Светлана Твердохлебова
Рабочая программа музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа музыкального руководителя
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Богучарский детский сад комбинированного вида
«Сказка»
Принято на заседании «Утверждаю» :
педагогического совета заведующий МКДОУ «Сказка» Протокол №1 ___Кучмасова В. А
«» августа 2020 г. «»августа 2020 г.
.
Рабочая программа
Публикация «Рабочая программа музыкального руководителя» размещена в разделах
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
на 2020 – 2021 учебный год
Музыкальный руководитель
Твердохлебова Светлана Викторовна, ВКК
г. Богучар 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка. Актуальность…. 3
2. Цель и задачи… 4
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы….
4. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет….
5. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет….
6. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 5-6 лет….
7. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 6-7 лет …
8. Нормативно-правовые документы…
9. Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы
5
6
7
7
9
11
II. Содержательный раздел
1. Содержание образовательной работы с детьми. Взаимодействие музыкального руководителя с профильными специалистами….
12
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы….
3. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 3-4 года …
4. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 4 – 5 лет ….
5. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 5 – 6 лет ….
6. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 6 – 7 лет….
7. Формируемая часть программы. НРК в музыкальном развитии детей….
8. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 13
15
27
40
53
75
78
Ш. Организационный раздел
1. Структура реализации образовательного процесса. Условия реализации рабочей программы. Материально-техническое обеспечение….
2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…
3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания….
82
84
87
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
В последнее время в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:
Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.
Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И,Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000, и в соответствии с основными нормативно – правовыми документами.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой) и парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Рабочая программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно – правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам дошкольного образования»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26.
В рабочей программе учтены культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к проблеме развития детей дошкольного возраста и направлена она на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) развитие.
Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста и направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
2. Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, используя знания в процессе разнообразных видов деятельности.
Задачи:
• Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства;
• Развивать музыкальные способности, детское музыкальное творчество
• Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности;
• Формировать элементарные представления о видах музыкального искусства, в том числе национального;
• Развивать воображение, любознательность и творческую активность
• Воспитывать уважительное отношение к культуре народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет.
Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление.
Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию
приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
4. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет
Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи». Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.
Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры,
Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Развитие и обогащение двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков. Развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать
6 .Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 5-6 лет
Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели».
Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети осваивают социальные отношения и понимают подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, формируются операции логического сложения и умножения классов.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность.
Певческие интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая координация. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, образ Я.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но большой мир музыки. Дети старшего возраста более заинтересованно слушают музыку и самостоятельно оценивают ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш, выделяют отдельные средства музыкальной выразительности, различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром.
Дети шестого года жизни могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально-ритмической деятельности дети хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений. В танцах, музыкальных играх они способны выразительно передавать музыкальный образ, с помощью и без предметов.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре небольшие пьески и русские народные потешки.
7. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 6-7 лет
Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики».
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровое пространство усложняется. Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение. Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте — ведущая составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания.
Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).
В процессе активного восприятия музыки ребенком реализуется его естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на исполнительскую деятельность, они много импровизируют в пении, танцах, в играх. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Дети данного возраста на конец учебного года различают жанры произведений; поют в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально и коллективно; ритмично двигаются под музыку, самостоятельно инсценируют песни, хороводы; умеют выполнять танцевальные движения; умеют играть мелодии на металлофоне.
8. НОРМАТИВНО– ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МоиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
Конституция РФ, ст. 43,72
Конвенция о правах ребенка (1989г.)
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
9. Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию следует считать
-сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку,
-умение выразительно передавать музыкальные образы,
-воспринимать и передавать в пении, в движениях основные средства выразительности музыкальных произведений,
-сформированность двигательных навыков и качеств (точность движений, пластичность,
-умение передавать игровые образы, используя песенные и танцевальные импровизации,
-проявления самостоятельности и творчества, активности в разных видах музыкальной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Содержание образовательной работы с детьми.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Учебный план на 2017-2018 г
Возраст ребенка Общее количество занятий Количество занятий в неделю Продолжительность НОД
от 3до 4 72 2 15 минут
от 4 до 5-ти 72 2 20 минут
от 5-ти до 6-ти 72 2 25 минут
от 6-ти до 7-ти 72 2 30 минут
Взаимосвязь музыкального руководителя с профильными специалистами
2. Формы, методы, средства реализации программы.
Формы проведения занятий:
1. Традиционное
2. Комплексное
3. Интегрированное
4. Доминантное
Структура музыкального занятия :(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
1. музыкально – ритмические движения
2. развитие чувства ритма, музицирование
3. пальчиковая гимнастика
4. слушание, импровизация
5. распевание, пение
6. пляски, хороводы
7. игры
Формы педагогического взаимодействия
Различные формы деятельности НОД Музыка в повседневной жизни
Консультации для воспитателей Праздники Развлечения Групповая Подгрупповая Индивидуальная Режимные моменты Самостоятельная
деятельность
детей
Групповая форма НОД:
Методы и приемы: наглядный - рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям; словесный - беседы о композиторах, практический - прослушивание, разучивание и повторение песен, инсценировка песен.
Средства: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах.
НОД индивидуальная:
Методы и приемы:практический - разучивание сольных песен, инсценировок, танцев.
Средства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Методы и приемы: наглядный -рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям;практический–слушание.
Средства: пение, слушание, музыкально-ритмические движения.
Самостоятельная деятельность:
Методы и приемы: наглядный – рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям; практический – прослушивание, заучивание и повторение песен.
Средства: пение, слушание, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах
Взаимодействие с семьей:
Формы: консультации, рекомендации, памятки, папки-передвижки, анкетирование, концерты, утренники, развлечения совместные с родителями, фотовыставки.
Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста от 3 до 4 лет
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ РЕПЕРТУАР
С Е Н Т Я Б Р Ь Музыкальные занятия
Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Развивать у детей музыкальную отзывчивость. Учить различать разное настроение музыки (грустное, веселое, злое). «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка» Д. Б. Кабалевского
• Развитие голоса Воспитывать интерес к классической музыке. Различать низкие и высокие звуки «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой
Пение • Усвоение песенных навыков Учить петь естественным голосом, без выкриков, при-слушиваться к пению других детей. Правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения «Ходит осень», «Грибочки», «Урожай» Т. Ломовой
Музыкально-ритмические движения : • Упражнения • Пляски • Игры Упражнять детей в бодрой ходьбе, легком беге, мягких прыжках и приседаниях. Воспитывать коммуникативные качества у детей. Доставлять радость от игры. Развивать ловкость, смекалку «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнеси-ной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны.
«Колобок», р. н. м. ; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. Флотова
II. Самост. музыкальная деятельность Использовать попевки вне занятий Колыбельная для куколки М. Красева
III. Праздники и развлечения Воспитывать эстетический вкус, создавать радость «У солнышка в гостях»