Татьяна Ружникова
Рабочая программа кружка нетрадиционные техники рисования в средней группе ДОУ
Рабочая программа кружка нетрадиционные техники рисования в средней группе ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
В. Б. Кубышкина
Приказ № «» 2021 г.
Рабочая программа
Кружка по нетрадиционной технике рисования
«Весёлая акварелька»
Выполнил: Ружникова Т. В.
Г. Мезень, 2021
Публикация «Рабочая программа кружка нетрадиционные техники рисования в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка :
Одно занятия в неделю по 20 минут.
Срок реализации
1 год
Возраст детей
4 – 5 лет, средняя группа
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование пальчиками : ребёнок опускает пальчик в краску и делает отпечаток на бумаге. При помощи пальчика создается рисунок. После работы краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Пластилинография: это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности.
-Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Объё мные краски: рисование пеной дл бритья. В пену для бритья добавляю клей ПВА, с помощью кисточки наносим пенуна готовый шаблон. Рисунок получается объёмным.
-Рисование вилками : это нетрадиционная техника рисования с помощью пластиковой вилки.
-Рисование штампами : это нетрадиционная техника рисования с детьми. Суть ее заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги.
-Рисование крупой : ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей крупу (по рисунку).
Перспективный план кружковой работы.
Сентябрь
Название Метод Цель Материал
Диагностика. Выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Бумага, гуашь.
Диагностика. Выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Бумага, гуашь.
«Кораблик». Рисование пальчиками. Развивать сенсорное восприятие, воображение, мелкую моторику рук. Гуашь, бумага.
«Веточка рябины».
Рисование пальчиками. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Бумага, гуашь.
Октябрь
Название Метод Цель Материал
«Бабочка». Рисование ладошкой. Учить рисовать ладошкой. Бумага, гуашь, тарелочки.
«Дерево». Рисование ладошкой. Продолжать учить рисовать ладошкой. Развивать цветовосприятие Бумага, гуашь, тарелочки.
«Слон». Рисование ладошкой. Развивать воображение. Бумага, гуашь, тарелочки.
«Солнышко». Рисование ладошкой. Закреплять технику рисования ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Бумага, гуашь, тарелочки.
Ноябрь
Название Метод Цель Материал
«Иголки дл ёлки». Тычок жесткой полусухой кистью. Познакомить с новой техникой рисования полусухой кистью. Бумага, гуашь, жесткая сухая кисть.
«Кошечка». Тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать с помощью трафарета. Развивать внимание. Бумага, гуашь, жесткая сухая кисть.
«Ёжик». Тычок жесткой полусухой кистью. Учить детей передавать особенности изображаемого предмета используя данную технику. Бумага, гуашь, жесткая сухая кисть.
«Цветы для мамы». Тычок жесткой полусухой кистью. Закрепить технику рисования полусухой кистью. Бумага, гуашь, жесткая сухая кисть.
Декабрь
Название Метод Цель Материал
«Новогодняя ёлка». Пластилинография Познакомить с новой техникой пластилинография. Цветной картон, пластилин.
«Новогодняя ёлка» (продолжение). Пластилинография Развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук. Цветной картон, пластилин.
«Дед Мороз» Пластилинография Совершенствовать навыки работы с пластилином. Цветной картон, пластилин.
«Дед Мороз» (продолжение). Пластилинография Закрепить изученную технику. Развивать творческие способности. Цветной картон, пластилин.
Январь
Название Метод Цель Материал
«Заяц». Объёмные краски Познакомить с новой техникой. Воспитывать у детей эстетическое восприятие. Бумага, пена для бритья, клей ПВА.
«Снеговик». Объёмные краски Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетическое восприятие. Бумага, пена для бритья, клей ПВА.
Февраль
Название Метод Цель Материал
«Ёжик». Рисование вилкой. Познакомить с новой техникой рисования. Развивать творческие способности Бумага, гуашь, вилки.
«Еловая веточка». Рисование вилкой. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность. Бумага, гуашь, вилки.
«Самолёт». Рисование вилкой. Развивать творческое мышление, воображение. Бумага, гуашь, вилки.
«Домик». Рисование вилкой. Закрепить уже изученную технику. Развивать память, внимание. Бумага, гуашь, вилки.
Март
Название Метод Цель Материал
«Цветы для мамочки». Рисование «штампами». Учить детей нетрадиционной техники рисования «штампами». закрепить представление детей о ярком, праздничном настроении. Бумага, гуашь, штампы из лука, картона, картофеля, моркови.
«Мишка». Рисование «штампами». Продолжать учить рисовать с помощью штампов. Бумага, гуашь, штампы из картофеля и пробкой.
«Рыбка». Рисование «штампами». Развивать творческие способности, память внимание. Бумага, гуашь, штампы из картона.
«Цыплёнок». Рисование «штампами». Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность, мышление, мелкую моторику. Бумага, гуашь, штампы из паролоновой губки.
Апрель
Название Метод Цель Материал
«Сова». Рисование крупой Познакомить с новой техникой рисования. Развивать мелкую моторику рук Бумага, клей ПВА, крупа.
«Сова» продолжение. Рисование крупой Продолжать знакомить с техникой рисования крупой. Бумага, клей ПВА, крупа.
«Солнышко». Рисование крупой Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
Бумага, клей ПВА, крупа.
«Солнышко» продолжение. Рисование крупой Закрепить ранее полученные знания. Учить рисовать линии с помощью крупы. Бумага, клей ПВА, крупа.
Май
Название Метод Цель Материал
«Весна». Рисование ладошкой, пальчиками, раздувание краски, монотипия Закрепить умение рисовать с помощью разных техник рисования. Развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание, память. Бумага, гуашь, трубочки.
«Весна» продолжение. Рисование ладошкой, пальчиками, раздувание краски, монотипия Закрепить умение рисовать с помощью разных техник рисования. Развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание, память. Бумага, гуашь, трубочки.
Диагностика. Выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Бумага, гуашь.
Диагностика. Выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Бумага, гуашь.
Список используемой литературы:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе.
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] :https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml