Елена Козлова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями 29 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357)
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Проектная деятельность“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Примерная программа по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 3 г. Тосно»
Программа курса «Учусь создавать проект», автор Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова
Программа адресована учащимся 1-4 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тосненская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза С. П. Тимофеева».
Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование естественнонаучного направления функциональной грамотности.
На развитие познавательных способностей в рамках курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю.
В основе курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» лежит программа «Учусь создавать проект» (автор Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова).
В состав комплекта входят:
Методическое пособие «Юным умникам и умницам «Учусь создавать проект.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» 1 класс, Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Москва: РОСТ книга.
Методическое пособие «Юным умникам и умницам «Учусь создавать проект.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» 2 класс, Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Москва: РОСТ книга.
Методическое пособие «Юным умникам и умницам «Учусь создавать проект.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» 3 класс, Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Москва: РОСТ книга.
Методическое пособие «Юным умникам и умницам «Учусь создавать проект.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаем» 4 класс, Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Москва: РОСТ книга.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы :
игры; опыты;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
работа в компьютерном классе; (вариативный курс)
дискуссии, беседы.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской, экспериментальной и проектной работой.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
читать и пересказывать текст.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа состоит из трё х разделов:
1. Самые первые проекты :
формирование понятия проектная деятельность и навыков сотрудничества;
формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде?
2. Основы проектной деятельности :
От проблемы к цели.
Работа со справочной литературой.
Способы обработки информации.
Основы риторики.
Публичное выступление.
Вопросы, направляющие проект : основополагающий, проблемный, учебный.
Работа над проектами.
3. Работа над проектом :
Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.
3. Тематическое планирование
Тематическое планирование для 1 класса
Тема Кол-во
часов Элементы содержания
Кто я? Моя семья. 1 Формирование у учащихся представлений о семье, как о группе родственников, живущих вместе.
Чем я люблю заниматься. Хобби. 1 Знакомство с понятием «хобби» -увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнение видов детских увлечений.
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. 1 Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказ о чем-то интересном. Изложение краткого содержания сообщения. Знакомство с понятием «проект».
Как собирать материал? Твои помощники. 1 Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет, фильмы.
Проблема. 1 Знакомство с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования.
Проблема.
Решение проблемы. 1 Определение проблемы и поиск путей её решения, выход из создавшейся проблемы.
Гипотеза. Предположение. 1 Понятие «гипотеза» - предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположение-догадка, предварительное соображение или план.
Гипотеза. Играем в предположения. 1 Гипотеза нужна для решения любой задачи. Чтение предложенного текста про чижа, который жил у Вари.
Цель проекта. 1 Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу.
Задача проекта. 1 Понятие «задача проекта» -достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта Игната.
Выбор нужной информации. 3 Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, которая нужна для проекта, является самой главной, важной.
Интересные люди – твои помощники. 1 Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника».
Продукт проекта. 1 Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т. д.).
Виды продукта. Макет. 1 Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги.
Визитка.
1 Понятие «визитка» или «визитная карточка».
Как правильно составить визитку к проекту. 2 Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература.
Мини-сообщение. 1 Понятие «мини-сообщение», как краткое изложение основного содержания проекта. Составление выступления на 7 мин.
Выступление перед знакомой аудиторией. 1 Прослушивание выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. 1 Практическое занятие в классной лаборатории.
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. 1 Изучение, как подготовиться отвечать на вопросы по теме проекта; выбор правильных вариантов из предложенных ответов. Знакомство с фразеологизмами.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. 2 Изучение построения грамотной речи для успешного выступления. Повторение основных этапов проектной деятельности.
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. 1 Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов».
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
1 Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос.
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. 1 Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов.
Тест «Чему я научился?» 1 Построение речевого высказывания в устной форме, умение отвечать на вопросы теста.
Памятка для учащегося-проектанта. 2 Изучение памятки для проектанта.
Твои впечатления от работы над проектами. 1 Выражение своих впечатления от работы над проектом.
Ярмарка достижений. 1 Выражение 5 пожеланий будущим проектантам.
Итого: 33
Тематическое планирование для 2 класса
Тема Кол-во
часов Элементы содержания
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. 1 Работа с информацией. Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. 1 Определение понятий. Нахождение информации в словарях и справочниках. Нахождение нужной информации.
Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. 1 Определение понятий. Работа с текстом. Умение пользоваться словарями по
указанию учителя. Умение пользоваться библиотечным каталогом под руководством
учителя.
Выбор помощников в работе над проектом. 1 Работа в команде. Понимание особенностей проектной деятельности.
Этапы работы над проектом. 1 Переход от игровой деятельности к проектной. Определение понятий. Развитие познавательных навыков учащихся.
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». 1 Нахождение важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Определение понятий.
Проблема.
Решение проблемы. 1 Видение проблемы. Добыча недостающих способов действия. Умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Выработка гипотезы-предположения. 1 Высказывание предположения о неизвестном. Инсценирование поиска и пробы известных и неизвестных способов действий. Выдвижение гипотезы. Определение понятий.
Цель проекта. 1 Постановка цели в конкретной сюжетной ситуации. Осуществление под руководством учителя коллективной проектной деятельности : разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение его в продукте, организация защиты проекта.
Задачи проекта. 1 Поиск способов решения проблемы проекта. Владение информацией: правильное, осознанное чтение (про себя) простых научно - популярных текстов. Определение главной мысли текста.
Сбор информации для проекта. 1 Интерпретирование и обобщение информации. Выбор способа получения информации. Определение понятий.
Знакомство с интересными людьми. Интервью. 1 Интервью. Умение вести дискуссию. Участие в дискуссии.
Обработка информации. Отбор значимой информации. 1 Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Понимание информации, заключенной в таблице.
Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». 1 Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Определение понятий. Умозаключения и выводы.
Играем в ученых. Это интересно. 1 Применение знаний на практике. Подготовка текста собственного доклада. Прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов.
Тест «Чему ты научился?» 1 Правильное использование изученных проектных понятий в процессе самостоятельной работы. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Отбор информации для семиминутного выступления.
(Мини-сообщение). 1 Презентация своих достижений (превращение результата своей работы в продукт, предназначенный для других). Подготовка текста собственного доклада. Объяснение, доказательство и защита своей идеи.
Творческая работа. Презентация.
Твое знакомство с понятием «презентация». 1 Составление презентации на бумаге. Владение информацией: правильное, осознанное чтение (про себя) простого научно - популярного текста. Определение главной мысли текста.
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. 1 Понятие и объяснение значения компьютера в жизни человека, в собственной жизни. Понятие и объяснение смысла слова «информация». Бережное отношение к техническим устройствам.
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. 1 Оформление небольших текстов с помощью текстового редактора. Соблюдение режима и правил работы на компьютере.
Программа МРР. 1 Работа с мышью и клавиатурой. Соблюдение режима и правил работы на компьютере. Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Совмещение текста выступления с показом презентации. 2 Преобразование информации из одной формы в другую. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения). Объяснение, доказательство и защита своей идеи.