Приложение МААМ

Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки» в средней группе

Алейникова Елена Алексеевна
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружка по развитию речи

«Говорушки» в средней группе.

Воспитатель МДОУ «Детский сад №4»,

Алейникова Е. А. г. Саратов

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа кружка разработана на основе программы «Развитие речи детей 4-5 лет» авторы Ушакова О. С., Струнина Е. М. ; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.

Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.

Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

• осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

• развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

• развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

• развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

• воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

• принцип развивающего обучения;

• принцип сочетания научности и практической применимости;

• принцип интеграции образовательных областей;

• комплексно-тематический принцип.

Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.

Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

2. Содержательный раздел

Методы освоения содержания данной программы:

Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

3. Организационный раздел

Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.

Методическая литература

Автор (ы) Заглавие Город, издательство, год издания. Вид издания

Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г. Методическое пособие

Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г. Методическое пособие

Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5лет)

Дата Тема Цели Пути достижения Оснащение

Октябрь «Золотая осень»

1 Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» -учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, делать умозаключения;

- развивать диалогическую речь;

-развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи;

-воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картины -чтение стихотворений об осени;

- рассматривание картины, вопросы по ее содержанию:

- д/и «Подбери слово»: -картина «Золотая осень» И. Левитана

2 Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» -учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное изображение стихотворения;

- развивать образность речи;

-воспитывать слуховое внимание -выразительное чтение стихотворения педагогом;

- рассматривание иллюстраций и картин об осени;

- вопросы по содержанию;

- чтение стихотворения детьми -картины и иллюстрации с изображением осени и лета

3 Чтение и пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью» -упражнять детей в пересказе, передавать текст точно, последовательно:

-развивать память, мышление;

- воспитывать умение слушать - загадки об осенних признаках;

-чтение произведения;

-вопросы по содержанию;

-повторное чтение;

-рассказы детей;

- малоподвижная игра «Листья кружатся» -картины и иллюстрации по осенней тематике

4 Составление описательного рассказа по схеме «Осень» -учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме;

-развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли;

-воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей -загадки и беседа об осени;

-составление рассказа об осени педагогом при помощи плана – схемы;

-рассказы детей;

-релаксация «Звуки осени» -мнемотаблица «Осень»;

-аудиозапись «Звуки осени»

Ноябрь «Хлеб»

1 Чтение украинской народной сказки «Колосок» -учить детей понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки;

-воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки; интерес к художественной литературе -вступительная беседа о хлебе; отгадывание загадки;

-выразительное чтение сказки педагогом с показом иллюстраций;

-вопросы по содержанию;

- д/и «Скажи ласково» -иллюстрированный текст сказки:

-картинки с изображением колоска

2 Пересказ произведения Я. Тайца «Все здесь» -учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения;

-развивать отчетливое и выразительное произношение;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение --вступительная беседа о разнообразии хлебобулочных изделий;

-выразительное чтение произведения педагогом, вопросы по содержанию;

-повторное чтение с установкой на пересказ -иллюстрации хлебобулочных изделий

3 Заучивание стихотворения Н. Красильниковой «Колосок» -учить детей запоминать стихотворение;

-развивать речь и память детей, продолжать учить четко, выразительно читать стихи;

-воспитывать интерес к заучиванию -отгадывание загадки про колосок;

-рассматривание колоска;

-чтение стихотворения педагогом;

-беседа по содержанию;

-чтение стихотворения детьми -колоски пшеницы и ржи

4 Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» -закрепить знание художественных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, учить отвечать на вопросы по содержанию картины;

-развивать связную речь и умение слушать других;

-воспитывать усидчивость -рассматривание картины;

-беседа по содержанию картины;

-описание картины детьми;

-д/и «Узнай по описанию» -картина И. Шишкина «Рожь»

Декабрь «Ох, ты зимушка - зима»

1 Составление описательного рассказа «Здравствуй, зимушка - зима!» -учить детей составлять рассказ на зимнюю тематику, описывать окружающую природу, зимние признаки, используя образные прилагательные, синонимы;

-развивать связную речь детей: умение строить предложение, правильно и четко произносить слова;

