Елена Егорова
Рабочая программа Образовательная область: «Познавательное развитие» (второй год обучения — 3–4 года)
Сентябрь
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. «Наш любимый детский сад» РЭМП
Тема: Много,мало, один.
Цель: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один. На прогулке предложить детям принести по одному листочку. Спросите: сколько листочков принес каждый ребенок? Сколько всего листочков?
П. -И. деятельность
Тема: «Наша группа»
Публикация «Рабочая программа Образовательная область: „Познавательное развитие“ (второй год обучения — 3–4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу.
30 мин. 150мин.
2. Проект «Игрушки»» РЭМП
Тема: Круг, квадрат.
Цель: познакомить детей с квадратом, научить различать и называть: круг, квадрат. Совместно с детьми рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы предметы круглой и квадратной формы.
П. -И. деятельность
Тема: «Игры и игрушки»
Цель: познакомить детей с игрушками в групповой комнате. Закрепить знание о местонахождении разных игрушек, умение убирать каждую игрушку на свое место. Беседа на тему: «В какие игры можно играть в группе?»
30 мин. 150 мин.
3. Осень РЭМП
Тема: Круг, квадрат (закрепление)
Цель: учить различать и называть круг, квадрат; классифицировать по признаку формы; создавать образы на основе характерных признаков. Игра «Угадай на что похож»
Цель: учить детей соотносить предмет с формой.
П. -И. деятельность
Тема: «Осень»
Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень»
30 мин. 150 мин.
4. Дары осени: овощи, фрукты РЭМП
Тема: Много, мало, один. (закрепление)
Цель: упражнять в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов - квадратная, круглая. На прогулке предложить детям сделать куличики из песка. Уточнить какой они формы. Спросить, сколько каких куличиков, есть ли среди них одинаковые.
П. -И. деятельность
Тема: «Чудо-овощи»
Цель: познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания – огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам. Чтение сказки «Пых»
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Октябрь
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. «Птицы» РЭМП
Тема: Круг, квадрат, треугольник. (закреп-е)
Цель: познакомить детей с треугольником. Учить различать и называть его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию. Предложить родителям в повседневной жизни уточнять форму предметов: например, косынка имеет форму треугольника, а платок-квадрата и тд.
П. -И. деятельность
Тема: «Птицы»
Цель: познакомить детей с дикими птицами. Закрепить знания об отличительных особенностях птиц. Дать представление о том, что дикие птицы живут в неволе, боятся человека. Рассматривание иллюстраций на тему: «Птицы»
Беседа на тему «Птицы осенью»
30 мин. 150мин.
2. «Путешествие в осенний лес» РЭМП
Тема: Столько….сколько.
Цель: учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, различать равенство и неравенство по количеству предметов. При рассматривании книжных иллюстраций спросить детей, каких предметов много, каких мало.
П. -И. деятельность
Тема: «Чудесные листья»
Цель: учить детей замечать красоту природных явлений. Различать, узнавать, называть растения. Учить пользоваться сенсорными эталонами, эмоционально откликаться, переживать радость от общения с природой. Дид. игра «С какого дерева листок»
Цель: учить детей классифицировать предмет по признакам.
30 мин. 150 мин.
3. Труд взрослых «Профессии» РЭМП
Тема: Сколько…сколько, поровну.
Цель: учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько…сколько, поровну, много, мало, один. Под. игра «Бездомный заяц»
Цель: продолжать сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько…сколько, поровну.
П. -И. деятельность
Тема: «Труд помощника воспитателя»
Цель: познакомить детей с трудом помощника воспитателя. Закрепить названия предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. Рассматривание иллюстраций посуды.
Дид игра «Накроем стол для чаяпития».
30 мин. 150 мин.
4. Я человек РЭМП
Тема: Ориентировка в пространстве.
Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местоположение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении 2 групп предметов, расположенных в ряд. Дид. игры «Лото», «Домино», «Собери картинку»
Цель: учить находить соответствующие детали, развивать наблюдательность, делать логические выводы.
П. -И. деятельность
Тема: «Учимся общаться друг с другом»
Цель: учить детей общаться друг с другом. Дать понятие что такое дружба. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Пальчиковая гимнастика.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики…
5. ЗОЖ РЭМП
Тема: Сравнение предметов по длине.
Цель: учить сравнивать предметы по длине. Научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче. На прогулке попросить детей нарисовать дорожки разной длинны.
П. -И. деятельность
Тема: «Таблетки растут на ветке, на грядке»
Цель: познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Развивать логическое мышление. Загадывание загадок об овощах и фруктах.
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 150 мин. 750 мин.
