Юлия Суслова
Рабочая программа кружка для детей раннего возраста «Обучаемся с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образование детей «Обучение с мамой» предназначена для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) и их родителей. Программа реализуется на базе дошкольного образовательного учреждения в виде занятий детско-родительских групп, численностью не более 15-ти детей в подгруппе.
Занятия рассчитаны на один год (с сентября по май). Предполагается проведение 1 занятия в неделю, продолжительностью 40 минут.
Публикация «Рабочая программа кружка для детей раннего возраста „Обучаемся с мамой“» размещена в разделах
Содержание программы «Обучение с мамой» учитывает основные особенности детей раннего возраста, направлено на совершенствование различных сфер развития ребенка: познавательной, речевой, игровой, предметной, двигательной, коммуникативной, эмоциональной.
Ранний возраст - это период, являющийся начальным этапом формирования познавательных процессов. На этом этапе особое внимание необходимо уделить обеспечению развития функции восприятия. Л. С. Выготский отмечал у ребенка «…особую систему сознания, в которой доминирующей функцией является восприятие, а все остальные функции действуют не иначе, как в результате восприятия и через него».
В программе предусмотрены сенсорные игры и упражнения с водой, сыпучими материалами, которые закладывают фундамент успешного развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и речи.
При организации занятий важную роль играет оснащение предметной среды, позволяющей моделировать развитие ребенка, совершенствовать его практическое мышление.
На развитие практического мышления ребенка направлены многочисленные упражнения на манипуляции с различными предметами, формирование практических умений и навыков с использованием предметного оборудования.
В этот период устанавливаются и начинают развиваться первые и наиболее значимые отношения ребенка с мамой и папой, с «зоной ближайшего развития» [2]. От характера этих взаимоотношений зависит, как будут складываться взаимодействия ребенка с окружающим миром, какую жизненную позицию выберет уже подросший малыш, а потом и взрослый человек.
На занятиях обязательно предусмотрены упражнения и приемы на развитие эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым: игровые массажи, пальчиковые гимнастики, игры на коленях, упражнения с телесным контактом, совместное выполнение творческих заданий.
Развитие в раннем возрасте невозможно без участия и поддержки взрослого, т. к. искренние и доброжелательные отношения способствуют более успешному развитию малыша.
Одной из основных задач данного возрастного периода считается – развитие двигательной активности, активизация сенсомоторики и межполушарных взаимодействий. В программе формирование основных движений крупной моторики осуществляется в виде прохождения полосы препятствий, выполнения упражнений с элементами ритмики, подвижных игр. На совершенствование межполушарных взаимодействий направлены игры на ориентировку в пространстве и схеме собственного тела, пассивные и активные гимнастики, упражнения с массажными мячами, валиками, кольцами.
Уже в раннем возрасте необходимо уделять особое внимание развитию речевой функции ребенка. На занятиях используются приемы развития слухового внимания с погремушками, игры с музыкальными инструментами, упражнения по накоплению пассивного словаря и развитию лексики, пение и проговаривание стихотворных текстов и песен. Совместные игры с родителями по отработке основных звукокомплексов, доступных для ребенка, позволяют совершенствовать артикуляционную моторику. Развитие связной речи осуществляется на примере знакомства со сказками.
Подобная форма организации занятий позволяет решить одну из ключевых задач реализации программы – развитие коммуникативных навыков детей, адаптация к работе в группе, ранняя социализация. Находясь в комфортных психологических условиях, в небольших по численности группах с близким взрослым дети учатся подражать действиям и словам педагога, находить совместные решения, общаться со сверстниками, привыкают к ритуалам занятия, развивают самостоятельность.
Программа адресована родителям, которые, получив необходимую информацию, наблюдая за малышом, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения ребенка, учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью. Осваивают приемы организации совместного с ребенком полезного и развивающего досуга.
Программа «Обучение с мамой» состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя работу педагога с родителями, второй блок содержит развивающие занятия в детско-родительских группах, третий блок состоит из информационного и диагностического материала просвещения родителей и других специалистов.
Данная программа позволяет в течение года осуществить сопровождение двух групп родителей с детьми раннего возраста из 10 – 15 человек.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является анкетирование родителей и диагностика познавательного развития детей раннего возраста до начала и по окончании обучения.
Программа может быть полезна специалистам, работающим с детьми раннего возраста и их семьями.
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы : создание условий для социализации ребенка раннего возраста.
Задачи программы :
1. Развитие познавательных функций и процессов детей раннего возраста.
2. Развитие двигательной активности.
3. Развитие эмоциональной сферы детей.
4. Создание условий для развития самостоятельности, коммуникативности и уверенного поведения ребенка.
5. Развитие положительных эмоциональных отношений между родителем и ребенком раннего возраста как необходимой основы для всестороннего развития малыша.
6. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
1.2. Предполагаемый результат реализации программы для ребенка
• Развитие познавательной деятельности:
Ребенок распознает основные цвета (синий, красный, желтый, зеленый, практически осваивает три основные формы (круг, квадрат, треугольник, знает характеристики предметов: большой - маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, шершавый – гладкий, тяжелый – легкий; использует устный счет до 5ти; собирает пирамидку по убыванию из 4-5 колец; ориентируется в трех (и более контрастных величинах); развивает конструктивные навыки, сооружает постройки из кубиков: забор, дом, дорожку (по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно).
• Развитие сенсомоторной сферы:
Ребенок совершенствует ощущения и восприятие, контактируя с предметами развивающей среды, практически отрабатывает симметричные и асимметричные движения, улучшает баланс тела.
Ребенок перешагивает через несколько препятствий; опускается и поднимается по лестнице, детской горке; подпрыгивает; бросает мяч в горизонтальную цель, ловит мяч с близкого расстояния.
Ребенок развивает локальную тактильную чувствительность, пространственные представления, понимает пространственные предлоги: справа, слева, впереди, сзади, внутри, снаружи, в, около; ориентируется в схеме собственного тела: губы, зубы, язык, уши, голова, ноги, руки.
Ребенок координирует руки, отрабатывает различные захваты (ладонный, щепоть, пинцетный) и разнообразные манипуляции с предметами.
• Развитие речи:
Ребенок способен к индивидуальному общению со взрослым, понимает обращенную речь, выполняет речевые инструкции, экспрессивный словарь составляет более 200-300 слов, овладел переднеязычными, заднеязычными, свистящими звуками родного языка, использует в речи простые распространенные фразы.
• Развитие творческих способностей и навыков:
Ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии; владеет рисованием карандашом, цветными мелками, пальчиковыми, гуашевыми красками с помощью кисти, ватных палочек, по трафарету; использует методы рисования тычками, примакиванием; использует практические приемы лепки из соленого теста, пластилина, массы для лепки и аппликации с использованием бумаги, бисера, крупы, природных материалов и др.
• Развитие коммуникации, инициативности общения, стремление к самостоятельности, снижение тревожности.
Ребенок соблюдает режимные моменты занятия, эмоционален, общителен с взрослыми и сверстниками, может предложить пути решения конфликтных ситуаций (получить понравившуюся игрушку, владеет навыками самообслуживания.
1.3. Предполагаемый результат реализации программы для родителей
• Овладевает приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
• Умеет замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
• Умеет быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
• Расширяет знания и умения в организации игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
3.4. Виды упражнений, используемые на занятии
• Хороводная игра-приветствие – развитие коммуникативных навыков, игрового партнерства, настрой на общую деятельность.
• Игры с массажными мячами – воздействие на активные точки на ладонях и кончиках пальцев для полноценного развития мозговых структур и соответственно центра речи; воздействие на активные точки на стопах регулируют работу внутренних органов.
• Игры с предметами на развитие пространственных представлений – отработка ориентации в пространстве, практическое усвоение понятий: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу; совершенствование межполушарных связей.
• Упражнения на развитие слухового внимания – развитие речи, физиологического и фонематического слуха, умения слушать взрослого, развитие чувства музыкального ритма.
• Ритмопластика - развитие чувства ритма, координации движений, практическое освоение знаний частей своего тела.
• Пальчиковая гимнастика – развитие мелкой моторики рук усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.
• Игровой массаж – укрепление мышц спины, формирование правильной осанки, снятие телесного напряжения.
• Игры-взаимодействия с родителями – эмоционально-тактильное взаимодействие с родителями способствует укреплению эмоциональных отношений и снятию мышечного напряжения.
• Упражнение на дыхание – тренировка длительного выдоха важный компонент процесса развития речи.
• Звукопроизношение – развитие мышц речевого аппарата.
• Предметная деятельность – игры с дидактическими игрушками - развитие предметной деятельности, познавательного интереса и познавательных способностей.
• Физическое развитие – развитие основных физических действий.
• Творческая деятельность – рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом – укрепление творческого контакта и эмоционального взаимодействия родителя и ребенка, развитие воображения, развитие моторики рук.
• Подвижные игры с речевым сопровождением – формирование навыков взаимодействия с окружающими, умение подчинятся некоторым правилам.
• Хороводная игра-прощание – восприятие целостности и завершенности процесса.