Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Целевой раздел…. 4
1.1. Пояснительная записка…. 4
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы…6
1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия…. 7
1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 11
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…12
Целевые ориентиры в речевом развитии. Старшая группа (с 5 до 6 лет….13
Публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Целевые ориентиры в речевом развитии. Подготовительная группа (с 6 до 7 лет….…. 14
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР…15
2. Содержательный раздел…22
2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…22
2.2. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность в образовательной области «Речевое развитие»…23
Старшая группа (с 5 до 6 лет). 23
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…. 27
2.3. Тематическое планирование коррекционной-образовательной деятельности…. 31
Старшая группа (с 5 до 6 лет…31
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…32
2.4. Тематическое планирование просветительской работы с педагогами и родителями….…33
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет…33
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет…. 34
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет….35
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет….36
2.5. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи….37
3. Организационный раздел…. 46
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…. 46
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности…. 46
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование….….48
Старшая группа (с 5 до 6 лет…49
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…54
3.4. Методический комплект к программе…. 58
3.5. Специальная и методическая литература….59
3.6. Специальное оборудование и дидактические пособия…. 65
Приложения….70
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
— Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;
— Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021);
— Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).
Особенностью адаптированной программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР)».
Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности:
• предметной;
• игровой;
• коммуникативной;
• познавательно-исследовательской.
Согласно требованиям ФГОС ДО, программа направ- лена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей.
Программа содержит описание задач и содержание коррекционно-педагогической работы, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Согласно ФАОП ДО содержательный раздел программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР (ОНР) в социум, и направлена на достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (ОНР, удовлетворение которых дают возможности общего образования.
Следуя рекомендациям ФАОП ДО, организационный раздел программы содержит календарный план воспитательной работы.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе присутствует система педагогической диагностики индивидуального речевого развития детей с ОНР, схемы обследования.
Основой планирования коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пяти- или шестилетнего возраста с общем недоразвитии речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими игровыми упражнениями.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
1.2. Цели и задачи программы.
Педагогические принципы построения программы
Цель реализации Программы : обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, начальными элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Задачи Программы :
o реализация содержания ФАОП ДО;
o коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
o охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
o обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
o создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми;
o объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
o формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
o формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
o обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
o обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей, педагогических и иных работников МБДОУ №89) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество МБДОУ №89 с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.