомление с природой 1. Аппликация
2. Физическая культура
3. Ознакомление с природой
Вторник 1. Ознакомление с окружающим миром
2. Музыка
3. Развитие речи 1. Ознакомление с окружающим миром
2. Музыка
3. Развитие речи 1. Ознакомление с окружающим миром
2. Музыка
3. Развитие речи 1. Ознакомление с окружающим миром
2. Музыка
3. Развитие речи
Среда 1. Формирование элементарных математических представлений
2. Физическая культура 1. Формирование элементарных математических представлений
2. Физическая культура 1. Формирование элементарных математических представлений
2. Физическая культура 1. Формирование элементарных математических представлений
2. Физическая культура
Четверг 1. Развитие речи
2. Музыка
3. Рисование 1. Развитие речи
2. Музыка
3. Рисование 1. Развитие речи
2. Музыка
3. Рисование 1. Развитие речи
2. Музыка
3. Рисование
Пятница 1. Рисование
2. Физическая культура (на воздухе) 1. Рисование
2. Физическая культура (на воздухе) 1. Рисование
2. Физическая культура (на воздухе) 1. Рисование
2. Физическая культура (на воздухе)