Людмила Хадзицкая
Рабочая программа математического кружка для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
пояснительная записка…. 2
цель и задачи программы…. 2
содержание программы….4
планируемые результаты….13
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» :
условия реализации программ….14
формы отчетности, образовательных результатов…. 15
формы предъявления и демонстрации образовательных результатов….15
оценочные материал…. 15
методические материалы…15
список литературы…16
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа математического кружка для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Направленность программы : познавательное развитие (основы математического и элементов логического мышления).
актуальность программы - Дети нашей группы проявляют повышенный интерес к элементарным математическим понятиям, представлениям, задают вопросы, выходящие за пределы содержания ООП (на выявление элементарных логических связей, основ математических представлений). Запросы родителей, также, свидетельствовали о необходимости реализации дополнительной образовательной программы по развитию элементарных математических представлений и логического мышления. РЭМП обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей мат. Представлениям в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Целью программы кружка является : формировать элементарные математические представления, формировать познавательные и математические способности, умение логически мыслить; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим через игровую деятельность, художественное слово.
Задачи кружка :
развивающие задачи направлены на развитие:
- развитие элементов логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- расширения и уточнение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени.
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, класси-
фикация) ; формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков;
воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
особенности организации образовательного процесса-
форма объединения детей – кружок, одновозрастная группа, постоянный состав.
объем и срок освоения программы - срок освоения программы 1 год, количество занятий – 30, период освоения программы с октября по май.
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - занятия проводятся 1 раз в неделю (среда, время проведения: 15.30-15.45., 16.00-16.15. Продолжительность 15 минут.
Форма организации:
- групповая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация деятельности кружка :
Количество детей посещающих кружок «Развивай-ка» - 20 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Учебный план:
Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет - 6 часов.
- Ознакомление с геометрическими фигурами - 6 часов.
- Определение величины - 6 часов
- Ориентировка во времени и в пространстве – 6 часов.
- Решение логических задач - 6 часов
Количество и счет
Учить:
— сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
— устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
— понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
— понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
— называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
— согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
— решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.
Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Геометрические фигуры
Учить:
— приемам обследования зрительно-двигательным путем;
— видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
— с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
— с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.
Величина
Учить:
— сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
— выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.
Ориентировка во времени
Учить:
— различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
— различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
Ориентировка в пространстве
Учить:
— различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
— обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
— двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).
Логические задачи
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Перспективное планирование совместной деятельности педагога и детей 3-4 лет
Октябрь
1 неделя 1. Игра «Когда это бывает?»
2. Игра «Высокий – низкий, большой - маленький»
3. Д/У «Раскрась правильно» Цель: познакомить с частью суток - утро, день;
учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий, употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
См. конспект №1
2 неделя
1. Игра «Назови правильно»
2. Игра «Отгадай и нарисуй»
3. Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с частью суток – вечер, ночь; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.
См. конспект №2
3 неделя
1. Разучивание стихотворения
2. Игра «Что где находится»
3. Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия.
См. конспект №3
4 неделя
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. И/У «Знакомимся с треугольником»
3. Игра «Что бывает осенью» Цель: продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.
См. конспект №4
Ноябрь
1 неделя
1. Игра «Загадка и отгадка»
2. И/У «Большая, поменьше, маленькая»
3. Игра «На какую фигуру похожи предметы?» Цель: познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.
См. конспект №5
2 неделя
1. Игра «Соедини правильно»
2. Игра «Посмотри и сравни» Цель: продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).
См. конспект №6
3 неделя 1. Игра «Хватит ли белочкам шишек?»
2. И/У «Нарисуй правильно»
3. Игра «Узнай, кто спрятался» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.
См. конспект №7
4 неделя
1. Игра «Хватит ли слону туфелек?»
2. И/У «Рисуем квадраты»
3. Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
См. конспект №8
Декабрь
1 неделя
1. Игра «Сколько?»
2. Игра «На какую фигуру похожи часы?»
3. Игра «Слушай, смотри, считай» Цель: продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
См. конспект №9
2 неделя
1. Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»
2. И/У «Рисуем прямоугольники»
3. Игра «Считай, закрашивай» Цель: учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.
См. конспект №10
3 неделя
1. Игра «Считай, закрашивай»
2. Игра «Когда это бывает?»
3. Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
См. конспект №11
4 неделя
1. Игра «Слушай, считай, делай»
2. Игра «Закончи предложение»
3. Игра «Посмотри и назови»
4. Игра «Подбери пару» Цель: закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
См. конспект №12
Январь
2 неделя 1. Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»
2. И/У «Рисуем овалы»
3. Игра «Соедини правильно» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.