-воспитывать желание слушать и оценивать рассказы товарищей

-чтение стихотворений о зиме;

-рассматривание картин о зиме;

- составление описательного рассказа о зиме -картины и иллюстрации с изображением зимы

2 Пересказ произведения Н. Калининой «Про снежный колобок» -учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога;

-развивать интерес к пересказу впервые прочитанных произведений

-рассматривание снежного колобка;

-вопросы детям;

-чтение произведения;

-вопросы по содержанию произведения;

-пересказы детей -колобок из снега;

-поднос

3 Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке» -продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения;

-развивать умение пользоваться приемами сравнения;

-воспитывать интерес к художественной литературе -вступительная беседа;

-чтение сказки;

-вопросы по содержанию;

-разучивание и обсуждение смысла пословицы «По одежке встречают, а по уму провожают» -иллюстрации к произведению

4 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» -учить детей рассказывать наизусть стихотворение; эмоционально воспринимать произведение;

-развивать образность речи, творческое воображение;

-воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно -выразительное чтение педагогом стихотворения;

-беседа по содержанию;

-чтение стихотворения детьми

-д/и «Какой, какая, какое»

Январь «Малые фольклорные формы»

1 Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, чистоговорки) -учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначении; учить четко произносить их;

-развивать артикуляционный аппарат;

- воспитывать внимательное отношение к родному языку и собственной речи -отгадывание детьми некоторых предметов-игрушек через игру «Чудесный мешочек»;

-вступительное слово о назначении загадок;

-обобщающая беседа о том, что такое загадка;

-рассказ педагога о назначении скороговорок и чистоговорок;

- проговаривание детьми скороговорок -игрушки животных;

-мешочек для игры

2 Ознакомление с малыми фольклорными формами (колядками) -познакомить с новыми колядками, помочь заучить текст небольших колядок;

-развивать образность речи;

-воспитывать выразительность речи -д/и «Отгадай и назови»

-чтение новых колядок педагогом;

- вопросы уточняющего характера;

-проговаривание колядок -маски животных;

-музыкальные записи русских народных мелодий

3 Рассматривание иллюстраций к потешкам Ю. А. Васнецова -продолжать знакомить детей с особенностями фольклора;

- формировать у детей интерес к книгам; познакомить с иллюстрированными изданиями знакомых потешек; объяснить важность иллюстраций в книге;

-развивать интонационную выразительность в речи в процессе их исполнения;

-развивать познавательную активность; -беседа о различных формах фольклора;

-выставка иллюстраций к знакомым потешкам;

-рассматривание иллюстраций к потешкам;

- инсценированное чтение потешек;

-хоровод «Гори, гори ясно» -иллюстрации к потешкам

4 Пересказ РНС «Волк и козлята» -учить эмоционально рассказывать знакомую сказку самостоятельно;

-развивать выразительность речи, передавать диалог действующих лиц, учить менять интонацию;

-воспитывать чувство сопереживания героям сказки -д/и «Узнай сказку»;

-вопросы на уточнение знаний детей;

-совместная инсценировка сказки -картинки из сказок для игры

Февраль «Животные»

1 Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» -учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, упражнять в придумывании окончания рассказа;

-развивать творческое воображение;

-воспитывать устойчивое внимание -беседа о жанрах;

-д/у «Подбери признак»;

-вопросы по содержанию;

-повторное чтение с установкой на пересказ;

-драматизация сказки -атрибуты к игре-драматизации

2 Составление рассказа из личного опыта детей «Мой любимец» -учить составлять рассказ из личного опыта (по плану, упражнять в употреблении в речи простых и сложных предложений;

-развивать творческие способности ребенка в составлении рассказов;

- воспитывать доброжелательное отношение к рассказам сверстников -рассматривание картинок домашних животных;

-составление плана рассказа;

-рассказ педагога (образец);

-рассказы детей -картинки домашних животных

3 Заучивание стихотворения С. Городецкого «Пять маленьких щенят» -продолжать учить детей выразительно читать стихотворение, понимать образный язык произведения;

-развивать слуховую память, интонационную выразительность речи;

-воспитывать любовь к поэзии -беседа о домашних любимцах;

-чтение стихотворения педагогом;

