Майя Тайбарей
Рабочая программа кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа детский сад «Семицветик»
Рабочая программа кружка
«Волшебные блоки Дьенеша»
для детей 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Тайбарей Майя Николаевна
г. Нарьян-Мар
2022
Оглавление
1. Целевой раздел…. 3
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебные блоки Дьенеша“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
1.1 пояснительная записка….….….…3
1.2 планируемые результаты… ….….6
2. Содержательный раздел ….….…7
2.1 Описание методов, принципов, форм работы, и средств. ….7
3. Организационный раздел….….…. 9
3.1. Особенности осуществления образовательного процесса…. 9
3.2. Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 4-5 лет…. ….10
Список используемой литературы….18
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Рабочая программа «Волшебные блоки Дьенеша»в средней группе общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год разработана с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи программы :
Образовательные:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивающие:
Развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов;
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
Продолжать формировать стремление доводить дело до конца.
Срок реализации программы – 1 год.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе у детей среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Они способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают по 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, помнят поручения взрослых,могут выучить небольшое стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление- способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно вставать в позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершать мыслительное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема, и величины. Например, если им предъявить три черных кружка и семь белых кружков из бумаги и спросить :«Каких кружков больше- черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых».
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличиваются устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнеры по играм. В группе начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребёнка, его детализации.
Основные движения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлению ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
«Волшебные блоки Дьенеша»
К концу учебного года дети могут:
Знать признака цвета, формы и величины.
Классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
Умеют давать характеристику
Умеют выделять в геометрических фигурах одновременно три геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Конструировать по цветной схеме, умеют планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание методов, принципов, форм работы, и средств.
1. Принципы
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л. С. Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно.
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей: в соответствии с этим принципом должны учитываться характер, способности и интересы.
Принцип доступности: Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом.
Принцип наглядности: выступает средством обучения (использование схем, учебных картинок) и средством познания (наглядность выступает источником информации).
2. Формы работы : Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Непосредственная образовательная деятельность,обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности
Самостоятельная деятельность детей в математическом центре
(развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)
3. Методы и приемы:
Наглядные (плакаты, таблицы, схемы, зарисовки, показ);
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово);
Практические (сравнение, экспериментирование,упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).
4. Средства:блоки Дьенеша, схемы, ИКТ.
Решение образовательных задачрабочей программы «Волшебные блоки Дьенеша» осуществляетсяв игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работой с дошкольниками.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности осуществления образовательного процесса
Режим занятий:
Занятия кружка «Волшебные блоки Дьенеша» проводятся с детьми средней группы (4-5 лет, во вторую половину дня понедельника: 2 раза в месяц, длительность – до 20 минут.
Использование Блоков Дьенеша, как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Дата Мероприятие
Октябрь Буклет для родителей «Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
Май Представление опыта работы : оформление презентации «Волшебные блоки Дьенеша за 2022-2023уч. гг»
3.2. Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша» для детей 4-5 лет
Месяц Тема Программное содержание Содержание
Сентябрь Диагностика
Октябрь 1. «Что нам привёз Мишутка?»
2. Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Цель:способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т. д. Д/И «Что нам привез мишутка»
«Спрятались от дождя»-упражнять в группировке фигур.
«Чего не стало?» и «Что изменилось?»
-продолжать упражнять в группировке фигур по форме
Октябрь 1. Игра на внимание «Найди пару»
2. «Цвет и форма, классификация по одному признаку». Цель:закреплять умение различать и называть основные цвета
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. «Найди своё место»-упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах. Д/И «Найди пару»
Д/и «Спрятались от дождя» - упражнять в группировке фигур.
Ноябрь 1. «Какой это формы?»
2. «Что нам привёз Зайчишка?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Цель:способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. «Найди своё место»
-упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.
«Какой это формы?»- Упражнять в наложении фигур, помочь воспринять фигуру не зависимо от положения фигуры в пространстве.
«Что нам привёз Зайчишка?»
-мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Ноябрь 1. Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
2. Игра «Отгадай фигуру» Цель:закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.
Цель:способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). Игра «Чудесный мешочек» упражнять в тактильном восприятии формы
«Где мой вагончик»
- Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.
Декабрь 1. Игра «Продолжи дорожку»
2. «Цвет и форма, классификация по одному признаку». Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак цвета «Собери капельки»
- упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.
«Сложи жёлтую дорожку»
-формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.
«Найди похожие домики»- ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.
Декабрь 1. «Какого размера фигуры?»
2. «Угости матрешек печеньем» Цель:способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.
Цель:способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины «Что изменилось», «Какого размера фигуры?»
- упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.
«Кто в домике живёт?»-начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.
«Угости матрешек печеньем»-упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький, развивать мышление, математические способности.
Январь 1. Игра «Укрась елки игрушками»
2. «Цвет и форма, классификация по двум признакам».
«Какого цвета и формы?»
Цель:способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.
Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. «Сложи узор по карточке»- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).
«Укрась елки игрушками» -развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.
«Какого цвета и формы?»-продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).
«Кодовый замок»-упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.
Февраль 1. «Что лежит в корзинке?»
2. Игра «Продолжи дорожку» Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. «Цепочка»- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.
«Что лежит в корзинке?»- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.
«Что это за символ?»-закреплять знания символического обозначения свойств фигур.
«Продолжи дорожку»-Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов.
Февраль 1. Игра «Построй домик»
2. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
«Какого цвета, формы и величины?» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам:цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу
Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).
«Раздели фигуры»-упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.
«Какого цвета, формы и величины?»
-продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.
Март 1. «Мы –архитекторы»
2. «Угадай фигуру»
Цель:способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.
«Куда спрятался щенок»- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.
«Помоги Незнайке»- упражнять в оперировании двумя свойствами.
Третий лишний»-упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.
Март 1. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
2. «Бусы для мамы»
Цель:способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) «Помоги Незнайке»-упражнять в оперировании двумя свойствами.
«Угадай фигуру»-упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.
«Бусы для мамы»-упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.
«Искатели клада»-закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.
Апрель 1. «Угости мишек печеньем»
2. «Посади цветы на клумбы» Цель:способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) «Угости мишек печеньем»-упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.
«Искатели клада»-закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.
Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.
Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.
Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.
Апрель 1. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
2. «Что лишнее?»
Цель:способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Цель:способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. «Поиск затонувшего клада»
- закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.
«Что лишнее?»-(усложнённый вариант игры) упражнять в классификации фигур по нескольким свойствам.
Май 1. «Продолжи ряд»
2. «Волшебное дерево»
Цель:Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление
Цель:способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) «Каждому символу своё место»-упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.
«Все в ряд»- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания.
«Волшебное дерево»-продолжать строить постройки в соответствии со схемой.
«Покажи символ»-развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.
Май Итоговая диагностика
Список используемой литературы
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В. В. Юртайкина. - М. : Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
4. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» младший возраст, выпук №1. ТЦ «Учитель»