Папки-передвижки

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание:

1. Целевой раздел…. 4

1.1. Пояснительная записка…. 4

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы…6

1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия…. 7

1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 11

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…12

Целевые ориентиры в речевом развитии. Старшая группа (с 5 до 6 лет….13

Публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Целевые ориентиры в речевом развитии. Подготовительная группа (с 6 до 7 лет….…. 14

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР…15

2. Содержательный раздел…22

2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…22

2.2. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность в образовательной области «Речевое развитие»…23

Старшая группа (с 5 до 6 лет). 23

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…. 27

2.3. Тематическое планирование коррекционной-образовательной деятельности…. 31

Старшая группа (с 5 до 6 лет…31

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…32

2.4. Тематическое планирование просветительской работы с педагогами и родителями….…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет…. 34

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет….35

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет….36

2.5. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи….37

3. Организационный раздел…. 46

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование….….48

Старшая группа (с 5 до 6 лет…49

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…54

3.4. Методический комплект к программе…. 58

3.5. Специальная и методическая литература….59

3.6. Специальное оборудование и дидактические пособия…. 65

Приложения….70

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);

— Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;

— Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021);

— Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).

Особенностью адаптированной программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР)».

Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности:

• предметной;

• игровой;

• коммуникативной;

• познавательно-исследовательской.

Согласно требованиям ФГОС ДО, программа направ- лена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей.

Программа содержит описание задач и содержание коррекционно-педагогической работы, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Согласно ФАОП ДО содержательный раздел программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР (ОНР) в социум, и направлена на достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (ОНР, удовлетворение которых дают возможности общего образования.

Следуя рекомендациям ФАОП ДО, организационный раздел программы содержит календарный план воспитательной работы.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе присутствует система педагогической диагностики индивидуального речевого развития детей с ОНР, схемы обследования.

Основой планирования коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пяти- или шестилетнего возраста с общем недоразвитии речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими игровыми упражнениями.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

1.2. Цели и задачи программы.

Педагогические принципы построения программы

Цель реализации Программы : обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, начальными элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Задачи Программы :

o реализация содержания ФАОП ДО;

o коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

o охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

o обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

o создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми;

o объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

o формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

o формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

o обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

o обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Позитивная социализация ребенка.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей, педагогических и иных работников МБДОУ №89) и обучающихся.

5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество МБДОУ №89 с семьей.

7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 10:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Викторовна Симонова (УИ 293565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД