Елена Ланина
Рабочая программа кружка дополнительных школьных услуг технической направленности с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Почемучка»
Пояснительная записка
Программа дополнительных образовательных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС организована развивающая предметно-пространственная среда:
Публикация «Рабочая программа кружка дополнительных школьных услуг технической направленности с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• оборудование детской лаборатории: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм
• касса счетных материалов, набор геометрических фигур, счетные палочки.
• развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Сложи узор», «Кораблик «Брызг-брызг», «Кораблик «Плюх-плюх», «Шнур-затейник»
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Формы организации работы с детьми :
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная игровая деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Опыты.
6. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
1. Игровые приемы:
• манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
• побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
• «намеренная ошибка»
• проговаривание хода предстоящих действий
2. Практические приемы:
• манипуляция,
• превращение,
• складывание,
• выбор,
• показ,
• совместные действия,
• сравнение.
3. Словесные приемы:
• диалог с игровыми персонажами,
• объяснение,
• описание,
• рассказ,
• сказка,
• уточнение,
• стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
• игровая мотивация,
Формы организации работы с родителями :
• консультации о подборе развивающих игр;
• индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
• мастер-классы;
Родительские собрания с показом фрагментов деятельности детей;
подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического и математического мышления.
Рабочая программа состоит из следующих блоков:
1. Опытно-экспериментальная деятельность.
2. Математическое развитие
3. Конструирование.
Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Основными задачами реализации программы являются :
• Развитие логического мышления и творческих способностей
• Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
• Развитие навыков конструирования, составление целого рисунка из частей по схеме и по замыслу.
• Формирование таких умений, как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
• Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
• Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
• Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
• Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю с октября май.
Один раз в год проводится развлечение для детей.
Возрастная группа Количество занятий в неделю Количество занятий в год Количество детей.
Группа детей старшего дошкольного возраста 1 31 Не более 15
Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2019-2020 учебного года.
К концу года дети научатся:
• выполнять сенсорный анализ, выдвигать гипотезы, подводить итоги
• проявлять самостоятельность в познании окружающего мира, конкретных представлений о предметах и свойствах.
• самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные части.
• знать состав чисел первого десятка
• иметь представление о единице измерения длины, веса, объема.
• различать, называть геометрические фигуры;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
• высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• Повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры.
2. Учебно-тематический план (старший дошкольный возраст 5-6лет)
В течение года запланировано провести 31 занятие.
Раздел Количество занятий
Опытно-экспериментальная деятельность 10
Игры на математическое развитие 10
Игры на умение конструировать плоскостные изображения по схемам и по замыслу 10
Итоговое занятие-развлечение
(в конце учебного года) 1
Неделя Тема занятия
и используемые игры Задачи
Октябрь 1 «Песок и глина — наши помощники» Дать представление о свойствах песка и глины
Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые
Воспитывать любознательность
Активизация словаря: сыпучий, твердая.
2 «Удивительные свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитывать бережное отношение к воде.
3 «Удивительные свойства
воздуха» Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека
Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Развивать у детей умение с помощью педагога оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека
4 «Свойства дерева и металла» Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений
Ноябрь 1 «Мир бумаги» Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность
Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
2 «Испытание магнита» Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
Развивать у детей мышление, сообразительность.
Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.
3 «Мир камней» Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
4 «В мире стекла» Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
Развивать любознательность
Воспитывать бережное отношение к вещам.
Декабрь 1 «Волшебное зеркало» Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
2 «Катапульта» Продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной деятельности;
Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
3 «Знакомство с корабликом Плюх-плюх»
(Методический материал – приложение к игре) •дать понятие один – много, упражнять в счете от 1до 10, называть цифры, соотношение цифры и количества
•развивать зрительную память, внимание через игру «Что изменилось?»;
воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников, не выкрикивать.
4 «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»
(«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат») • познакомить с новой игрой «Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами;
• учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету, определять и называть высоту предметов.
• учить складывать фигуру «лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры «Прозрачный квадрат»
• развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу);
Январь 1 «Как лягушата пополняли запасы пресной воды»
(«Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь») • развивать умение конструировать контуры геометрических фигур разного размера, выбирать картинки с частями силуэта «ведро» по описанию и составлять его;
• продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, элементы логического мышления, память.
• воспитывать нравственные и волевые качества.
2 «Фабрика фигур»
(«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М. В. Кралина) • закреплять навык счета в пределах 10;
• учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;
• учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
• развивать элементы логического мышления, упражнять в конструировании фигур по схемам.
формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.
3 «Путешествие в Фиолетовый лес»
(«Цифроцирк», «Чудо-цветик») • познакомить детей с игрой «Чудо-цветик», учить находить детали, соответствующие заданному числу, учить называть их: одноглазка, двухглазка и т. д.)
• формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру по контуру, развивать зрительно-моторную координацию;
• развивать умение находить большее или меньшее число к названному, ориентируясь на цифровой ряд игры «Цифроцирк».
Февраль 1 «Раздели на части»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор») • уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь частей, установление целого и частей;
• упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;
• развивать пространственную ориентировку при расположении элементов игры «Лепестки» по словесным указаниям и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
2 «В гостях у сказки»
(«Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт») • познакомить детей с новой игрой «Геоконт», ее персонажами: Паук Юк и паучата.
