Папки-передвижки

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группе

Варварич Валентина Николаевна
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группе

Рабочая программа

Кружка по опытно-экспериментальной деятельности

подготовительной к школе группе

«Мы исследователи»

Воспитатель:Варварич В. Н

2019-2020 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка…. 3

2. Цель программы….4

3. Задачи программы…. 4

4. Основные направления программы…. 5

5. Формы работы с детьми….6

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является дополнительной к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Снежинка «общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по речевому развитию направлению развития детей».Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Кружок имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «мы исследователи» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель кружковой деятельности:Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развития словаря, представлений о живой и неживой природе.

Задачи программы:

1) образовательные:

• знакомить детей со свойствами детей предмета исследования.

• формировать умения делать открытия и выводы.

• обучать плавному направленному выходу на предмет.

• расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

2) развивающие:

• развивать экспериментальную деятельность

• развивать речь детей

• развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику

• развивать внимание, мышление, память

• проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям

3. воспитательные:

• воспитывать самостоятельность и активность в течении всего занятия

• воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость

• умение соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.

• воспитывать аккуратность в работе

Ожидаемые результаты

К концу учебного года у детей будет:

• сформированыумения делать открытия и выводы.

• сформировано экспериментальная деятельность

• сформировано развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

• сформировано умение соблюдать правила техники безопасности;

• сформированысенсорные способности, тактильные ощущения мелкую моторику

• Сформированоумение работать в коллективе, учитывать мнение других, договариваться.

Фомы организации образовательной деятельности:

• Подгрупповая (10 человек);

• Индивидуальной

Методы работы с детьми

• Наглядные методы:

• - наблюдения;

• - опыты и эксперименты;

• - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• - проведение дидактических игр;

Словесные методы:

• - чтение литературных произведений;

• - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

• - проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• - загадывание загадок;

• Практические методы

• - организация продуктивной деятельности детей;

Для проведения занятия необходимы наглядные пособия:

• иллюстрации

• образцы работы

• Необходимые материалы:

• Приборы - «помощники»:

• лабораторная посуда, весы,

• объекты живой и неживой природы,

• емкости для игр с водой разных объемов и форм;

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей

подготовительной группе

№ Тема Задачи: Материал:

ноябрь

Тема: “Вещество. Камни“

1 Знакомство с горами и равнинами Познакомить детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы; Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

.

2 Живые камни Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,Мел, лупа известняк, каменный уголь, разные ракушки. Рисунки папоротников, лупы, толстое стекло.

Банка с водой, уксус, мел.

3 изготовление мела своими руками Узнать, как изготовить мел своими руками.

Опыт «Камнеед» Вода, гипс,пластмассовые стаканчики

4 «Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем)» Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды.

Декабрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

1 «Вода в природе и в быту». Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Рассматривание иллюстраций о воде, опыты с водой.

2 «Вода – помощница»

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Емкости водой на каждого ребёнка; ложка, ёмкости с краской и зелёнкой; иллюстрации «Кому нужна вода»,

3 «Вода – источник жизни» Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

Опыты в: дождевое облако в банке.

Пена для бритья

, банка, вода, пищевой краситель.

4 Опыт: «Вода – растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

1. Опыт салют в банке.

2. Опыт о плотности воды.

Прозрачные сосуды сосуды палочки, фильтрованная бумага, лупа,, соль.

1. Банка, теплая вода, подсолнечное масло, пищевые красители.

2. Стаканы, яйцо, вода, поваренная соль.

Январь

Тема: «Вещество. Песок и глина»

2 Опыт: Изготовление кинетического песка.

Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов.

Опыт: Изготовление кинетического песка.

Подносы на каждого ребенка (Крахмал картофельный, пена бритья.).

3 «Животные и песок» Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

4 Изготовление песка разными способами. Опыт№1:песок + мука

Опыт№2: песок + крахмал

Песок кварцевый,мука вода.

Песок кварцевый, крахмал вода.

Февра

Тема:«Вещество. Воздух и его свойства»

1 «Знакомство со свойствами воздуха»

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опыт путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

2 Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой

3 «Воздух занимает место.» Показать, что воздух занимает место.

Опыт№1 с апельсином.

Опыт №2 с воздушным шариком Двухлитровая миска, пробка, прозрачный стакан.

4 «Неизвестное – рядом»

Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правилбезопасности при проведении опытов.

Май

Тема:«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Настольная лампа, шары,схема Солнечной системы

2 «Этот загадочный космос»

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость. Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.

3 «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом» Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

4 «Звезды светят постоянно» Показать, что звезды светят постоянно. Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

Форма организации работы с детьми:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Программа рассчитана для детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет). Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы

Расписание организации работы кружка:

День недели Время в режиме дня

Среда 16.30- 17.00

Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами, М. : Карапуз, 2005 г.

Режим работы кружка:

День недели Время в режиме дня

Пятница 16.00- 17.00

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Урожай баклажанов»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Урожай баклажанов» Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира, является детское экспериментирование. Экспериментирование можно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группе
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 09:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Варварич Валентина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...

12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД