Наталья Агапчева
Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие — это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
• Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
• Умение определять место положения звука в слове;
• Умение определять последовательность звуков и их количество.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения и игры для формирования фонематического слуха и восприятия.
В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:
• I этап - узнавание неречевых звуков;
• II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
• III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
• IV этап - дифференциация слогов;
• V этап - дифференциация фонем;
• VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Фонематический слух — это способность человека слышать и узнавать фонемы родного языка, то есть различать все звуки речи.
Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты.
Звуковысотный слух — это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.
Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.
При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
Восприятие темпа и ритма речи — это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например, вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.
Развитый речевой слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Предлагается пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке.
Сначала определите уровень развития речевого слуха у вашего ребенка. Для этого начните с трудных упражнений, двигаясь к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия будет установлен, заниматься начинайте от простых упражнений к сложным.
Календарь развития фонематического слуха младенца
1 неделя - реагирует на звук испугом или переменой в поведении.
2 неделя - прислушивается к звучанию погремушки, следит за перемещением в каком-либо направлении, если звуковой сигнал и сама игрушка возникают одновременно.
3 неделя - слуховое сосредоточение; затихает при резком звуке.
4 неделя - прислушивается к звуку колокольчика, висящему надо ним, затормаживая свои движения.
1 месяц 1 неделя - прислушивается к звукам, голосу взрослого, реагирует на голос испугом или переменой в поведении.
2 месяца 1 неделя - начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: достаточно негромко поговорить с малышом, и он успокаивается; распознает звуки, ищет источник звука взглядом, поворотом головы, кратковременно замирает в ответ на звук колокольчика, погремушки, шуршание бумаги.
2 месяца 2 недели - живая реакция на угрожающие звуки.
2 месяца 3 недели - довольно уверенно отыскивает источник звука, прислушивается с большим вниманием к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса, радуется им.
2 месяца 4 недели - ответные действия на звук: сосредоточение внимания, улыбка, движения рук, ног, голосовые реакции, поворачивает голову и находит взглядом источник звука.
3 месяца - слушает музыку (предпочитает классическую).
4 месяца - начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, возникновение певческих интонаций.
5 месяцев - поворачивает голову к говорящему (в сторону источника звука, находясь в различных положениях: на спине, животе, на руках у взрослого; узнает голоса близких людей; прислушивается не только к звукам внешнего мира, но и к звукам, которые издает сам.
6 месяцев - различает свое и чужое имя.
7 месяцев - оценка и понимание осмысленных звуков.
9 месяцев - нравится слушать музыку, появляются любимые и нелюбимые мелодии.
12 месяцев - понимание часто употребляемых слов.
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Некоторые аспекты важности фонематического слуха:
• Формирование правильного произношения. Чёткое различение звуков на слух позволяет правильно произносить звуки в собственной речи, не смешивать звуки, близкие по различным признакам, соблюдать последовательность звуков в словах.
• Понимание смысла высказывания. Различение звуков в потоке речи — необходимое условие точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух.
• Выработка орфографического навыка. В русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.
• Обучение чтению. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.
• Формирование фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму.
Развивать фонематический слух у детей важно с рождения, например, при помощи специальных упражнений, которые помогают распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Игры, которые помогают развивать фонематический слух:
• «Договариваем слог». Взрослый произносит короткое предложение, не договаривая последний слог, а ребёнок должен подставить его по смыслу. Например: «Птички сидят на вет. (ке)», «По небу летит само. (лет)», «На дворе растёт тра. (ва)», «В теплице растёт красный поми. (дор)» и т. п.
• «Ловим звук». Взрослый говорит, какой звук нужно «ловить», а потом медленно и отчётливо произносит разные звуки. Когда ребёнок слышит заданный звук, он должен хлопнуть в ладоши.
• «Назови звук». Игра тренирует умение выделять один и тот же звук в разных словах. Взрослый должен назвать 3–4 слова, в которых встречается определённый звук, а от ребёнка требуется опознать и назвать его. Пример: «кот», «кубик», «домик», «ковер» — звук «к».
• «Найди звук». В этой игре нужны карточки с различными изображениями, допустим, с овощами или фруктами. Взрослый произносит звук, а ребёнок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает её. Например, услышав звук «б», малыш переворачивает карточку с бананом.
• «Ищем парочки». Игра для детей, которые уже знают буквы. Понадобятся два вида карточек: с буквами и с картинками. Ребёнок должен взять наугад букву и найти картинку с предметом, название которого с неё начинается. После этого игрок забирает её себе. Побеждает тот, у кого к концу игры окажется больше картинок.
• «Испорченный телефон». Игра подходит для компании от четырёх детей и более. Один участник загадывает любое слово и невнятно говорит его на ухо тому, кто сидит рядом. Тот пытается понять слово и передаёт его соседу, и так по цепочке. Последний игрок громко произносит слово так, как он его понял. После этого сравниваются задуманное слово и конечный результат и разбирается, что изменилось, что неверно услышали.
• «Вставай на звук». Каждому ребёнку ведущий (взрослый) присваивает звук. Затем ведущий называет разные звуки. Каждый из детей должен встать, когда слышит свой звук. Можно провести аналогичную игру, называя не звуки, а слова, с которых они начинаются.