Евгения Сочилина
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию речи «Говорушки»
Руководители кружка :
Сочилина Е. М.
Горно-Алтайск
2018
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи „Говорушки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.
Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. Продолжительность занятия 20 минут.
Цель – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
• осваивание ребёнком связной монологической речи : умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
• развивать диалогическую речь : умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
• развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
• развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
• воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Целевые ориентиры:
1. ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
2. может выражать свои мысли и желания,
3. может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
2. Тематический план работы кружка «Говорушки»
№ Тема К-во
занятий Месяц
1. «Здравствуй, осень!» 1 сентябрь
2. «Зайчик в гостях у детей» 1 сентябрь
3. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» 1 сентябрь
4. «Я - человек» 1 сентябрь
5. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» 1 октябрь
6. Формирование навыков диалогической речи. 1 октябрь
7. «Дары осени» 1 октябрь
8. «Нас приручил человек» 1 октябрь
9. «Моя малая Родина» 1 ноябрь
10. Рассказывание по картине 1 ноябрь
11. «Вежливые слова» 1 ноябрь
12. Разучивание стихотворения 1 ноябрь
13. Описание предметов по их признакам 1 декабрь
14. Описание и сравнение игрушек (кукол) 1 декабрь
15. Пересказ сказки 2 декабрь
17. «Моя любимая игрушка» 1 январь
18. «Как зайчонок нашёл маму» 1 январь
19. Описание предметов по картинкам 1 февраль
20. «В мире профессий» 1 февраль
21. Описание предметных картинок 1 февраль
22. «День защитников Отечества» 1 февраль
23. Составление описательного рассказа «Моя мама» 1 март
24. Пересказ сказки 1 март
25. «Звуковая культура речи : звуки щ – ч» 1 март
26. «Уроки Мойдодыра» 1 март
27. Описание предметов и игрушек 1 апрель
28. Составление рассказа 1 апрель
29. Закрепление обобщающих понятий 1 апрель
30. «В мире транспорта» 1 апрель
31. «День Победы!» 1 Май
32. «В гостях у Мухи – Цокотухи» 1 Май
№ Тема Цель Средства реализации
1. «Здравствуй, осень!» Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»
2. «Зайчик в гостях у детей» Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, мяч.
3. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. Картина «Кошка с котятами», клубок ниток.
4. «Я - человек» Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека.
5. Пересказ сказки. Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
6. Формирование навыков диалогической речи. Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла.
7. «Дары осени» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.
8. «Нас приручил человек» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?».
9. «Моя малая Родина» Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. ИКТ: виртуальное путешествие по городу Горно-Алтайск. Подвижная игра: «Замри»
10. Рассказывание по картине Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами.
11. «Вежливые слова» Продолжать развивать диалогическую речь. Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок.
12. Разучивание стихотворения Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»
13. Описание предметов по их признакам Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок.
14. Описание и сравнение игрушек (кукол) Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы».
15.
16. Пересказ сказки Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.
17. «Моя любимая игрушка» Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.
18. «Как зайчонок нашёл маму» Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Игрушка – зайчик (большой и маленький, словесная игра «Ласковые слова».
19. Описание предметов по картинкам Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. Картинки с изображением разных зайчат; три щё тки: зубная, обувная, одёжная.
20. «В мире профессий» Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Слайды: профессии. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, предметные картинки орудий труда
21. Описание предметных картинок Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.
22. «День защитников Отечества» Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск.
23. Составление описательного рассказа «Моя мама» Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.
24. Пересказ сказки Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план.
25. «Звуковая культура речи : звуки щ – ч» Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. Стихотворения: Маршак С. Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».
26. «Уроки Мойдодыра» Совершенствовать диалогическую речь. Чуковский К. И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно».
27. Описание предметов и игрушек Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.
28. Составление рассказа Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.
29. Закрепление обобщающих понятий Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) Картина с изображением тигра.
30. «В мире транспорта» Совершенствовать навыки описательного рассказа. Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»
31. «День Победы!» Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».
32. «В гостях у Мухи – Цокотухи» Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».
3. Методическая литература
Автор (ы) Заглавие Город, издательство, год издания. Вид издания
Логинова В. И., Бабаева Т. И. и др. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г. Программа
Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. Методическое пособие
Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. Методическое пособие
Перечень произведений детской художественной литературы
№ п/п Автор Название
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Русская народная сказка
Благинина Е.
Данько В. Я.
Маршак С. Я.
Сельвинский И.
Чуковский К. И.
Белозеров Т.
Чуковский К. И.
Аким Я. Л. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
«Посидим в тишине»
«Добрый мышонок»
«Про все на свете»
«Что правильно?»
«Мойдодыр»
«Праздник Победы»
«Муха-Цокотуха»
«Первое мая» - отрывок