См. конспект №13
3 неделя
1. Игра «Загадки и отгадки»
2. Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»
3. Игра «Раскрась правильно» Цель: закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.
См. конспект №14
4 неделя 1. И/У «Найди лишний домик»
2. И/У «Вставь в окошки нужное число»
3. Игра «Выложи по образцу» Цель: закрепить представление о многоугольниках; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление
См. конспект №15
Февраль
1 неделя 1. Игра «Помоги муравьишке»
2. И/У «Найди предмет такой же формы»
3. Игра «Считай не ошибись!» Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда.
См. конспект №16
2 неделя 1. И/У «Бусы»
2. Игра «Третий лишний»
3. И/У «Круглый год» Цель: учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года.
См. конспект №17
3 неделя 1. И/У «Волшебная ниточка»
2. Игра «Подбери варежку»
3. Д/У «Что сначала, что потом» Цель: развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
См. конспект №18
4 неделя 1. Д/У «Укрась коврик»
2. Игра «Поезд»
«Задачи-шутки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.
См. конспект №19
Март
1 неделя
1. Д/У «Дорисуй картинки»
2. И/У «Распутай паутинку»
3. Игра «Божьи коровки» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность.
См. конспект №20
2 неделя
1. «Обведи дорожки»
2. Д/У «Логические цепочки»
3. И/У «Найди одинаковые фигуры» Цель: закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам.
См. конспект №21
3 неделя 1. Д/У «Продолжи закономерность»
«Задачи-шутки»
2. Д/У «Раскрась так же» Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; закрепить сравнение групп предметов по количеству.
См. конспект №22
4 неделя 1. Игра «Построй домик»
2. И/У «Самолёты»
3. Игра «Хватит ли бабочкам цветочков» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.
См. конспект №23
Апрель
1 неделя 1. Игра «Найди нужную деталь»
2. И/У «Цветик - семицветик»
3. И/У «Лесные зверушки» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; развивать пространственные представления.
См. конспект №24
2 неделя 1. Д/У «Какая фигура будет последней?»
2. «Задачи-шутки»
3. И/У «Забавный инопланетянин» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.
См. конспект №25
3 неделя 1. Д/У «Воздушный змей»
2. И/У «Бабочки»
3. Игра «Волшебные дорожки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления.
См. конспект №26
4 неделя «В стране геометрических фигур» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.
См. конспект №27
Май
1 неделя «Путешествие по комнате»
Цель: закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.
См. конспект №28
2 неделя «Путешествие в математическую страну» Цель: закрепить пройденный материал.
См. конспект №29
См. конспект №30
3 неделя Мониторинг
4 неделя Мониторинг
Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
Интегрируемые образовательные области
«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.
«Речевое развитие» включает:
- овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т. д.);
- формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т. д.);
- диалогической речи (ответы на вопросы).
«Художественно-эстетическое развитие» предполагает
чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года, штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т. д.).
«Физическое развитие» представлено физкульт минутками, которые проводятся на каждом занятии.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» :
условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение :
Занятия проводятся в кабинете для дополнительных образовательных услуг. Помещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Достаточный уровень освещения. Мебель соответствует возрасту детей.
Дидактический материал :
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Палочки Х. Кюизинера.
3. Наборы разрезных картинок.
4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
5. Полоски, ленты разной длины и ширины.
6. Цифры от 1 до 5.
7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.
8. Фланелеграф, мольберт.
9. Чудесный мешочек.
10. Блоки Дьенеша.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Предметные картинки.
15. Конструктор «Лего».
17. Знаки – символы.
18. Развивающие игры.
19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений.
20. Конспекты.
кадровое обеспечение : воспитатель, уровень квалификации: соответствие с должности, имеет высшее профессиональное образование, действующую курсовую подготовку.
формы отчетности образовательных результатов
Журнал посещаемости, материалы диагностики, перечень готовых работ, фотоматериалы.
формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
развлечение, открытое занятие.
оценочные материалы
диагностические карты
Методические материалы :
В работе использованы такие методы и приё мы обучения как:
Словесный
Наглядный, практический
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
практический
-сюрпризные моменты;
- игровые образы;
- игровые ситуации;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание предметов, картин;
- Д/И и упражнения;
- беседы.
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательного процесса
(индивидуально-групповая и групповая)
категории обучающихся - дети группы общеразвивающей направленности;
формы организации занятий - игра, КВН, конкурс, круиз;
алгоритм занятия - вводная часть 1,5 мин; основная часть 12,5 мин; заключительная часть 1 мин.
Список литературы:
1. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
2. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012.
3. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
5. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
6. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
7. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.
В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г