МААМ-картинки

Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»

Наталья Агапчева
Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие — это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

• Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

• Умение определять место положения звука в слове;

• Умение определять последовательность звуков и их количество.

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения и игры для формирования фонематического слуха и восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:

• I этап - узнавание неречевых звуков;

• II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

• III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

• IV этап - дифференциация слогов;

• V этап - дифференциация фонем;

• VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Фонематический слух — это способность человека слышать и узнавать фонемы родного языка, то есть различать все звуки речи.

Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты.

Звуковысотный слух — это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Восприятие темпа и ритма речи — это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например, вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Развитый речевой слух позволяет:

- правильно произносить звуки;

- четко произносить слова;

- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

- успешно освоить письмо и чтение.

Предлагается пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке.

Сначала определите уровень развития речевого слуха у вашего ребенка. Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным.

Календарь развития фонематического слуха младенца

1 неделя - реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2 неделя - прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно.

3 неделя - слуховое сосредоточение; затихает при резком звуке.

4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика, висящему надо ним, затормаживая свои движения.

1 месяц 1 неделя - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

2 месяца 1 неделя - начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги.

2 месяца 2 недели - живая реакция на угрожающие звуки.

2 месяца 3 недели - довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им.

2 месяца 4 недели - ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука.

3 месяца - слушает музыку (предпочитает классическую).

4 месяца - начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникновение певческих интонаций.

5 месяцев - поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука, находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам.

6 месяцев - различает свое и чужое имя.

7 месяцев - оценка и понимание осмысленных звуков.

9 месяцев - нравится слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии.

12 месяцев - понимание часто употребляемых слов.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Некоторые аспекты важности фонематического слуха:

• Формирование правильного произношения. Чёткое различение звуков на слух позволяет правильно произносить звуки в собственной речи, не смешивать звуки, близкие по различным признакам, соблюдать последовательность звуков в словах.

• Понимание смысла высказывания. Различение звуков в потоке речи — необходимое условие точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух.

• Выработка орфографического навыка. В русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.

• Обучение чтению. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.

• Формирование фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму.

Развивать фонематический слух у детей важно с рождения, например, при помощи специальных упражнений, которые помогают распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Игры, которые помогают развивать фонематический слух:

• «Договариваем слог». Взрослый произносит короткое предложение, не договаривая последний слог, а ребёнок должен подставить его по смыслу. Например: «Птички сидят на вет. (ке)», «По небу летит само. (лет)», «На дворе растёт тра. (ва)», «В теплице растёт красный поми. (дор)» и т. п.

• «Ловим звук». Взрослый говорит, какой звук нужно «ловить», а потом медленно и отчётливо произносит разные звуки. Когда ребёнок слышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши.

• «Назови звук». Игра тренирует умение выделять один и тот же звук в разных словах. Взрослый должен назвать 3–4 слова, в которых встречается определённый звук, а от ребёнка требуется опознать и назвать его. Пример: «кот», «кубик», «домик», «ковер» — звук «к».

• «Найди звук». В этой игре нужны карточки с различными изображениями, допустим, с овощами или фруктами. Взрослый произносит звук, а ребёнок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает её. Например, услышав звук «б», малыш переворачивает карточку с бананом.

• «Ищем парочки». Игра для детей, которые уже знают буквы. Понадобятся два вида карточек: с буквами и с картинками. Ребёнок должен взять наугад букву и найти картинку с предметом, название которого с неё начинается. После этого игрок забирает её себе. Побеждает тот, у кого к концу игры окажется больше картинок.

• «Испорченный телефон». Игра подходит для компании от четырёх детей и более. Один участник загадывает любое слово и невнятно говорит его на ухо тому, кто сидит рядом. Тот пытается понять слово и передаёт его соседу, и так по цепочке. Последний игрок громко произносит слово так, как он его понял. После этого сравниваются задуманное слово и конечный результат и разбирается, что изменилось, что неверно услышали.

• «Вставай на звук». Каждому ребёнку ведущий (взрослый) присваивает звук. Затем ведущий называет разные звуки. Каждый из детей должен встать, когда слышит свой звук. Можно провести аналогичную игру, называя не звуки, а слова, с которых они начинаются.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей»Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»
Опубликовано: 13 марта 2025 в 09:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Агапчева (УИ 1214753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД