Дарья Тимищенко
Рабочая программа «Мир головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
ДЕТСКИЙ САД № 30
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МАДОУ № 30
___
Рабочая программа
инновационной площадке
«МИР ГОЛОВОЛОМОК-смарт-тренинг
для дошкольников»
в МАДОУ № 301
(с использованием игрового набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников, «Пуговицы», Академия Наураши «Курс логики базовый»)
Составитель: старший воспитатель
Тимищенко Д. Н.
2024-2025
Ростов-на-Дону
Введение
Публикация «Рабочая программа „Мир головоломок“» размещена в разделах
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду и перед школой должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Пояснительная записка
Данная программа реализует общеинтеллектуальное, познавательное направление внеурочной деятельности.
В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (Области Познание, Художественное творчество, ФЭМП, Социум) Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идё т развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Второй год обучения включает задания Набора Академия Наураши «Курс логики базовый», который направлен на развитие логического мышления, пространственного трехмерного воображения, у ребенка развивается мелкая моторика, трехмерное пространственное воображение, память, формируется причинно-следственное логическое мышление и набор Мир головоломок «Пуговицы».
Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, а в старшем возрасте продуктивно мыслят.
Решая различного типа головоломки, ребенок должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.
1. Целевой раздел.
Цель программы : Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи программы :
Обучающие:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;
- совершенствовать произвольное внимание, память;
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
- развитие пространственного трехмерного воображения.
- развивать мотивацию к познанию;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
-развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
-воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности;
-воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику;
Сроки реализации программы :
Программа реализуется с сентября 2024 года по май 2025 года.
Объем программы : программа рассчитана на два года обучения для детей 5-7 лет. На реализацию программы отводится 64 учебные недели.
Режим занятий: занятия проводятся 1
раз в неделю по 25 минут (30 минут).
Формами организации образовательного процесса являются: подгрупповая, индивидуальная.
Основные виды деятельности учащихся:
• Языковые логические задачи с использованием иллюстративного
материала.
• Математические логические задачи загадки.
• Геометрические задачи и головоломки.
• Логические задачи на применение общих знаний.
Планируемые результаты.
К концу учебного года занятий в дети должны уметь:
-выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию;
-знать особенности логических и математических задач, решать их;
-проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
-обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
-анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
-сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению;
-легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;
2. Содержательный раздел.
Оборудование и материалы.
- Помещение для занятий Клуб познавательного развития «Интеллект будущего»;
- Доска магнитная;
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Наборы «Мир головоломок» базовый, «Пуговицы»;
- Наборы Танграм;
- Учебно-игровое пособие «Маленький дизайнер»;
- Лабиринты-головоломки;
- Логические экраны;
- Логические таблицы;
- Развивающие игры из серии «Выполни по образцу», «Выполни по схеме»;
- Набор Академия Наураши «Курс логики базовый».
Ожидаемые результаты
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников
«МИР ГОЛОВОЛОМОК».
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети могут:
1. знать разные виды головоломок : геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
2. овладеть способами и правилами решения головоломок;
3. использовать алгоритм при решении головоломок;
4. понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
5. владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
6. ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
7. проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Показатели:
1. Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
3. Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
5. Наличие самоконтроля.
Диагностика.
Проводится в начале и в конце учебного года.
Критерии оценки
№ п/п Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Знает и называет разные виды головоломок, проявляет к ним интерес. Проявляет интерес к головоломкам, но испытывает затруднения в назывании некоторых из них. Испытывает затруднение в назывании головоломок, интерес к головоломкам неустойчивый.
2 Систематически применяет усвоенные способы для решения головоломок, четко соблюдая необходимую последовательность действий. Испытывает затруднения в применении способов решения головоломок, чаще не учитывает последовательность действий, прибегает к помощи взрослого или сверстников. Решает головоломки при непосредственной помощи взрослого
3 Понимает заданную инструкцию и применяет ее в решении головоломок. Ориентируется в схеме без помощи взрослого. Понимает заданную инструкцию и применяет ее в решении головоломок. Испытывает затруднения при работе со схемой. Не всегда понимает предложенную инструкцию, не ориентируется в схеме.
4 При решении головоломок анализирует схему, делает умозаключения, предположения, проверяя их в практической деятельности. Проводит анализ схемы по вопросам взрослого, затрудняется делать умозаключения, предположения. Не анализирует схему, не делает умозаключения, предположения.
5 Самостоятельно находит творческие конструктивные решения. Сформированы пространственные представления. Хорошо ориентируется на плоскости при решении лабиринтов, геометрических головоломок на плоскости и объемных головоломок. Использует стандартные конструктивные решения. Пространственные представления сформированы частично. К изменению конструкции не стремится. Испытывает затруднения при ориентировке в пространстве.
6 Проявляет самоконтроль при решении головоломок, корректируя свои ошибки. Самоконтроль сформирован недостаточно, не всегда корректирует свою деятельность при решении головоломок. Самоконтроль проявляется только в присутствии взрослого, коррекцию своих ошибок производит по указанию взрослого.