Ноябрь
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. «Дикие животные» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по длине.
Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше. Сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами. На прогулке предложить детям найти длинные и короткие палочки.
П. -И. деятельность
Тема: «Дикие животные»
Цель: обогащать представления детей о животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Рассматривание иллюстраций на тему: «Дикие животные»
30 мин. 150мин.
2. «Домашние животные» РЭМП
Тема: «Сравнение предметов по длине (закрепление)
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, а также в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади. Игра «Где стоит игрушка»
Цель: учить детей определять с помощью слов, впереди, слева, справа, сзади где стоит игрушка.
П. -И. деятельность
Тема: «Домашние животные»
Цель: продолжать знакомить детей с классификацией животных (домашние).Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Рассматривание иллюстраций «Домашние животные»
Дид. игра «Домашние животные и их детеныши»
Цель: учить называть детенышей животных.
30 мин. 150 мин.
3. Предметный мир. Посуда. Мебель. РЭМП
Тема: «День ночь»
Цель: научить различать части суток. Сравнивать предметы по длине, составлять картинки из геометрических фигур. Рассматривание иллюстраций «Части суток»
П. -И. деятельность
Тема: «Квартира в которой мы живем»
Цель: дать детям обобщенно е понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета. Рассматривание иллюстраций на тему «Мебель»
30 мин. 150 мин.
4. Наша дружная семья. РЭМП
Тема: «Сравнение предметов по длине»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения. Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Уметь ориентироваться в пространстве: слева справа. Различать один, много. Дид. игра «Сложи фигуру»
Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из счетных палочек.
П. -И. деятельность
Тема: «Моя семья»
Цель: учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг о друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-это я,
Вот и вся моя семья!
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Декабрь
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. «Зимушка-зима» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по ширине. (закрепление)
Цель: учить сравнивать два предмета по ширине; продолжать сравнивать предметы по длине; различать и называть геометрические фигуры. На прогулке попросить детей нарисовать на снегу широкую и узкую дорожку. Предложить детям пройти по ним. Спросить: по какой дорожке легче идти - по узкой или по широкой.
П. -И. деятельность
Тема: «Зима белоснежная»
Цель: закрепить знания детей о времени года-зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая их характерные признаки. Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима»
30 мин. 150мин.
2. «Животные зимой» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по ширине (закрепление)
Цель: учить сравнению двух предметов по ширине, а также обозначению словами результата сравнения: разные по ширине. Дид. игра «Найди предмет»
Цель: учить детей находить предмет заданной формы.
П. -И. деятельность
Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой»
Цель: учить детей отвечать на вопросы предложениями; учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных. Активизировать прилагательные. Дид. игра «Накорми зверей»
Цель: учить детей заботиться о животных.
30 мин. 150 мин.
3. Елка у нас в гостях. РЭМП
Тема: Время: утро, вечер, день, ночь.
Тема: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь. Закрепить название геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник. Игра «Найди предмет»
Цель: продолжать учить детей соотносить фигуру с предметом.
П. -И. деятельность
Тема: «Елка у нас в гостях»
Цель: создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Рассматривание новогодних иллюстраций, открыток, мультфильмов.
30 мин. 150 мин.
4. Сундучок Деда Мороза РЭМП
Тема: Сравнение двух групп предметов.
Цель: упражнять в сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах.
Дид. игра «Геометрическое лото»
Цель: упражнять детей в сравнении и назывании фигур.
П. -И. деятельность
Тема: «Кто пришел?»
Цель: Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности, воспитывать партнерские отношения к сверстникам и взрослым. Рассматривание Новогодних картинок, открыток.
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Январь
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. «Неделя сказки» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по ширине (закрепление)
Цель: продолжить упражнять детей в сравнении предметов по ширине, в умении ориентироваться во времени и пространстве ( используя слова: за, на, под, над, дальше, ближе) Учить детей выделять два свойства фигуры (форма, цвет)
П. -И. деятельность
Тема: Русская нар. сказка «Теремок»
Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки, учить понимать и оценивать характер героев. Речевая игра «Подражание»
Цель: учит детей подражать голосам животных.
30 мин. 150мин.
2. «Путешествие в русскую избу» РЭМП
Тема: Сравнение двух групп предметов. (сравнение)
Цель: развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить ориентироваться в пространстве. Игра «Назови время суток»
Цель: учить детей называть части суток, соотносить их с действиями.
П. -И. деятельность
Тема: «Путешествие в русскую избу»
Цель: дать детям элементарные представления о русской избе. Рассматривание фотографии иллюстраций с изображениями домов.
30 мин. 150 мин.
