Ольга Гречаная
Рабочая программа кружка «Со сказками в мир экономики» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Рабочая программа
кружка
«Со сказками в мир экономики»
(подготовительная)
(6-7лет)
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности человека.
Приобщение ребенка к миру экономической культуры – одна из сложных и в то же время важных проблем. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них.
Актуальность
Современный ребенок, сам того не понимая, живет в экономической среде.
Публикация «Рабочая программа кружка „Со сказками в мир экономики“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Дети каждый день сталкиваются с экономической жизнью семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, овладевая, таким образом элементарной экономической информацией. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше будут сформированы полезные финансовые привычки. В возрасте 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, хорошем, плохом. А различные формы работы со сказкой являются одним из способов формирования финансовой грамотности и нравственных представлений.
1.1. Цель и задачи реализации программы
Цель программы: формирование у детей доступных экономических понятий.
Задачи:
• формировать экономические представления и компетенции;
• развивать наблюдательность, пополнять активный словарный
запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет,
реклама, пенсия, зарплата, рубли.
• воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим
деньги.
• дать представление о рекламе;
• пробуждать здоровый интерес к деньгам;
• познакомить детей с некоторыми составляющими семейного
бюджета: пенсия, зарплата;
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю.
В подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин.
Количество участников: 25 человек.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
1.2. Направленность программы
Направлена на развитие познавательной активности,
самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление образовательных программ, формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.
1.3. Формы, методы и средства реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
В ходе усвоения детьми содержание программы учитывается темп развития,
уровень самостоятельности, умение работать в коллективе, в процессе работы вести координированный диалог, преследуя и достигая поставленную
цель.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
• словесный (чтение художественной литературы, устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядный (иллюстраций, фотоматериалы);
• игровой (дидактические игры, проблемные игровые ситуации)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной проблемы совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная деятельность детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
Приемы, используемые в процессе реализации кружковой деятельности,
активизирующие мотивацию обучения:
• чтение художественной литературы;
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• решение проблемных ситуаций;
• моделирование и анализ проблемных ситуаций;
• викторины,
• ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций;
1.4. Учебный план
Месяц Тема Задачи
Октябрь 1. Вводное занятие. «Что такое экономика и для чего она нужна?»
2. «Библиотека Гнома Эконома»
3. «Что такое потребности?»
Беседа по сказке «Телефон» Чуковского К. И.
4. Чтение сказки «Как коза избушку построила». Беседа по содержанию сказки. Ознакомление с содержанием предстоящей работы. Выявить элементарные экономические знания.
Познакомить детей с Гномом Экономом. Познакомиться с библиотекой.
Раскрыть понятие «потребности».
Развивать представления о потребностях животных, людей и растений.
Ноябрь 1. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пушкина С. А.
2. Интерактивная игра «Потребности сказочных героев»
3. «Труд» Чтение сказки «Федорино горе»
Чуковского К. И.
4. Чтение сказки «Морозко» Беседа по содержанию сказки.
Продолжать расширять представления о потребностях человека.
Закреплять представления о потребностях.
Уточнить знания о труде, трудолюбии.
Вспомнить пословицы о труде. Воспитывать желание трудиться.
Декабрь 1. Чтение «Чем пахнут ремесла»?»
2. Игровая обучающая ситуация «Что было бы, если бы не было этой профессии?»
Дидактические игры «Все профессии важны», «Кому, что нужно для работы»
3. «Товар». Чтение сказки «Аленький цветочек Аксакова С. Т.
4. Беседа «Что такое товар?»
Уточнить знания детей о представителях разных профессий. Воспитывать уважению к труду.
Закрепить представление о важности труда. Уточнить знания о профессиях, об орудии труда.
Дать представление о разнообразии товаров.
Закреплять представление о
многообразии товаров,
развивать
познавательный
интерес.
Январь 1. «Обмен» Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
2. Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
Дать детям на примерах из сказок представление о бартере как обмене одной вещи на другую, без денег.
Февраль 1. Беседа «Что такое деньги?»
2. Беседа по содержанию сказки «Муха-Цокотуха» Чуковского К. И.
3. Денежные знаки разных стран. Беседа по содержанию сказки «Приключение Буратино»
А. Толстого
4. Дидактическая игра «Что в моей копилке?» Чтение сказки «Огниво»
Г. Х. Андерсен
Дать детям понятие, что такое деньги. Показать, что каждая вещь стоит денег, но не все можно купить.
Показать, что каждая вещь стоит денег. Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Дать представление о разнообразии денежных знаков.
Закреплять представление о денежных знаках разных стран.
Раскрыть понятия «доход», «расход».
Март 1. Игровая обучающая ситуация «Что такое семейный бюджет?»
2. «Реклама» Чтение «Как корову старик
продавал» С. Михалкова
3. Чтение сказки «Кот в сапогах»
4. «Ярамрка» Инсценировка «Как корову старик
продавал» С. Михалкова
Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, пенсия, стипендия.
Познакомить детей с
рекламой, раскрыть ее
важность, для чего она
нужна и как ее лучше
организовать.
Познакомить с понятием «ярмарка». Развивать артистизм.
Апрель
1. Дидактическая игра «Я-покупатель»
2. Просмотр мультфильмов «Уроки Тетушки Совы. Азбука экономики»
3. Интерактивная игра «Играем в экономику»
4. Игра-викторина по итогам «Что? Где? Когда?»
Закрепить знания
детей о товарах,
учить различать
монеты разного
достоинства.
Закреплять полученные знания.
Развивать смекалку и сообразительность, закрепить полученные знания.
1.5. Ожидаемые результаты
Ребенок способен различать потребности и находить в чем их значение;
Иметь представление:
об экономике и для чего она нужна;
об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;
о потребностях, как и для чего они используются, какие потребности
необходимы человеку, животным и растениям;
о производителях (кто производит товар, различных профессиях,
специальностях, о том, как получают профессию;
об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;
о рекламе и ее значении;
Список литературы:
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры /авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. - Волгоград: Учитель.