Першанина Ольга Александровна
Рабочая программа кружка «Школа хороших манер»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Родничок» города Белово
Школа хороших манер
Рабочая программа кружка
Автор-составитель:
Ольга Александровна Навтолина,
воспитатель
Белово 2019 г.
Пояснительная записка
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми.
А. С. Макаренко
Публикация «Рабочая программа кружка „Школа хороших манер“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме воспитания культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирования воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
Особое значение приобретает вопрос о необходимости создания благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому ребенку и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса; личный пример взрослого, приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного воспитания, творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Цель программы : воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данной программы :
• формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
• знакомить с правилами этикета;
• воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку.
Моя точка зрения сводится к тому, чтобы создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.
В данной работе используются методы : словесные, наглядные, практические.
Принципы построения занятий:
1. Частая смена видов деятельности.
2. Игровая форма.
3. Системность.
4. Обеспечение переноса знаний на другой предмет или вид деятельности.
Формы работы :
1. Беседа.
2. Совместная деятельность.
3. Игра.
4. Родительские собрания.
5. Консультации для родителей и воспитателей.
6. Занятия.
Организация образовательного процесса
Данная программа рассчитана на 1 год обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Кружок проводится один раз в 2 недели, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность 25 минут.
Общий срок реализации исходной программы (количество лет)
1 год
Возраст воспитанников
6 – 7 лет
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году
33 ребенка
Количество часов в месяц
2 часа
Общее количество часов в год
18 часов
Учитывая вышеизложенное можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Учебно – тематический план
№ п/п
Блок / Тема
Всего
часов
В том числе отводимые на
Формы контроля
теорет. практ.
Блок 1. Культура речи
4
1.1. В мире вежливых слов 1 1 Беседы, итоговые срезы, тестирование.
1.2. Знакомство 1 1
1.3. Утреннее приветствие 1 1
1.4. Вежливый разговор по телефону 1 1
Блок 2. Общение со сверстниками
5
2.1. Давай помиримся 1 1 Беседы, анкетирование,
викторины.
2.2. Зачем нужен друг? 1 1
2.3. Дразнить, обижать 1 1
2.4. Долг платежом красен 1 1
2.5. Умеешь ли ты дружить? 1 1
Блок 3. Общение со взрослыми
5
3.1. Наша дружная семья 1 1 Анкетирование,
игры, итоговые срезы.
3.2. Мы и взрослые 1 1
3.3. Культурная среда 1 1
3.4. Этичные и неэтичные поступки 1 1
3.5. Обращение к взрослому человеку 1 1
Блок 4. О правилах поведении
4
4.1. Культурный человек 1 1 Беседы, викторины,
игры.
4.2. Правила этики 1 1
4.3. Гостям всегда рады! 1 1
4.4. Я – пассажир 1 1
Итого 18 18
Содержание программы
Тема 1. «Культура речи».
1.1. В мире вежливых слов.
Выявление знаний детей на начало учебного года.
1.2. Знакомство.
Выявление знаний на начало учебного года.
1.3. Утреннее приветствие.
Познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.
1.4. Вежливый разговор по телефону.
Сформировать навыки вежливого разговора по телефону.
Тема 2. «Общение со сверстниками».
2.1. Давай помиримся.
Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения.
2.2. Зачем нужен друг?
Развивать и воспитывать осознанные взаимодоброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.
2.3. Дразнить, обижать.
Развивать у детей теплые, дружеские отношения между собой.
2.4. Долг платежом красен.
Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
2.5. Умеешь ли ты дружить?
Развивать и воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Тема 3. «Общение со взрослыми».
3.1. Наша дружная семья.
Сформировать любовь и уважительное отношение к близким людям. Развивать осознанное отношение к семье.
3.2. Мы и взрослые.
Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых.
3.4. Культурная среда.
Формировать навыки культурного поведения, уважительного отношения к окружающим людям.
3.5. Этичные и неэтичные поступки.
Знакомить с правилами этики. Формировать представления об этике.
3.8. Обращение к взрослому человеку.
Развивать умение обращаться к взрослому по имени, отчеству, соединять прямое отношение с выражением радости
Тема 4. «О правилах поведения».
4.1. Культурный человек.
Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
4.2. Правила этики.
Познакомить детей с правилами взаимоотношения людей друг с другом.
4.3. Гостям всегда рады.
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением.
4.7. Я – пассажир.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.