Лучший педагог года

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» 5–9 классы Фаооп уо (вариант 1)

Надежда Лаврентьева
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» 5–9 классы Фаооп уо (вариант 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Логопедия» (Коррекция системного недоразвития речи)

5 – 9 классы ФАООП УО (вариант 1)

Программа разработана : Учителем - логопедом

Лаврентьевой Надеждой Александровной г. Воронеж, 2024-2025г

Предполагаемые результаты освоения курса

Публикация «Рабочая программа коррекционного курса „Логопедия“ 5–9 классы Фаооп уо (вариант 1)» размещена в разделах

«Логопедические занятия».

В ходе реализации данной программы данного курса обучающиеся должны научиться:

• правильно произносить все звуки русского языка;

• пользоваться этими звуками в самостоятельной речи;

• различать оппозиционные фонемы;

• овладеть навыками слогового и фонематического анализа и синтеза слов простой

слоговой структуры (1 – сложными словами, 2 - 3 сложными словами с

открытыми слогами, уметь выделять ударный гласный звук, гласные звуки, первый

и последний звуки в словах;

• понимать обращённую речь и адекватно отвечать на вопросы, выполнять задания,

выраженные в вербальной форме;

• активизировать и расширить словарный запас по пройденным темам;

• составлять грамматически-правильные предложения и распространять их

второстепенными членами;

• овладеть навыками связного высказывания;

• повысить свою коммуникативную активность, спокойно вступать в контакт со

знакомыми и незнакомыми людьми;

• применять правила речевого этикета во время общения.

Общая характеристика курса :

Количество часов, указанных в программе. примерное и может варьироваться в

зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала обучающимися.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей,

программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную

обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в

соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Деятельность учителя –логопеда по развитию и коррекции речи состоит из 3 этапов:

1этап – Диагностико - подготовительный (первые 2 недели сентября – обследование

устной и письменной речи обучающихся, вторые 2 недели сентября – 1-2 недели октября -5 развитие психологической базы речи, уточнение пространственных и временных представлений,

2этап – Коррекционный (с октября до середины мая,

Основные направления коррекционной работы :

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного

воспроизведения звуков речи:

-узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

-отличать правильное произношение от неверного;

-осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;

-принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный

акустический эффект звука;

-варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими

звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

-уточнять значение имеющихся у обучающихся слов и обогащать словарь как путём

накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития

умения пользоваться навыками словообразования по образцу учителя – логопеда;

-совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения обучающимися

словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями простых предложений;

3. Формирование связной речи:

-развитие навыков построения связного высказывания;

-установление логики (связности, последовательности, формулирование фразы в процессе

подготовки связного высказывания с помощью и по образцу учителя-логопеда;

-отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-устойчивости внимания;

-наблюдательности;

-способности к запоминанию;

-способности к переключению;

-познавательной активности;

-произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

-контроль за ходом своей деятельности;

-работа в определённом темпе;

-применение знаний в новых ситуациях;

-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

-умения внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на

посторонние действия;

-умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-умения целенаправленно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на

контроль и оценки учителя – логопеда.

7 Формирование коммуникативных умений и навыков.

-ответы на вопросы в соответствии с заданием; без использования учебной терминологии

или с её использованием, если это доступно;

-ответы одной - двумя фразами по ходу и итогам учебной работы;

-обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

-краткий отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов

занятия;

-формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной деятельности;

-соблюдение речевого этикета при обращении, во время диалогов;

-составление небольших устных связных высказываний с опорой на картинки или

практическую деятельность.

3этап – Оценочный или мониторинговый (последние 2 недели мая).

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение

тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал,

формы звукового анализа и синтеза.

Модули курса «Логопедические занятия».

1 модуль - Произношение.

2 модуль - Лексика.

3 модуль - Грамматика.

4 модуль - Фразовая речь.

5 модуль - Связная речь.

Учитель-логопед развитием произношения, фонематической стороны речи, лексикой

занимается на протяжении всего периода обучения, но преимущественно на начальном

этапе - на 1-2 году обучения. Грамматические категории, фразовая и связная речь в

большей мере изучаются на 3 и последующих годах обучения.

1 модуль - Произношение.

Звуки – речевые и неречевые. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Артикуляционная гимнастика. Постановка отсутствующих, коррекция неправильно

произносимых звуков. Обучение технике нижнего диафрагмального дыхания. Работа над

голосом, интонацией. Различение на слух длинных и коротких слов. Дифференциация

понятий «звук» - «буква», «гласный» - «согласный», «слог» - «слово», «словосочетание» -

«предложение». Последовательность звуков в ряду. Выделение ударного гласного звука

из начала, из середины слова. Анализ и синтез обратных и прямых слогов. Выделение

заданного звука из конца, начала, середины слова. Деление слов на слоги.

Слогообразующая роль гласных. Составление слоговой и звуковой схемы слов изученной

структуры. Согласные твёрдые и мягкие. Гласные 1-2 ряда и их влияние на согласный. Ь –

показатель мягкости согласного звука. Звонкие и глухие согласные.

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

Дифференциация Б-П, В-Ф. Г-К, Д-Т, З-С, Ш-Ж. Свистящие и шипящие согласные и их

дифференциация.

Сонорные согласные Р, Л и их дифференциация.

2 модуль – Лексика.

На логопедических занятиях развивается, обогащается и активизируется словарный запас

по темам: Времена года. Школа. Игрушки и учебные принадлежности. Домашние и дикие

животные. Птицы. Фрукты. Овощи. Одежда. Обувь. Посуда. Мебель. Транспорт.

Инструменты. Продукты питания. Грибы и ягоды. Насекомые. Рыбы. Цветы. Профессии.

Антонимы и синонимы (слова-приятели и слова-неприятели). Некоторые многозначные

слова.

Словарный запас пополняется за счёт усвоения значений слов, относящихся к именам

существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

3 модуль – Грамматика (практическое овладение без терминологии, по образцу)

Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Слова, обозначающие действия.

Слова, обозначающие признаки предметов. Изменение слов по числам. Согласование

Имени существительного с притяжательным местоимением мой, моя, моё, мои.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде, числе.

Словоизменение имён прилагательных и глаголов.

Настоящее время согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время

глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Изменение

глаголов прошедшего времени по числам, родам. Изменение глаголов по временам.

Знакомство с предлогами и их семантика. Словообразование при помощи суффиксов и

Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время

глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. Изменение

глаголов прошедшего времени по числам, родам. Изменение глаголов по временам.

Знакомство с предлогами и их семантика. Словообразование при помощи суффиксов и

приставок.

4 модуль – Фразовая речь (без терминологии)

Словосочетания и предложения. Простое нераспространённое предложение.

Распространение предложений прямым дополнением. Распространение предложений

дополнением и определением. Распространение предложений косвенными дополнениями.

Составление схемы предложений разной структуры. Составление предложений из

словосочетаний. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

Подбор прилагательных к словам-предметам. Связь слов в словосочетаниях и

предложениях по вопросам. Составление предложений по картинкам. Работа с

деформированными предложениями. Наращивание предложений. Вставка пропущенных

слов по вопросам и картинкам. Нахождение логических и дисграфических ошибок.

5 модуль – Связная речь.

Виды речи (устная, письменная). Обучение составлению диалога. Развитие

диалогической речи. Обучение нормам речевого этикета при ведении диалога по

заданной теме. Текст. Выделение признаков связного текста. Основная мысль текста.

Озаглавливание текста. Деление сплошного текста на предложения. Выделение

предложений из текста, определение количества предложений в тексте. Соблюдение

интонации, пауз, темпа, ритма речи. Составление текста из отдельных предложений (3-

5предложений). Составление текста по вопросам и картинкам. Вставка пропущенных

слов- признаков, слов- действий в текст. Восстановление небольшого деформированного

текста с опорой на картинки. Составление устного рассказа по серии картинок.

Составление плана связного рассказа. Последовательный пересказ текстов

повествовательного типа. Практическое знакомство с правилами смысловой связи

предложений в рассказе. Обучение построению связного рассказа по данной картинке и

готовому картинно-графическому плану. Коррекционные упражнения по чтению

(«сплошной поток», чтение через букву, через слово, чтение в обратную сторону, чтение текста,

написанного разными цветами, разным размером шрифта). Вставка пропущенных предлогов.

Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 5 лет обучения: с 5 по 9 класс. Количество занятий в неделю с каждой

группой 1– 2(3). Количество занятий в год – 68 ч. Количество занятий в 5

классе – 68, 6-7 класс – 1-2 раза в неделю (в зависимости от состояния речи). При

необходимости возможно продолжение коррекционной работы в 8-9 классах. Выпуск

обучающихся с логопедических занятий осуществляется после итогового обследования

ЦПМПК, а также решением школьного ППк.

Формы контроля:

Анализ состояния устной и письменной речи в начале и в конце учебного года

(диагностические наблюдения) – фронтальный и индивидуальный контроль;

промежуточная диагностика (записи в речевые карты, проверочные работы и диктанты,

тестирование, проверка сформированности навыка чтения.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция системного недоразвития речи у учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» (логопедические занятия) вариант 1, 5– 9 классы ФАООП УО (далее – Программа) это логопедическая программа, разработанная для обучающихся с л гкой умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,

утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026.

Федерального государственного образовательного стандарта образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;

Адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ №3

Программа разработана в целях конкретизации содержания ФАООП УО (ИН) с уч том предметных и личностных связей, учебного процесса и возрастных особенностей младших и старших школьников.

Программа по курсу ««Коррекция системного недоразвития речи у учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)» (логопедические занятия) вариант 1 разработана для обучающихся 5-9 классов с л гкой степенью умственной отсталости.

Цель данного курса : формирование правильной устной и письменной речи, как средства общей коррекции психического развития детей с нарушением интеллекта и как средства эффективности обучения и социальной адаптации учащихся, а так же формирование базовых учебных действий.

Задачи образовательные:

- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

- Создать условия (функциональную базу) для успешного формирования навыков письменной речи – чтения, письма.

-Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики.

- Формировать связную монологическую и диалогическую речь.

Коррекционно-развивающие задачи данного курса :

- Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

• развитие мелкой моторики и пальцев рук;

• развитие навыков каллиграфии;

• развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие внимания;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

• развитие пространственных представлений и ориентации;

• развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

• развитие наглядно-образного мышления;

• развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

• развитие умения сравнивать, анализировать;

• развитие умения выделять сходство и различие понятий;

• умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

• умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

• развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

• формирование умения преодолевать трудности;

• воспитание самостоятельности принятия решения;

• формирование адекватности чувств;

• формирование устойчивой и адекватной самооценки;

• формирование умения анализировать свою деятельность;

• воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи :

• развитие фонематического восприятия;

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

коррекция диалогической речи;

• развитие лексико-грамматических средств языка.

Формами организации занятий являются: индивидуальная и подгрупповая работа.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» 5–9 классы Фаооп уо (вариант 1)
Опубликовано: 7 октября 2024 в 13:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» 5–9 классы Фаооп уо (вариант 1)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД