МААМ-картинки

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Содержание:

1. Целевой раздел…. 4

1.1. Пояснительная записка…. 4

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы…6

1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия…. 7

1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 11

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…12

Целевые ориентиры в речевом развитии. Старшая группа (с 5 до 6 лет….13

Публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Целевые ориентиры в речевом развитии. Подготовительная группа (с 6 до 7 лет….…. 14

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР…15

2. Содержательный раздел…22

2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…22

2.2. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность в образовательной области «Речевое развитие»…23

Старшая группа (с 5 до 6 лет). 23

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…. 27

2.3. Тематическое планирование коррекционной-образовательной деятельности…. 31

Старшая группа (с 5 до 6 лет…31

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…32

2.4. Тематическое планирование просветительской работы с педагогами и родителями….…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет…. 34

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет….35

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет….36

2.5. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи….37

3. Организационный раздел…. 46

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование….….48

Старшая группа (с 5 до 6 лет…49

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…54

3.4. Методический комплект к программе…. 58

3.5. Специальная и методическая литература….59

3.6. Специальное оборудование и дидактические пособия…. 65

Приложения….70

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);

— Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;

— Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021);

— Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).

Особенностью адаптированной программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР)».

Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности:

• предметной;

• игровой;

• коммуникативной;

• познавательно-исследовательской.

Согласно требованиям ФГОС ДО, программа направ- лена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей.

Программа содержит описание задач и содержание коррекционно-педагогической работы, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Согласно ФАОП ДО содержательный раздел программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР (ОНР) в социум, и направлена на достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (ОНР, удовлетворение которых дают возможности общего образования.

Следуя рекомендациям ФАОП ДО, организационный раздел программы содержит календарный план воспитательной работы.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе присутствует система педагогической диагностики индивидуального речевого развития детей с ОНР, схемы обследования.

Основой планирования коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пяти- или шестилетнего возраста с общем недоразвитии речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими игровыми упражнениями.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

1.2. Цели и задачи программы.

Педагогические принципы построения программы

Цель реализации Программы : обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, начальными элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Задачи Программы :

o реализация содержания ФАОП ДО;

o коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

o охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

o обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

o создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми;

o объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

o формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

o формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

o обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

o обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Позитивная социализация ребенка.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей, педагогических и иных работников МБДОУ №89) и обучающихся.

5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество МБДОУ №89 с семьей.

7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 10:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД