Оксана Борисова
Рабочая программа кружка «Эколята» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Публикация «Рабочая программа кружка „Эколята“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью кружка «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Природолюбия помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
-обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
Развивающие:
-развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
-формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные:
-формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Используемые методы работы :
Наглядные методы:
-экскурсии, целевые прогулки;
-наблюдения;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр
– драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Форма работы :
Образовательная деятельность проводится каждый четверг во второй половине дня, 16.00-16.20, в течении всего учебного года.
Планируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Используемая технология: игровая, познавательно- исследовательская.
Срок реализации: 2 года
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Речевое развитие,
Перспективный план 1 год обучения
Месяц
число Тема Задачи оборудование Литера
тура
Сентябрь
Введение. Презентация «Азбука природолюбия» Посвящение детей в Эколята, с вручением им атрибутики (значки, ознакомление с гимном и клятвой «Эколят дошколят» Значки на каждого ребенка, ноутбук Конспект № 1
Дары природы Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Кукла, две корзины, муляжи овощей и фруктов или картинки, серия картинок: семена огурцов, росточек огуречный, человек поливает грядку, огурцы цветут, плетни с огурцами. №6 стр. 28 (1)
Октябрь
«У медведя во бору грибы, ягоды беру» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Формировать готовность к совместной деятельности. Панорама осеннего леса, игрушки: ежик, белочка, медвежонок. Муляжи грибов и ягод. №6 стр. 30 (2)
«Экологическая тропа» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Прогулка на участке детского сада - объекты экологической тропы : деревья на участке, скворечник, кормушка, пень, осенние листья разных деревьев. №6 стр. 33 (3)
«Что растёт в лесу?»
Дать детям знания о лесе (в лесу растет много разных деревьев, кустарников, ягоды и грибы и тд, познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями нашего края на тему осеннего леса. Познакомить детей с природой родного края (какие деревья растут).Формировать умение замечать красоту осенней природы. Фланелеграф, изображения деревьев Саратовской области в осенний период, Кукла или любое животное, корзинка, картинки с изображением ягод и муляжи грибов.
ОП ОП стр. 24
№19 стр. 45
«Кто живёт в лесу?» Расширять представления детей о лесе, кто живет в лесу, чем питаются. Развивать умение детей различать животных по особенностям внешнего вида. развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Картина с изображением диких животных в лесу, игрушки животные. № 19 стр. 50
«Куда исчезают насекомые?» Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. Фотографии с изображением насекомых, Конспект № 2
Ноябрь
Насекомые Саратовской области Формировать представления о насекомых родного края, воспитывать осознанное правильное отношение к природе родного края. Познакомить детей с насекомыми омской области, их повадками, средой обитания. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. Иллюстрации с изображением насекомых: муравей, пчела, кузнечик, майский жук и тд. Хрестоматия ОП стр. 68
Деревья и кустарники на участке детского сада Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы. Игрушка Кролик, план участка (деревья и кусты, контуры деревьев и кустов, осенние листья, листья бумажные для игры, Конспект № 3
Какие разные птицы Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам Иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц. Конспект № 4
Птицы Саратовской области Обогащать представление детей о птицах родного края, расширять возможности детей для вовлечения его в разнообразную практическую деятельность. Приобщать детей к к природе родного края. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. Иллюстрации птиц: синица, дятел, ласточка, скворец. Хрестоматия ОП стр. 63
Декабрь
Экологическая игра «Да или нет»; «Когда это бывает?»