7 Устанавливает продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в ходе игровой деятельности при решении головоломок. Согласовывает свои действия и действия сверстников, не всегда продуктивно умеет договариваться, прибегает к помощи взрослого. Не согласовывает свои действия с действиями сверстников, постоянно нуждается в контроле со стороны взрослого.
Календарный план работы с игровым набором
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Первый год обучения
№ Тема/№ занятия Дата проведения
«Складушки» «Осенний кубик» Сентябрь
1 «Горка», 1 неделя
2 «Лесенка» 2 неделя
3 «Колобок» 3 неделя
4 «Домик» 4 неделя
«Слагалица» «Осенний кубик» Октябрь
1 «Паровозик» 1 неделя
2 «Петушок» 2 неделя
3 «Самолет» 3 неделя
4 «Рыбка» 4 неделя
«Слагалица» «Осенний кубик» Ноябрь
1 «Краб» 1 неделя
2 «Узнай, расскажи, построй» №6 2 неделя
3 «Замок» 3 неделя
4 «Печка» 4 неделя
«Слагалица» «Гала-куб» Декабрь
1 «Воздушный змей» 1 неделя
2 «Транспорт» №7 2 неделя
3 «Сумка» 3 неделя
4 «Животные» №2 4 неделя
«Слагалица» «Гала-куб» Январь
1 «Жаворонок» 2 неделя
2 «Узнай, расскажи, построй» №4 3 неделя
3 «Разводные мосты» 4 неделя
«Репка» «Гала-куб» Февраль
1 «Рассмотри. Назови. Собери» №1 1 неделя
2 «Транспорт» №11 2 неделя
3 «Рубашка» №3 3 неделя
4 «Робот» 4 неделя
«Репка» Март
1 «Куртка» №5, «Рыбка» №6 1 неделя
2 «Грузовичок» №7, «Заварочный чайник» №8 2 неделя
3 «Грузовик» №10, «Маска животного» №11 3 неделя
4 «Утенок» №12, «Рассмотри. Назови. Собери» №13 4 неделя
«Репка» Апрель
1 «Ворота» №15, «Ракета» №16 1 неделя
2 «Маска» №17, «Слон» №18 2 неделя
3 «Лебедь» №19, «Чайник» №20 3 неделя
4 «Ель» №21, «Репка» №22 4 неделя
«Репка» Май
1 «Кулон-сердечко» №23, «Человек» №24 1 неделя
2 «Рассмотри. Назови. Собери» №14, «Киска» №2А 2 неделя
3 «Рубашка» №3А, «Рассмотри. Назови. Собери» №19А 3 неделя
4 «Рассмотри. Назови. Собери» №19В, «Маска животного» №11Б 4 неделя
Календарный план работы с игровым набором
«МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Второй год обучения
№ Тема/№ занятия Дата проведения
Набор Пуговицы Сентябрь
1 Вставь пропущенные пуговицы. 1 неделя
2 Перемести через мостик 2 неделя
3 Лотоходики 3 неделя
4 Умный квадрат 4 неделя
Набор Пуговицы Октябрь
1 Пуговичная мозайка 1 неделя
2 Цветок и домик 2 неделя
3 Елочка 3 неделя
4 Перемести пуговицы 4 неделя
Набор Пуговицы Ноябрь
1 Раскодируй картинку 1 неделя
2 Пуговичный город 2 неделя
3 Пуговичный пэчворк 3 неделя
4 Загадочные пуговицы 4 неделя
Набор Пуговицы Декабрь
1 Путаница 1 неделя
2 Найди сходство и различия 2 неделя
3 Разноцветный букет 3 неделя
4 Дружные пуговки 4 неделя
Набор Пуговицы Январь
1 Домик для пуговиц 2 неделя
2 Объедини пуговицы в группы 3 неделя
3 Пуговичное солнышко 4 неделя
Наураша Курс Логики (Полимино, домино и тримино) Февраль
1 Домино и тримино, задание № 1, 2 1 неделя
2 Домино и тримино, задание № 3,4 2 неделя
3 Домино и тримино, задание № 5,6 3 неделя
4 Домино и тримино, задание № 7,8, 9 4 неделя
Март
1 Полимино, задание № 1,2 1 неделя
2 Полимино, задание № 3,4 2 неделя
3 Полимино, задание № 5,6 3 неделя
4 Полимино, задание № 7,8,9 4 неделя
Апрель
1 Цветное Судоку, задание № 1,2,3 1 неделя
2 Цветное Судоку, задание № 4,5,6 2 неделя
3 Цветное Судоку, задание № 7,8,9 3 неделя
4 Цветное Судоку, задание № 10,11,12 4 неделя
Май
1 Цветное Судоку, задание № 13,14,15 1 неделя
2 Цветное Судоку, задание № 16,17,18 2 неделя
3 Цветное Судоку, задание № 19,20,21 3 неделя
4 Цветное Судоку, задание № 22,23,24 4 неделя
Методическое обеспечение программы.
