Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа на учебный год в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1.7. Целевые ориентиры
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошколь-ного образования и конкретизированы в возрастных характеристиках возможных дости-жений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежу-точного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
Публикация «Рабочая программа на учебный год в средней группе» размещена в разделах
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и на-чального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования согласно Основ-ной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 19 – 22.
1.8. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают вы-полняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенству-ется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируют-ся навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через не-большие преграды.
Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие де-тей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото-рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запомина-ние, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схе-матизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут стро-ить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе про-странственного рас-
положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодейст-вия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутрен-нем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: со-хранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как ори-гинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредото-ченная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при вы-полнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, ин-тонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчест-вом на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы кон-кретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая вы-ражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ре-бенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
1.9. Система оценки результатов освоения рабочей программы
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагоги-ческой диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений воспитанников по освоению образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, а также позволяет осуществлять оценку динамики их достижений.
Педагогическая диагностики необходима педагогам для получения оценки эффектив-ности педагогических действий, что является основой для дальнейшего планирования своей педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. В ходе образовательной дея-тельности с детьми педагоги могут создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика проводиться в начале и конце учебного года.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исклю-чительно для решения следующих образовательных задач:
-индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, по-строение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профес-сиональной компетенции педагога;
- оптимизация работы с группой детей.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми плани-руемых результатов освоения рабочей программы дошкольного образования в средней группе
Объект мони-торинга Возрастная группа Формы и методы педаго-гической диаг-ностики перио-дичность сроки Ответст-венные ис-полнители
Индивидуаль-ные достижения детей в контексте образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познава-тельное разви-тие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художест-венно – эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие» группа сред-него дошкольного возраста Наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игро-вые упражне-ния Два раза в год Сентябрь-октябрь, май
Воспитатели, музыкальный ру-ководитель, инструктор по ФИЗО, педагог - психолог
II. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ре-бенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией. Н Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2018 г. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государственном языке России.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные облас-ти:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6. ФГОС ДО).
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) представлены:
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 69, 72-73, 75, 78-79, 83.
Описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы)
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Основные формы технологии Куль-турные практики инте-грация Формы орга-низации разных видов познава-тельной дея-тельности
Совместная деятельность Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, народные игры, дидактические) Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, практи-ки рас-ширения воз-можностей ребенка
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, ПР, РР, СКР Фронтальная; Групповая – (индивидуально-коллективная)
Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития;
Доминантная – в качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности, доминирующий на протяжении всей организованной образовательной деятельности
Коммуникативные, тренинговые упражнения
Чтение художественной литературы, видеоинфор-мация
Речевое стимулирова-ние (повторение, объяснение, обсуждение, напоминание, уточнение и т. д.)
Праздники, развлечения
Самостоя-тельная деятельность Самостоятельно-продуктивная деятель-ность Практики свободы, Правовые практики, Практики культурной идентифика-ции, Практи-ки целостно-сти телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, ФР, РР, СКР Индивидуаль-но-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность инте-ресов, уровни развития
Сюжетные самодея-тельные игры (на основе детского опыта)
Художественно-речевая деятельность детей
Самообслуживание
Взаимодействие с родителя-ми Праздники, развлечения Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, Практи-ки целостно-сти телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, ПР, РР, СКР, ФР Фронтальная
Детско-родительские ин-тегрированные развлечения, праздники, занятия
Проектная деятельность
Информационно -стендовый материал
Профилактические консультации, беседы
Режимные моменты Игровая деятельность Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, практи-ки рас-ширения воз-можностей ребенка ХЭР, ФР, РР Индивидуаль-но-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность инте-ресов, уровни развития
Самообслуживание
Индивидуальная работа
Основные формы работы по возрастам
Образователь-ная область Формы работы
Безопасность Средний возраст (4-5 лет) : игры с песком, подвижные игры, чтение фольклорной и художественной литературы, беседы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, занятия, развлечения.
Описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации програмы)
Формирование основ безопасности
Основные формы технологии Культур-ные практи-ки интегра-ция Формы организации разных видов познавательной деятельности
Совместная деятельность Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, народные игры, дидактические) Практики свободы, Пра-вовые практи-ки, практики расширения возможностей ребенка ХЭР, ФР, ПР, СКР Групповая – (индивидуально-коллективная)
Основания для комплектации: личная симпатия, общность интере-сов, уровни разви-тия;
Доминантная – в качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности, доминирующий на протяжении всей организованной образовательной деятельности
Ситуативные беседы
Рассматривание изображений по теме
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, напоминание, уточнение и т. д.)
Праздники, развлечения
Самостоятель-ная деятельность Чтение художественной литературы, видеоинформа-ция Практики свободы, Пра-вовые практи-ки, практики расширения возможностей ребенка ХЭР, ФР, ПР, СКР Индивидуаль-ная; индивидуаль-но-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность интере-сов, уровни разви-тия
Сюжетные самодеятель-ные игры (на основе детского опыта)
Бытовая деятельность, наблюдения
Взаимодейст-вие с родителями Рассматривание иллюстраций Практики свободы, Пра-вовые практи-ки, практики расширения возможностей ребенка ХЭР, ФР, ПР, СКР Индивидуально-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность инте-ресов, уровни развития
Экскурсии
Информационно -стендовый материал
Режимные мо-менты Профилактические кон-сультации, беседы Практики свободы, Пра-вовые практи-ки, практики расширения возможностей ребенка ХЭР, ФР, ПР, СКР Индивидуаль-ная; индивидуаль-но-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность интере-сов, уровни разви-тия
Самообслуживание
Индивидуальная работа
Основные формы работы по возрастам
Образова-тельная область Формы работы
Труд Средний возраст (4-5 лет) : игры, дежурства, самообслуживание, помощь взрослым, наблюдения за трудом взрослых, коллективные поручения, наблюдение за природой и сезонными изменениями, беседы о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации програмы)
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Основные формы технологии Культур-ные практи-ки инте-грация Формы организации разных видов познавательной деятельности
Совместная деятельность Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, народные игры, дидактические, театра-лизованные игры) Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, Право-вые практики
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, РР, СКР Фронтальная; Групповая – (индивидуально-коллективная)
Основания для комплектации: личная симпатия, общность интере-сов, уровни разви-тия;
Доминантная – в качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности, доминирующий на протяжении всей организованной образовательной деятельности
Ситуативные беседы
Рассматривание изображений по теме
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, напоминание, уточнение и т. д.)
Чтение художественной литературы, видеоинформа-ция
Самостоятель-ная деятельность Рассматривание иллюстраций Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, Право-вые практики
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, ФР, РР Инди-видуально-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность инте-ресов, уровни развития
Сюжетные самодеятель-ные игры (на основе детского опыта)
Бытовая деятельность, наблюдения
Взаимодейст-вие с родителями Субботники, благоустройство Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, Право-вые практики
Практики свободы, Практики культурной идентифика-ции, Право-вые практики ХЭР, ФР, РР Фронтальная
Детско-родительские ин-тегрированные развлечения, праздники, занятия
Профилактические кон-сультации, беседы
Информационные стенды
Режимные мо-менты Игровая деятельность Практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка ХЭР, ФР, РР Инди-видуально-коллективная - Основание для комплектации: личная симпатия, общность инте-ресов, уровни развития
Самообслуживание
Индивидуальная работа
Перечень методической литературы (обязательная часть) представлен:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 311 – 312.