3. Учимся дружить. Я в обществе. РЭМП
Тема: Сравнение двух групп предметов. (сравнение)
Цель: учить сравнивать две группы предметов по величине, а также ориентироваться во времени. Ира «Скажи наоборот»
Цель: учить детей называть противоположные значения. (дверь узкая, а окно….)
П. -И. деятельность
Тема: «Учимся общаться друг с другом»
Цель: учить детей общаться друг с другом. Дать понятие, что такое дружба. Каким образом появляются дружеские чувства. Чтение сказки «Как лисичка с бычком поссорились»
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 90 мин. 450 мин.
Февраль
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. В гостях у Айболита (ЗОЖ) РЭМП
Тема: Сравнение предмета по высоте,
Цель: обозначать словами: выше, ниже, сравнивать предметы по величине.
Игра «Строитель»
Цель: продолжать учить детей строить домики и сравнивать их по высоте.
П. -И. деятельность
Тема: «Как лечили жирафика»
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание оказать больной игрушки посильную помощь. Рисование «Таблетки для жирафика»
Цель: Вызвать сочувствие, сострадание чувство помощи к игрушке.
30 мин. 150мин.
2. «Из чего сделаны предметы» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по высоте. (закрепление)
Цель: упражнять в сравнении предметов по высоте, отражая в речи результат сравнения: выше, ниже; различать и называть геометрические фигуры. Игра «Зеркало»
Цель: продолжать учить детей отражать в речи результат сравнения.
П. -И. деятельность
Тема: «Комната для куклы Кати»
Цель: уточнить представления детей о предметах мебели; учить называть их; стимулировать использование детьми в активной речи прилагательных, глаголов. Сюж. Рол. Игра «У куклы день рождения»
Цель: обобщить знания о предметах столовой посуды и мебели.
30 мин. 150 мин.
3.«Обувь. Головные уборы» РЭМП
Тема: Сравнение предметов по высоте (закрепление)
Цель: учить классифицировать фигуры по заданному признаку; выделять признак высоты, классифицировать предметы по разным признакам. Дид. игра «Сравни»
Цель: Продолжать учить детей сравнивать две разные группы предметов.
П. -И. деятельность
Тема: «Обувь»
Цель: познакомить детей с историей обуви; побудить к пониманию ее значения, функции и необходимости для жизни человека. Дид. игра «Лото одежда и обувь»
Цель: закреплять знания об одеже и обуви.
30 мин. 150 н.
4. Наши папы. Защитники Отечества
РЭМП
Тема: Сравнение предметов по величине
Цель: учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения: большой, маленький. «Что больше»
На прогулке предложить детям сравнить окружающие предметы друг с другом.
П. -И. деятельность
Тема: «Я и мой папа»
Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Рассматривание картины беседа на тему «Защитники Отечества»
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Март
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. Наши мамы РЭМП
Тема: Сравнение предметов по величине (закрепление)
Цель: продолжать упражнять в сравнении предметов по величине. Развивать воображение. Во время сервировки стола обратить внимание детей на то, что среди ложек, тарелок, чашек есть большие и маленькие.
П. -И. деятельность
Тема: «Я и моя мама»
Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Речевая игра «Как зовут твою маму»
Цель: учить детей называть И. О. своей мамы.
30 мин. 150мин.
2. Мы-помощники. Что мы умеем? РЭМП
Тема: Ориентировка в пространстве
Цель: упражнять в умении определять положение предмета, используя предлоги: на, над, в, различать: один, много, мало. Игра «Куда спряталась матрешка»
Цель: учить определять положение предмета, используя предлоги: на, над, в.
П. -И. деятельность
Тема: «Наши добрые дела»
Цель: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Пальчиковая игра:
Мы куклу умываем,
Мы куклу намыливаем,
Мы куклу вытираем,
Мы куклу причесываем,
Мы куклу заворачиваем в пеленку,
Мы кукле стираем белье.
30 мин. 150 мин.
3. Экологическая неделя РЭМП
Тема: Сравнение предметов по величине
Цель: упражнять в сравнении предметов по величине, а также закреплять пространственные представления; различать и называть: круг, квадрат, треугольник; сравнивать две группы предметов. Дид. игра «Узнай форму предмета»
Цель: учить детей на ощупь определять форму предмета.
П. -И. деятельность
Тема: «Какие краски у весны»
Цель: дать детям представления о времени года «весне». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки, развивать цветовое восприятие. Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна»
30 мин. 150 мин.
4. Мой город, моя малая Родина РЭМП
Тема: Сравнение предметов по величине (закрепление)
Цель: сравнение предметов по величине: больше, меньше, равные по величине. Продолжать упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги: по, за. Игра с пирамидкой
Цель: продолжать учить детей собирать пирамидку.
