Елена Елисеева
Рабочая программа кружка художественной направленности «Таинственный мир оригами» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Таинственный мир "Оригами"» художественной направленности. Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1,5 года
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Оригами - увлекательнейшее занятие для детей 5 – 7 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Цель программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству оригами;
воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут, по подгруппам. Курс занятий рассчитан на 1,5 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1) с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2) с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в кружке «Таинственный мир «Оригами»» позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, возможности, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций, картин, презентаций; показ образца выполнения последовательности работы; игры, конструирование, аппликация; практические упражнения для отработки необходимых навыков; решение проблемных ситуаций; выставки.
Ожидаемые результаты работы
В результате обучения по данной программе дети: научатся различным приемам работы с бумагой; будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Календарно – тематический план кружка «Таинственный мир «Оригами»
Январь
1. Знакомство с искусством оригами
Цель: Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется).Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Материал: Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами. Цветная бумага различных цветов.
2. Превращение квадратика
Цель: Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
3. Дом
Цель: Знакомство с основной базовой формой «книжка». Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Февраль
1. «Для чего нужна дверь?»
Цель: Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам. Складывания домика, складывание двери и приклеивание двери на домик.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15). Клей, кисти, клеёнка, тряпочки.
2. Стакан
Цель: Познакомить с базовой формой «треугольник». Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
3. Кролик
Цель: Познакомить с базовой формой «воздушный змей». Используя новую базовую форму, учить изготавливать поделку кролик
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная 2х-сторонняя бумага (квадраты 15х15). Клей, ножницы, кисти, клеёнка, тряпочки.
4. Галстук для папы
Цель: Формировать умение изготавливать поделку на основе базовой формы «воздушный змей».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15, цветные полоски и кружки для украшения
Март 1. Тюльпаны для мамочки
Цель: Формировать умение изготавливать поделку на основе базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» состоящей из двух модулей. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 желтого и зеленого цвета).
2. Корона
Цель: Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)
3. Кораблики в море
Цель: Закреплять знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.
Материал: Цветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15)
Цветной картон формата А4. Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
4. Лягушонок
Цель: Упражнять в умение складывать базовую форму «блин» и на её основе изготавливать поделку.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
5. Рыбка
Цель:Познакомить с базовой формой «двойной треугольник». Используя новую базовую форму, учить изготавливать поделку рыбка.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
Апрель
1. Жук
Цель: Упражнять в умение складывать поделку на основе базовой формы «двойной треугольник».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
2. Звездолёт
Цель: Закреплять умение складывать поделку космического аппарата на основе базовой формы «треугольник».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
3. Мотылёк
Цель: Закреплять знания базовой формы «двойной треугольник», умение складывать ее самостоятельно.
Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать насекомое.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
4. Ласточка
Цель: Познакомить с базовой формой «рыба». Используя новую базовую форму, учить изготавливать птицу ласточку.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
Май
1. Летящая птица
Цель: Закреплять умение складывать поделку летящая птица на базовой форме «рыба».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
2. Мишка
Цель: Упражнять в умение складывать поделку на основе базовой формы «рыба».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
3. Сидящий павлин
Цель: Познакомить с базовой формой «двойной квадрат». Используя новую базовую форму, учить складывать фигурку сидящего павлина. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
4. Краб
Цель: Упражнять в складывании фигурки оригами на основе базовой формы «двойной квадрат»
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
Сентябрь
1. На огороде выросла морковь
Цель: Познакомить детей с модульным оригами. Упражнять складывать морковь на основе базовых форм «воздушный змей» и «треугольник» Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага оранжевого и зеленого цвета (квадраты 12х12 и 15х15).
2. Кит
Цель: Упражнять складывать фигурку кита в технике оригами на основе базовой формы «воздушный змей»
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
3. Аквариумные рыбки гуппи
Цель: Учить складывать рыб в технике оригами на основе базовой формы «треугольник» и «двойной треугольник».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15, ножницы, цветные карандаши.
4. Карп – символ мужества
Цель: Закреплять умение складывать фигурку карпа на базовой форме «рыба».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
5. Золотая рыбка
Цель: Упражнять в складывании фигурки оригами на основе базовой формы «двойной квадрат».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15). Цветные карандаши
Октябрь
1. Гуси
Цель: Учить складывать гуся способом оригами, показать, что с изменением размера и цвета листа получается другая фигурка (гусь – гусенок) Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 12х12, 15х15).
2. Утка с утятами на озере
Цель: Учить складывать объемную игрушку способом оригами. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Голубой картон А3 формата. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15).
3. Петушок в стране оригами
Цель: Закрепить умение складывать лист бумаги, точно совмещая противоположные углы, получая базовую форму «блинчик».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15). Цветные карандаши
4. Курочка
Цель: Упражнять в складывании фигурки курочки на базово форме «воздушный змей»
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15). Цветные карандаши
Ноябрь
1. Котенок
Цель: Формировать умение изготавливать фигурку котенка из нескольких сложенных из бумаги деталей.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
2. Собаки – наши помощники
Цель: Учить складывать фигурку в технике модульного оригами (из двух квадратов разного размера)
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 12х12, 15х15, клей. Цветные карандаши.
3. Козы
Цель: Учить детей складывать модульные игрушки в технике оригами. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15). Цветные карандаши, ножницы.
4. Корова
Цель: Учить детей складывать модульные игрушки в технике оригами. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15 и 1 прямоугольник).
Цветные карандаши, ножницы.
Декабрь
1. Прогулка в лес к гномам
Цель: Закреплять приемы складывания модульного оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15 и 1 прямоугольник). Цветные карандаши, ножницы, клей.
2. Петрушка
Цель: Закреплять приемы складывания модульного оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
3. В зимнем лесу
Цель: Совершенствовать технику работы красками, учить дополнять рисунок объемными фигурками, выполненными в технике оригами. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (3 квадрата 12х12). Краски, ножницы, клей.
4. Новый год
Цель: Закреплять приемы складывания модульного оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
5. Снежинка
Цель: Закреплять приемы складывания модульного оригами. Закрепить базовую форму «воздушный змей».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (6 квадратов 10х10, клей.
Январь
1. Снегири на ветке рябины
Цель: Учить складывать снегиря в технике оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15). Лист бумаги с веткой рябины.
2. Лисичка
Цель: Учить складывать лису в технике модульного оригами
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15). Цветные карандаши.
3. Зайка серенький сидит
Цель: Закреплять умение самостоятельно складывать модульные фигурки в технике оригами. Прививать аккуратность при закрашивании поделки.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
Февраль
1. Волчишко
Цель: Учить складывать волка в технике модульного оригами, работать вместе.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (5 квадратов 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
2. Медведь
Цель: Учить складывать медведя в технике модульного оригами. Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (4 квадрата 15х15). Цветные карандаши, ножницы, клей.
3. Рубашка для папы
Цель: Закреплять умение складывать подарок для папы в технике оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания Цветная двусторонняя бумага формат А4
Март
1. Подснежники
Цель: Учить складывать цветок в технике модульного оригами, закреплять приемы складывания листа.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15).
2. Тюльпаны
Цель: Учить складывать тюльпан в технике модульного оригами Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. Цветная двусторонняя бумага (2 квадрата 15х15).
3. Грачи прилетели
Цель: Учить складывать грача в технике оригами на базовой форме «воздушный змей»
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши, ножницы.
4. Ожившая сказка
Цель: Закреплять умение мастерить поделку жар-птицы в стиле оригами и киригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши, ножницы.
5. Журавлик
Цель: Познакомить с новой базовой формой «птица», научить складывать журавлика на ее основе.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15).
Апрель
1. Плывет-плывет кораблик
Цель: Закрепить знание приемов художественного конструирования из бумаги.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15, цветные карандаши.
2. Спутник
Цель: Упражнять в складывании фигурки оригами на основе базовой формы «птица».
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15).
3. Яхта
Цель: Закреплять понимание приемов складывания бумаги.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15).
4. Морской рачок
Цель: Закреплять умение самостоятельно складывать фигурку рачка в технике оригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. Цветная двусторонняя бумага (прямоугольник А4).
Май
1. Бабочки, бабочки
Цель: Закрепить навыки и умения работы с бумагой в технике оригами и киригами.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши, ножницы.
2. Божья коровка, улети на небо!
Цель: Продолжать учить детей складывать игрушки способом оригами, развивая достигнутые на предыдущих занятиях успехи.
Материал: Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания. Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши.
3. Стрекоза на букете цветов
Цель: Закреплять понимание детьми приемов складывания бумаги, добиваться аккуратности в выполнении задания.
Материал: Схема с изображением приёмов складывания. Цветная двусторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши.
4. Кузнечик
Цель: Продолжать учить детей складывать игрушки способом оригами, развивая достигнутые на предыдущих занятиях успехи.
Материал: Схема с изображением приёмов складывания. Цветная 2х-сторонняя бумага (квадрат 15х15). Цветные карандаши, ножницы.