• продолжать формировать умение детей работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэты персонажей из знакомых сказок
• закреплять умение различать и называть цвет, форму, составлять геометрические фигуры на поле игры «Геоконт» и находить в окружающей обстановке предметы аналогичной формы;
• побуждать детей к высказыванию мыслей в форме простых распространенных предложений.
• предоставлять детям возможность быть активными помощниками героям сказок.
3 Что больше?
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор») • сравнение и измерение длины предметов с помощью условной меры (бумаги в клетку)
• учить детей ориентироваться на листе в клетку, используя ориентиры «вверх», «вниз», «влево», «вправо».
• развивать умение отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов;
4 «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»
(«Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный) • продолжать знакомить с эталонами формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины);
• учить приёму конструирования фигуры «башмачок», используя алгоритм сложения и план действий.
• развивать восприятие формы, определять на ощупь части игры «Чудо-цветик», составлять целое из разного количества частей,
• продолжать формировать конструктивные навыки, пространственную ориентировку, логическое мышление;
Март 1 Сравни
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор») • закреплять умение составлять числовой ряд, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор.
• воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. продолжать формировать умение делать простейшие выводы, используя сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
2 «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча»
(«Чудо – соты», «Прозрачная цифра») • упражнять детей в отгадывании загадок о геометрических фигурах, нахождении фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник, по описанию их признаков (цвет, размер);
• продолжать учить расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не».
• продолжать формировать умение делать простейшие выводы, используя сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
• воспитывать умение соревноваться между собой при выполнении задания.
3 «Как зверята выступали на арене Цифроцирка»
(«Чудо-соты», «Колумбово яйцо») • познакомить с игрой «Колумбово яйцо», учить составлять изображения разных артистов цирка из ее деталей по предложенной конструктивной схеме;
• закреплять умение составлять числовой ряд, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор.
• развивать творческое воображение – придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу;
• формировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и изобразительные навыки, умение обводить придуманный силуэт карандашом.
4 «Как кораблик попал в шторм»
(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор») • продолжать учить детей определять высоту предметов, их порядковый номер, решать логическую задачу на определение формы предмета.
• развивать понимание пространственных характеристик «низкий», «высокий», «верхний», «нижний», «между»;
• тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз - рука».
Апрель 1 «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1занятие
(«Танграм», «Прозрачный квадрат») • познакомить с новой игрой «Танграм»;
• учить составлять фигуры животных по схемам в масштабе 1:1;
• упражнять в нахождении лишней фигуры в ряду (пластинки, умении объяснять, доказывать, обосновывать свой выбор;
• воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, инициативность.
2 «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие
(«Танграм», «Лепестки») • учить самостоятельно составлять фигуры животных и птиц из деталей игры, используя схемы уменьшенного масштаба;
• упражнять в установлении закономерности в расположении элементов игры «Лепестки» и ее продолжении.
• развивать умение объединения выделенных при анализе компонентов целого, пространственного воображения;
• развивать пространственную ориентировку, умение словами обозначать направление предмета (влево, вправо, налево, направо);
3 «Найди фигуру»
(«Танграм», «Геоконт»)
• учить находить среди деталей игры «Танграм» соответствующие знаково-символическому коду, познакомить с обозначением – размера, расшифровывать (декодировать) с отрицательной частицей «не»;
• продолжать учить детей создавать контуры геометрических фигур с помощью резинок на поле игры «Геоконт» по знаково-символическому коду.
• развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, умение видеть противоположные свойства в предметах
• формировать умение слушать и слышать
задание взрослого до конца.
4 «Как гусеница Фифа наряжалась»
• учить складывать фигуру «Бантик» из кубиков игры «Сложи узор» по схеме путем перемещения частей в пространстве;
• продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа) для сказочного персонажа по замыслу.
• развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
• развивать творческое воображение, умение рассказывать о назначении предметов.
• воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
Май 1 «Волшебные превращения счетных палочек» • учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением;
• упражнять в счете (учить отсчитывать нужное количество палочек);
• развивать конструктивные возможности, пространственное воображение, смекалку, сообразительность;
• способствовать развитию новых способов действия при решении поставленных задач.
• развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.
2 «Вечернее представление в Цифроцирке» • продолжать учить детей сортировать предметы и сравнивать их по цвету, составлять цифры 1,2,3 путем наложения пластинок друг на друга и на трафарет;
• развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, умение анализировать и обобщать.
• воспитывать волевые качества.
3 «Как малыш Гео нашел грибы» • учить конструировать объемную фигуру «самолет» путем перемещения частей в пространстве;
• упражнять в соотношении цифры и количества, отсчитывании заданного количества предметов и делении их на подгруппы.
• формировать умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей.
• продолжать формировать умение устанавливать взаимодействие со сверстниками.
Итоговое занятие-развлечение «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»
(наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1 • учить детей сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного)
• Закреплять навык счета, соотношения цифры и количества предметов;
• закреплять умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, форма, размер, сравнивать и обобщать по ним фигуры;
• развивать умение ориентироваться на плоскости в клетку, предлагать варианты решения проблемной ситуации.
• продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С. С. 2009.
3. Воскобович В. В., Харько Т. Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петербург, 2003.
4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М. ,2005
5. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
6. В. П. Новикова «Математика в детском саду», М: Мозаика-Синтез, 2007
7. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.
8. Т. Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
9. К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх» М. ,2005