П. -И. деятельность
Тема: «Город в котором мы живем»
Цель: познакомить детей с понятие «город». Учить поддерживать беседу с воспитателем, знать название города, в котором мы живем. Конструирование на тему: «Город»
Цель: продолжать учить детей строить не сложные постройки.
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Апрель
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. Азбука здоровья РЭМП
Тема: Повторение
Цель: закрепление пройденного материала: составлять группы из отдельных предметов; находить сходство и различие; уметь сравнивать предметы по величине. Обратить внимание детей, что они приходят в дет. Сад, когда уже светло, и уходят домой когда еще светло. Уточнить время суток.
П. -И. деятельность
Тема: «Таблетки растут на ветке, Таблетки растут на грядке»
Цель: познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Сюж. рол. Игра «Айболит»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать больной игрушке посильную помощь.
30 мин. 150мин.
2. Книжкина неделя РЭМП
Тема: Повторение (закрепление)
Цель: Уметь сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия, различать «много», «мало», «один». Сравнение двух предметов по высоте.
П. -И. деятельность
Тема: «Знакомим Хрюшу с книжками»
Цель: познакомить детей с понятием «книга». Учить бережно относиться к книгам. Рассматривание книг. Беседы на тему: «Какие бывают книги?», «Для чего нужны книги?»
30 мин. 150 мин.
3. «Весна-красна» РЭМП
Тема: Найди знакомую фигуру
Цель: учить детей обозначать словом геометрические формы и узнавать их в реальных предметах и их частях. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать геометрические формы на ощупь.
П. -И. деятельность
Тема: «Знакомим куклу с весной»
Цель: познакомить детей с характерными признаками весны. Развивать наблюдательность, любознательность. Загадывание загадок о весне.
30 мин. 150 мин.
4. Мальчики и девочки РЭМП
Тема: «Один-мало-много»
Цель: Продолжать учить сравнивать совокупности предметов («Один-мало-много»); различать их пространственное положение.
Учить детей сравнивать две группы предметов «много» и «мало»
П. -И. деятельность
Тема: «Мальчики и девочки»
Цель: формировать гендерную принадлежность детей; развивать интерес к сверстникам, способствовать установлению добрых отношений между детьми. Беседа «Что общего у мальчиков и девочек? Чем они отличаются друг от друга?»
Пальчиковая гимнастика «Подружились»
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.
Май
Тема недели Цели и задачи. Средства и методы реализации.
Объем программы
В процессе НОД В процессе режимных моментов
1. Неделя безопасности РЭМП
Тема: «Далеко-близко-рядом»
Цель: учить детей передвигаться в указанных направлениях и определять свое положение по отношению к другим. На прогулке определить, где стоят по отношению к нам предметы.
П. -И. деятельность
Тема: «Какие опасные предметы вы знаете? Чем они опасны?»
Цель: Закрепление представления об опасных предметах в быту; формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место. Ситуативная беседа «Как надо обращаться с мелкими игрушками, предметами?»
30 мин. 150мин.
2. Следопыты РЭМП
Тема: Волшебные домики
Цель: Учить сравнивать геометрические фигуры по величине и обозначать словом. Закреплять представления о времени суток (утро, вечер) Учить детей находить в группе предметы определенной формы.
П. -И. деятельность
Тема: «Пирожки для Мишки»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы и делать выводы. Дид. игра «Найди такую же игрушку»
Цель: развивать память, внимание, мышление.
30 мин. 150 мин.
3. Зеленые друзья (растения) РЭМП
Тема: Кто за кем?
Цель: Совершенствовать представления детей о пространственном положении предметов: впереди-сзади. Постановка сказки «Репка»
Цель: учить определять местоположение предметов относительно друг другу.
П. -И. деятельность
Тема: «Зеленые друзья (растения)»
Цель: Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появления насекомых; набухание почек; и появления первых листьев на деревьях, появления первой травки и цветущих растений. Рассматривание картин на тему: «Весна»
30 мин. 150 мин.
4. Транспорт (ОБЖ) РЭМП
Тема: Волшебные фигуры
Цель: Учит узнавать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник; различать один, много, мало. Игры с конструктором.
П. -И. деятельность
Тема: «Можно ли играть на проезжей части дороги? Почему? Что может случиться?»»
Цель: обогащать представления детей, о безопасном поведении на улице. Загадывание загадок о транспортным средствах.
Рассматривание картины на тему: «Проезжая часть дороги»
30 мин. 150 мин.
ИТОГО 120 мин. 600 мин.