-вопросы по содержанию;

-чтение детьми -картинки домашних любимцев

4 Пересказ произведения К. Ушинского «Уточки» -продолжать учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшой по объему текст;

-развивать умение выразительно передавать содержание небольшого рассказа;

-воспитывать интерес к художественной литературе -вступительная беседа;

-выразительное чтение рассказа педагогом;

-вопросы по содержанию уточняющего характера;

-пересказ небольшого произведения детьми;

-д/и «Отгадай, что за птица»

Март «Весна»

1 Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -учить детей внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, совершенствовать умение употреблять в речи сложные предложения;

-развивать у детей эстетическое восприятие картины -чтение детьми стихотворений о весне;

-слушание спокойной музыки;

-рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

-вопросы по содержанию;

-физминутка «Птицы» -аудиозапись;

- картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

-стихотворения о весне

2 Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» -продолжать учить детей читать стихотворение наизусть спокойно, не торопясь, выговаривая окончания слов, отрабатывать интонационную выразительность речи;

- развивать у детей память и эстетическое восприятие литературного произведения;

- воспитывать любовь к поэзии -загадки о весне;

-чтение стихотворения педагогом; вопросы по содержанию;

-физминутка «Ручеек»;

-чтение стихотворения детьми;

-д/и «Назови признаки времен года» -загадки о весне;

- сборник стихов Ф. И. Тютчева

3 Составление описательного рассказа по схеме «Весна» - продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме;

-развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли;

-воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей -загадки и беседа о весне;

-составление рассказа педагогом при помощи плана – схемы;

-рассказы детей;

-релаксация «Звуки природы» -мнемотаблица «Весна»;

-аудиозапись «Звуки природы»

4 Пересказ произведения А. Тайца «Послушный дождик» -продолжать учить детей пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания: целостность, структурное оформление, связность, объем;

-развивать умение употреблять в речи слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом;

-воспитывать любовь к окружающей природе -слушание музыки «Звуки природы» (дождь);

-чтение произведения педагогом;

-вопросы по содержанию;

- пересказы детей;

-д/и «Родственные слова» -аудиозапись «Звуки природы»

- произведения А. Тайца

Апрель «Книга»

1 Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» -учить понимать эмоционально- образное содержание сказки, ее идею;

-развивать образность речи детей; умение подбирать определения, сравнения к заданному слову;

-воспитывать интонационную выразительность речи -чтение сказки педагогом с показом иллюстраций;

-беседа по содержанию;

-д/и «Слова – загадки» -иллюстрированная книга

2 Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов р художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, В. Чижикова, Е. Чарушина;

-развивать произвольное внимание;

-воспитывать эстетический вкус -рассматривание иллюстраций к сказкам В. Бианки «Лис и мышонок», К. Чуковского «Доктор Айболит»,

Е. Чарушина «Зайчиха с зайчатами»;

-беседа;

-д/и «Угадай сказку» -иллюстрированные книги

3 Пересказ произведения Е. Чарушина «Лиса» -учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения, излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения;

-воспитывать усидчивость -загадка о лисе;

-чтение произведения;

-вопросы детям;

-пересказ произведения -иллюстрация или игрушка лисы

4 Придумывание сказки «Как ежик выручил зайца» -учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания, оценивать рассказы друг друга;

-упражнять в подборе синонимов, антонимов;

-развивать творческие способности, фантазию -загадки и беседа о зайце и еже (где живут, чем питаются);

-д/и «Подбери признаки»;

-обсуждение плана сказки;

-придумывание сказки по плану -иллюстрация или игрушка ежа и зайца

Май

1 Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» -учить детей понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения, ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольёшь»);

-развивать интерес к художественной литературе;

-воспитывать чуткость к художественному слову -беседа с детьми о стихии «огонь» (как использовали его в прошлом);

-рассматривание русской печи на картинке;

-рассказывание русской народной сказки; вопросы;

-физминутка «Маланья»;

-инсценировка сказки детям -выставка русских народных сказок;

-картины с русской утварью;

