Светлана Лапшина
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область «Познавательное развитие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально- познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи:
Развивающие :
• Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности
Публикация «Календарно-тематическое планирование, Образовательная область „Познавательное развитие“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
• Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира
• Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Образовательные :
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
• Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
• Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
• Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
• Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
• Ознакомление с природой и природными явлениями.
• Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
Воспитательные:
• Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Учебный план.
Организованная образовательная деятельность (количество)
неделя месяц год
2 8 68
Календарно – тематическое планирование по познавательному развитию
Месяц Неделя Тема Знания и умения
Сентябрь
Осень • Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций
Д/и «Что растет на грядке»
• «В сад за фруктами»
• «Здравствуй, осень»
• «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных».
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства; воспитывать умение наблюдать явления природы
Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе фруктов, о местах их произрастания.
Учить устанавливать простейшие связи между природными явлениями (похолодало, исчезли насекомые)
Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.
Октябрь
Я в мире человек • Фотовыставка «Мое любимое место в городе»
• «Перелетные птицы»
• «В лес с лукошком»
• «Мои друзья». Закрепить название родного города, домашний адрес. Формировать у детей чувство любви к родному краю.
Расширить знания о перелетных птицах, их детенышах.
Продолжать знакомить детей с грибами.
Учить различать съедобные и несъедобные.
Развивать внимание и наблюдательность.
Формировать понятие «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам.
Ноябрь
Мой город – моя страна • Целевая прогулка «Что такое улица».
• «Многоэтажный лес»
• «Путешествие с лесовиком»
• «Прохождение экологической тропы». Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;
Учить сравнивать и называть отличительные особенности. Расширить представление о лесе.
Закрепление знаний детей о дарах леса, о разнообразии растений, учить бережному отношению к природе.
Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы
Декабрь
Новый год • «Новогодние кружева»
• «Здравствуй зимушка – зима!»
• «Зимующие птицы»
• «В гости к деду природоведу» (экологическая тропа зимой). Учить замечать характерные признаки, изменения в погоде.
Продолжать знакомить детей с временами года.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их внешним видом, повадками. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу.
Расширять представления детей о зимних явлениях природы Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Январь
Зима • «Новогодний карнавал»
• «Зимушка – зима»
• «Зимний лес. Деревья» Обращать внимание на красочное оформление зала, группы.
Воспитывать чувство сопричастности к жизни детского сада, страны.
Дать элементарные понятия о значении празднования Нового года.
Продолжать знакомить с различными видами деревьев. Учить различать деревья по цвету коры, форме листьев, плодам.
Февраль
День защитника отечества • Фотовыставка «Мой папа - защитник»
• «Мы едем, едем, едем…»
• «Буду в Армии служить» Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Продолжать знакомить детей с профессией шофера.
Показать значение и важность профессии для других людей.
Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям защищающим Родину от врагов.
Март Знакомство с народной культурой и традициями • Рассматривание фотографий, альбомов родителей на работе.
• «Земля - наш общий дом»
• «Путешествие в гости кресла».
• «Путешествие в прошлое одежды». Закрепить название профессий родителей.
Развивать интерес к родному краю, к народным традициям.
. Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)
Знакомить детей с значением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Апрель Весна • Беседы с использованием наглядного материала «Пришла весна»
• «К нам весна шагает…»
• «Дружат небо и земля»
• «В гости к хозяйке луга» Научить детей правилам безопасности, уточнить знания о том, куда надо обращаться, если попал в беду.
Закрепить знания детей о временах года.
Учить называть основные признаки.
Развивать наблюдательность, любовь к природе.
Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.
Май • Просмотр видео-ролик «Прогулка по родному городу»
• «На параде с дедушкой»
• Рассматривание репродукции на тему войны, медали, ордена, сюжетные картинки на тему «День Победы».
• «Посадка лука». Воспитывать любовь к своему городу, улице, дому
Дать понятие: кто такие горожане.
Дать представление о празднике, посвященному Дню Победы.
Воспитывать уважение к ветеранам войны, любовь к Родине.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет)
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
Месяц Неделя Тема занятия
Знания и умения
Сентябрь Один и много, большой и маленький, круг Закрепить умение сравнивать количество предметов; сравнивать знакомые предметы по величине; закреплять знание о геометрической фигуре круг
Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право, упражнять в счете в пределах 2, различать и называть цифры 1 и 2
Счет по образцу. Времена года. Слева, справа Считать по образцу; закреплять знания о времени года; учить ориентироваться на листе бумаги
Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, использовать эти слова в речи. Формировать представление, что квадраты могут быть разного размера.
Октябрь Диагностика
Количество и счет.
Величина.
Форма. Цвет.
Ориентировка во времени; в пространстве. Выявить знания детей о форме, количестве, величине. Выявить умения раскладывать предметы в возрастающем порядке. Выявить представления о различных временных отрезках; умение ориентироваться в пространстве.
Счет по образцу, сравнение чисел 4-5. Части суток. Слева, посередине, справа. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Закреплять представление о частях суток. Продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате. Познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.
Ноябрь Закрепить знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знание о цифре 1. Закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине. Формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.
Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Познакомить с цифрой 2. Учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко». Учит понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. Закрепить знания о цифре 2. Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать представление, что овалы могут быть разного размера.
Знакомство с цифрой3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. Закрепить знание детей о времени года (осень).
Закрепление знания о цифрах 1,2,3. Высокий, низкий. Закреплять умение писать цифры 1,2,3. Развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.
Декабрь Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4. Широкий, узкий. Прямоугольник. Учить отгадывать математические загадки. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Закреплять знание о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других.
Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Учить устанавливать равенство между двумя группами предметов. Учить отсчитывать предметы по образцу. Продолжать учить определять поло
жение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Учить соотносить предметы между собой по величине и обозначать словами.
Январь Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Влево, вправо. Продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством предметов. Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Далеко, близко. Учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа. Формировать пространственные представления. Учить соотносить цифру с количеством предметов.
Февраль Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. Формировать представления о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, внизу, под, перед, посередине). Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять знания о временах года.
Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. Познакомить с цифрой 5, учить писать цифру 5 по точкам. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно Закреплять умение считать в пределах 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на разном расстоянии. Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.
Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол. Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?». Учить ориентироваться на листе бумаги.
Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. Продолжать учить порядковому счету, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.
Март Независимость числа от величины предметов. Части суток. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «самый узкий». Учить понимать независимость числа от величины предметов. Учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку. Учить решать логическую задачу.
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр. Учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов. Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат. Познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Продолжать учить порядковому счету (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Слева, посередине, справа Учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Апрель Счет по образцу, закрепление знаний о порядковых числительных.
Влево, вправо. Установление последовательности событий Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»; учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить устанавливать последовательность событий.
Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера. Развитие внимания. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.
Закрепление знаний о порядковом счете. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?».
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. Закрепить знания о цифрах от 1 до 5. закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Май
Обследование детей.
Количество и счет. Геометрические тела. Логическая задача. Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Способствовать развитию зрительного внимания. Закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.