Игра-головоломка «СКЛАДУШКИ»
Головоломка «Складушки» представляет собой набор из 9 квадратных фишек с нанесенными на них рисунками в виде круга, расположенных по углам, которые окрашены в три цвета.
Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы и (или) стороны совпали по цвету.
Головоломка «Складушки» имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
В игре можно использовать одновременно несколько наборов головоломки. В этом случае целесообразно промаркировать фишки каждого набора с обратной стороны.
Игра-головоломка «СЛАГАЛИЦА»
Головоломка «Слагалица» состоит из 7 геометрических фигур, уложенных в коробочку. Площадь каждой фигуры соответственно составляет 1,2,3,4,5,6 и 8условных квадратных единий (квадратиков). Общая площадь всех элементов 28 квадратиков. В некоторых заданиях коробочка может использоваться как элемент игры.
Суть игры – составление жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или составление фигур с заданными свойствами.
В комплект входят карточкитрех видов и трех уровней сложности. В некоторых случаях игроку необходимо из предложенных 7 геометрических фигур выбрать необходимые (при создании образа могут быть задействованы не все детали головоломки) и сложить из них предложенный образ.
Карточки можно использовать во время проведения игр-соревнований (индивидуальных, командных, например: «Кто быстрее соберет», «Кто больше придумает жанровых картинок»
Используя игры-головоломки с детьми дошкольного возраста организовать наблюдения за окружающим миром, читать художественную литературу, рассматривать иллюстрации книг и энциклопедий, просматривать мультфильмы и обязательно разговаривать с детьми, обсуждать и ними увиденное, услышанное.
Игра-головоломка «ОСЕННИЙ КУБИК»
Головоломка «Осенний кубик» представляет собой набор из 6 деревянных игровых элементов.
Суть игры – составление конструкций в 2D и 3D моделировании.
Головоломка «Осенний кубик» имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
Конструкции 2D-моделирования, отмеченные на карточках одной или двумя звездочками, доступны детям с 5 лет. Конструкции 3D моделирования предлагают объемные постройки, отмечены на карточках тремя звездочками, их следует предлагать детям с 6 лет.
Прежде всего, необходимо познакомить ребенка с головоломкой, рассказать о ней, рассмотреть ее детали и показать, какие образы можно из них собрать. Предложить поупражнять в соединении деталей конструкции.
Игра-головоломка «ГАЛА-КУБ»
Рекомендуемый возраст: 5+
Головоломка «Гала-куб» представляет собой набор из 8 деревянных деталей
Суть игры – выполнить различные постройки из элементов набора, познакомиться с симметрией.
Головоломка «Гала-куб» имеет три уровня сложности, отмеченные на карточках звездочками.
Игра-головоломка «РЕПКА»
Знакомство с данной головоломкой можно начать с 5 лет.
Головоломка «Репка» представляет собой набор из 12 деревянных игровых элементов разной конфигурации, уложенных в коробочку.
Суть игры – составление различных образов из элементов набора путем наложения, путем соотнесения с изображением на карточке, путем подбора недостающих элементов, а также решение головоломки – составление образа по сплошной заливке.
Набор МИР-ГОЛОВОЛОМОК «Пуговицы».
Игровой набор «Пуговицы» из серии «МИР ГОЛОВОЛОМОК».
В составе игрового набора:
- Пуговицы – 28 шт;
- Карточки с шифром – 24 шт;
- Шнурки черного цвета – 6 шт;
- Карточки-маркеры.
Перечень логических игр-упражнений с определением мыслительных операций, на которые они направлены, и указанием номеров карточек, необходимых для игры, находятся в Приложении №1 методических рекомендаций к набору.
Набор Академия Наураши «Курс логики базовый»
Набор включает в себя игры на логику, с использованием комплекта специальных кубиков, которые развивают у ребенка трехмерное пространственное воображение, мелкую моторику, память, сформируют причинно-следственное логическое мышление и подготовят к программированию. Тематика логических задач очень разнообразна: равновесие, пазлы, цветное судоку, игры с проекциями.
Основу набора составляют кубики, треугольные полукубики.
Кубики являются универсальной основой наборов. Оригинальная запатентованная конструкция позволяет соединять их буквально во всех направлениях вплоть до соединения вдоль главной диагонали кубов, что значительно расширяет возможности по конструированию самых разнообразных объектов, начиная от традиционных дорожек и домиков, животных и машин и заканчивая фигурками современных роботов.
Список используемой методической литературы.
1. Учебно-методический комплекс Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК». ПУГОВИЦЫ». Смарт-тренинг для дошкольников, И. И. Казунина, Е. Ю. Соловей
2. Методическое пособие «Педагогическая диагностика детей 4-7 лет в рамках технологии смарт-тренинга для дошкольников с использованием игровых наборов МИР ГОЛОВОЛОМОК И. И. Казунина, Н. В. Соловьева».
3. Методические рекомендации к игровому набору «МИР ГОЛОВОЛОМОК»-смарт-тренинг для дошкольников.
4. Набор Академия Наураши «Курс логики базовый» (30 элементов). Карточки с заданиями.