- атрибуты для игры-драматизации

2 Составление коллективного творческого рассказа о явлениях природы -учить детей составлять коллективные, творческие рассказы о явлениях природы по плану, употреблять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; -беседа с детьми о стихиях мира с рассматриванием иллюстраций;

-план рассказа;

-совместное составление рассказа об облачке; -энциклопедия о стихиях мира;

-аудиозапись «Звуки природы»

3 Послушай и перескажи -учить детей пересказывать услышанный рассказ близко к тексту, менять интонации и темп речи;

-развивать монологическую речь;

-воспитывать интерес к художественной литературе

-чтение рассказала К. Ушинского «Мышки»;

-вопросы по содержанию;

-физминутка «Скок-скок-скок»;

-пересказы детей;

-проговаривание чистоговорки «Мышонку шепчет мышь» -иллюстрации к произведению

4 Литературный калейдоскоп -помочь детям вспомнить знакомые сказки, рассказы, стихи;

создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать их грамматический строй речи и интонационную выразительность речи -рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям;

-д/и «Доскажи словечко»;

-физминутка «Зайка»;

-инсценировка сказки (по выбору) -иллюстрации к литературным произведениям К. Чуковского, Е. Чарушина, С. Маршака

Перечень произведений детской художественной литературы

1. стихотворение Г. Новицкой «Тишина»

2. рассказ В. Чаплиной «Лес осенью»

3. украинская народная сказка «Колосок»

4. рассказ Я. Тайца «Все здесь»

5. стихотворение Н. Красильниковой «Колосок»

6. рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»

7. сказка Б. Заходера «Хрюша на елке»

8. стихотворение Е. Трутневой «Елка»

9. РНС «Волк и козлята»

10. рассказ Н. Носова «Живая шляпа»

11. стихотворение С. Городецкого «Пять маленьких щенят»

12. рассказ К. Ушинского «Уточки»

13. стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды»

14. рассказ А. Тайца «Послушный дождик»

15. сказка Ш. Перро «Красная шапочка»

16. сказки В. Бианки «Лис и мышонок», К. Чуковского «Доктор Айболит»,

17. рассказ Е. Чарушина «Зайчиха с зайчатами», «Лиса»

18. РНС «Крылатый, мохнатый да масленый»

19. рассказ К. Ушинского «Мышки»

20. загадки, скороговорки, чистоговорки, потешки, колядки

К концу года дети средней группы по развитию речи должны уметь:

1. Развитие связной речи (пересказ):

-внимательно слушать небольшое по объему произведение, отвечать на вопросы педагога по содержанию;

-пересказывать короткие сказки и рассказы, выразительно передавать диалог персонажей;

- уметь драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;

-слушать и замечать несоответствия текста в пересказах других детей

2. Развитие связной речи (рассказывание):

-активно участвовать в беседе; понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

-строить высказывания описательного и повествовательного типа;

-составлять рассказы по одной картине;

- включать в свое повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа;

-описывать предмет, картину (по образцу педагога);

-составлять описание или повествование из 3-4 предложений

3. Ознакомление с художественной литературой (чтение):

- иметь интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, желания отвечать на вопросы;

-слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание художественного произведения педагогом;

-иметь целостное представление об особенностях художественной литературы: жанры (проза, поэзия,композиция, простейшие элементы образности языка;

-следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия, а затем без него, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения;

-понимать и оценивать характеры и поступки героев, образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;

-узнавать героев литературных произведений, их действия при многократном чтении и рассказывании, в иллюстрациях знакомых и незнакомых книг, игрушках;

-соотносить содержание произведений с личным опытом, повседневной жизнью и окружением;

4. Ознакомление с художественной литературой (заучивание)

-иметь желание запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественной интонацией;

-эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы;

-понимать значение образных слов и выражений, подбирать определения, сравнения к заданном слову

5. Формирование словаря

-употреблять в речи название предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены;

-использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

-употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый);

-понимать и употреблять слова антонимы;

-образовывать новые слова по аналогии со знакомыми (сахарница-сухарница)

6. Грамматический строй речи

-согласовывать слова в предложении;

-употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-правильно использовать предлоги в речи

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки» в средней группе
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 16:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Алейникова Елена Алексеевна (УИ 1882631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД