Елена Штарк
Рабочая программа кружка для детей младшего возраста «Мы — юные таланты»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
для детей младшего дошкольного возраста
«Мы – юные таланты"
Составила:
Штарк Елена Борисовна
Срок реализации – 1 год обучения
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.
Публикация «Рабочая программа кружка для детей младшего возраста „Мы — юные таланты“» размещена в разделах
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Программа «Мы- юные таланты» имеет художественно эстетическую направленность и создаёт условия для развития у детей интеллекта, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различных видах и формах художественной и творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов придают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.
С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование и аппликация дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Отличительные особенности данной образовательной программы :
комплексность (обучение по нескольким разделам, интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);
возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок её реализации
В программе участвуют дети 3-4 лет.
Срок реализации программы с сентября по май.
Цель:
-ознакомление детей со способами нестандартного рисования.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- учить детей сочетать их с элементами лепки и аппликации, используя природный и бросовый материал;
- вызвать желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
- развивать цветовосприятие, чувства композиции, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемые результаты при реализации программы
Эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время.
Стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного рисования с аппликацией из доступного материала или лепкой.
Появление новых идей и желаний пополнить мир детей интересным и увлекательным.
К концу учебного года дети овладевают следующими
умениями:
- владение способами нестандартного раскрашивания;
- умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
- композиционные умения;
- проявление фантазии, художественного творчества;
- умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- умение декоративно оформлять готовую работу;
- интерес к изобразительной деятельности.
Знаниями:
- называть названия цветов;
- элементарные правила смешивания красок;
- знать несколько способов нестандартного рисования;
- знать правила безопасности при работе с инструментами аппликации, рисовании;
- знать основную терминологию (искусство, аппликация, акварель, фон, шаблон).
Учебно-тематический план
Сентябрь
4 неделя: Аппликация с элементами рисования «Дары осени»
Цель:
- Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и формировать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность к работе.
Материалы:
1/2 альбомного листа с изображением овощей, фруктов; клей ПВА, краски.
Октябрь
1 неделя: Аппликация из природного материала «Грибочек» («Бабочка»)
Цель
- Расширять знания о временах года. Учить работать с природным материалом. Учить составлять композицию. Учить работать с клеем.
Материалы:
Альбомный лист с изображением грибочка; природный материал (листики); клей ПВА; цветные карандаши.
2 неделя: Аппликация из геометрических фигур «Гусеница»
Цель:
- Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
1/2 альбомного листа; кружочки из цветной бумаги; клей; цветные карандаши.
Ноябрь
1 неделя: Аппликация с элементами рисования «Облака»
Цель:
- Учить составлять композицию. Учить работать с клеем. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Альбомный лист; карандаши зеленого и синего цветов; клей ПВА; вата.
2 неделя: Аппликация из скатанной бумаги «Барашек»
Цель:
- Учить скатывать шарики из бумаги. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию.
Материалы:
1/2 альбомного листа с изображением барашка; клей ПВА; карандаши; фломастеры.
Декабрь
1 неделя: Аппликация «Зима»
Цель:
- Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Расширять знания о временах года.
Материалы:
1/2 листа голубого цвета с изображением дерева без листвы; клей ПВА; вата.
2 неделя: Аппликация кусочками ниток «Елочка»
Цель:
- Развивать мелкую моторику. Учить заполнять фигуру. Закреплять умение аккуратно работать с клеем.
Материалы:
1/2 листа с изображением елочки; клей ПВА; нитки х/б зеленого цвета.
Январь
1 неделя: Объемная аппликация из кружочков «Птички»
Цель:
- Учить вырезать круг. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию.
Материалы:
1/2 листа; клей; цветная бумага.
Февраль
1 неделя: Объемная аппликация «Божьи коровки"
Цель:
- Закреплять умение вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить дополнять композицию деталями.
Материалы:
1/2 листа; цветная бумага; клей; цветные карандаши.
2 неделя: Открытка для папы.
Цель:
- Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Воспитывать патриотические чувства. Расширять знания о государственных праздниках.
Материалы:
Альбомный лист; клей ПВА; цветная бумага; цветные карандаши.
Март
1 неделя: Аппликация из ватных палочек «Ромашки для мамы»
Цель:
- Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Учить аккуратности при работе с клеем.
Материалы:
1/2 листа синего цвета; ватные палочки; цветная бумага; клей ПВА; пластилин.
2 неделя: Аппликация из скатанной бумаги «Цветик-семицветик»
Цель:
- Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить аккуратно работать с клеем.
Материалы:
1/2 листа розового цвета; клей ПВА; цветная бумага.
Апрель
1 неделя: Аппликация из проса «Цыпленок»
Цель:
- Учить аккуратно работать с клеем. Учить работать над композицией. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
1/2 листа картона; просо; клей ПВА; фломастеры.
2 неделя: Объемная аппликация «Цветы»
Цель:
- Учить вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию.
Материалы:
1/2 листа; цветная бумага; клей.
Май
1 неделя: Объемная аппликация «Одуванчик»
Цель:
- Развивать мелкую моторику рук. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию.
Материалы:
1/2 листа картона; клей ПВА; помпоны желтого цвета; цветная бумага зеленого цвета; шерстяные нитки зеленого цвета.
2 неделя: Объемная аппликация «Чудо – птица»
Цель:
- Учить вырезать из бумаги. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию.
Материалы:
1/2 альбомного листа; клей; цветная бумага; фломастеры.
Методическое условия реализации программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми :
Бумага (писчая, цветная);
Картон (цветной, белый);
Природный материал (листья);
Фломастеры, карандаши;
Дощечки;
Бросовый материал (нитки, помпоны);
Клей, пластилин;
Кисти; вата.
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия;
Иллюстрации;
Фотографии;
Образцы работ;
Художественная литература.
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Список источников и используемая литература
1. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. Л. В. Куцакова, - М. : Мозаика-Синтез, 2010
2. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова, - М. : Синтез, 2005
3. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М. В. Крулехт, - СПб. : Детство-Пресс,2003
4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И. А. Лыкова, - М. : Карапуз
5. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л. В. Куцакова, - М. : Совершенство, 1999
6. Детский дизайн. Пластилинография. Г. Н. Давыдова
7. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей. Л. В. Куцакова, - М. : Просвещение, 1990
8. Объемная аппликация Петрова И. М. – СПб. : Детство-Пресс, 2007
9. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О. В. Дыбина, - М. : Сфера, 2001
10. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой - М. : ТЦ Сфера, 2004
11. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова – М. : АРКТИ, 2006