Чтение рассказа «Жалоба деревьев» Л. Квитко Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Атрибуты к дидактической игре, иллюстрации. Конспект № 5
Хрестоматия стр. 67
«В гости к деду Природоведу» Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Развивать умение наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. Формировать готовность к совместной деятельности. Объекты экологической тропы, дед Природовед в зимней одежде, угощение для птиц. № 6 стр. 50 (10)
Где живут дикие звери Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Иллюстрации с изображением диких животных Конспект №6
Как живут домашние животные Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными Игрушка Курочка ряба, иллюстрации домашних животных, дид игра «кто, что ест», Конспект № 7
Январь
Животные Саратовской области Обогащать представление детей о своеобразии животного мира родного края, способствовать формированию любознательности и познавательного интереса. Иллюстрации диких и домашних животных. Хрестоматия ОП
«Путешествие по зимнему лесу» Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывает влияние условия, в которых они находятся. Развивать игровые умения. Формировать готовность к совместной деятельности. Декорации зимнего леса: елки, пеньки, картины с изображением зимнего леса и их обитателей, кукла в зимней одежде и с корзинкой. № 19 стр. 99
«Кому нужна вода» Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. необходимости беречь воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. Кукольная одежда, игрушки, комнатные растения. № 19 стр. 93
Викторина «Знатоки природы» Закреплять знания детей о родной природе.
Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе.
Воспитывать бережное отношение к природе через игру. Создать радостное настроение. Маленький столик, 2 стола для команд, атрибут названия команды, изображения зимующих, перелётных птиц, фишки - ёлочки, овощи и фрукты, 2 корзинки, шапочка вороны, карточки «Что происходит в природе». Конспект № 8
Февраль
Экологическая игра «Расскажи без слов»
Чтение рассказа «Садовник» Г. Сапгир Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. Иллюстрации с изображением различных природных явлений. Конспект № 9
Хрестоматия стр. 74
Мир комнатных растений Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду. Развивать все виды речи. Формировать готовность к совместной деятельности. Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, аспидистра, фикус. № 6 стр. 57
Поможем ёлке – она живая. Воспитывать бережное отношение к дереву на примере Ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветви, как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее. Формировать готовность к совместной деятельности. Ель на участке № 8 стр. 35 (3)
Человек часть природы Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым сюжетные картинки, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало. Конспект № 10
Март Экологическая игра «Прогулка по лесу»
Отгадывание загадок Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её. Карточки с изображением деревьев, игрушка зайчик Конспект № 11
Чтение сказки «Весна пришла и сказку принесла» Закрепить знания о культуре поведения в природе.
Формировать основы экологической грамотности :
представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. Плакаты и иллюстрации Хрестоматия
День Земли Приобщать детей к праздничной культуре. Развивать желание принимать участие в празднике. Создавать радостное настроение. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. Атрибуты к празднику № 19 стр. 137
Экологическая игра «Береги природу» Закреплять знания об охране объектов природы. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. Изображения природы, птиц, животных, воды и тд. Конспект № 12
Апрель Экологическая тропа весной Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Объекты экологической тропы : Береза, клумба, скворечник, кормушка для птиц, пень. № 6 стр. 66 (16)
Весна в лесу Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию. Развивать свободное общение. Картины из жизни диких животных, кукла, бинокли, фотоаппарат, подзорная труба. № 19 стр. 141
Цветущие деревья Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений); формированию умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); развивать умения различать деревья по листьям, цветам; воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу Предметные картинки, дид. игра чей листок. Конспект № 13
Весна -красна Способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека; развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе Предметные картинки, иллюстрации труд людей весной. Конспект № 14
Беседа «Мой чистый мир» Дать детям представление о проблеме мусора в городах.
Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе.
Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Иллюстрации, ноутбук. Конспект № 15
Май Викторина «По лесным тропинкам» Расширять представления о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания.
Развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Две пирамидки, две картинки с изображением насекомых, магнитофон, запись песни «В траве сидел кузнечик».
Конспект № 16
Итоговое развлечение «Как прекрасен этот мир» Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. Атрибуты к п/игре, иллюстрации и плакаты. Конспект № 17
Используемая литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2017 г
2. программа для дошкольных образовательных организаций» /Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. и др.
БОУДПО «ИРООО», 2016 – 32с.
3. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
4. Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа О. А. Соломенникова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
5. Экологическое воспитание младших дошкольников С. Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва
6. Введение в мир природы и экологии БОУДПО «ИРООО», 2016
7. Хрестоматия для чтения детям в детском саду (4-5 лет, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
8. Источник интернет