Екатерина Владимировна Голубева
Рабочая программа физкультурно-спортивного кружка «Звонкий мяч» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» :
1.1 Пояснительная записка;
1.2 Цели и задачи программы;
1.3 Содержание программы;
1.4 Планируемые результаты;
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» :
2.1 Календарно-учебный график
2.2 Условия реализации программы;
2.3 Формы аттестации;
2.4 Оценочные материалы;
2.5 Методические материалы.
Список литературы
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа физкультурно-спортивного кружка „Звонкий мяч“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
Устав МДОУ №7
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.
Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Направленность программы : физкультурно-спортивная : формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, создание условий для проявления положительных эмоций.
Образовательная: обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр, развитие двигательных способностей.
Воспитательная: воспитание положительных морально-волевых качеств, формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Актуальность программы : Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.
Отличительные особенности программы :
Специальные упражнения: на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса); для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку; для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы.
Все упражнения выполняются в более спокойном темпе.
Особенностью комплексов корригирующей гимнастики является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами. Все упражнения воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.
Занятия построены с учетом возрастных критериев.
Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Знания особенностей возрастной периодизации необходимы для правильного построения программы «Звонкий мяч». Основные особенности формирования опорно-двигательного аппарата ребенка (4-5 лет) : физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10-15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-летнем возрасте. К 5 годам улучшается координация движений. Завершается период яркой отличительной особенностью – первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Второе такое вытяжение будет отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано увеличением количества признаков нарушения осанки и плоскостопия.
Принципы построения программы :
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения воможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Адресат программы : дети дошкольного возраста 4-5 лет-дошкольный возраст — период познания окружающего мира, активного развития физических и познавательных способностей.
Особенности организации образовательного процесса: форма объединения детей – кружок, дети одного возраста, состав группы – постоянный, количество детей 14 человек.
Формы организации: Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной деятельности.
Формы обучения: очная. Занятия проводятся по понедельникам в 16.00.
Объем и срок освоения программы :
Период Продолжительность занятий Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество недель Количество часов в год
1 год обучения 1 1 ч 32 32 ч
Итого по программе 1 1 ч 32 32 ч
1.2. Цели и задачи программы :
Цель: повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.
Задачи:
формировать потребность в здоровом образе жизни;
совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);
воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.
Специальные задачи:
укреплять мышцы, формирующий свод стопы;
укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки;
профилактика простудных заболеваний.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
Традиционные
Круговые тренировки
Игровые
Занятия – путешествия
Обучающие
Познавательные
1.3 Содержание программы
Занятия по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей. В них эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры с мячом и спортивные упражнения. Состоит из трё х частей: разминка, основная и заключительная.
Разминка включает в себя упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: различные виды ходьбы и бега, прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики, подвижные игры, а также упражнения, связанные с ориентировкой в пространстве: построения и перестроения. Эта часть занятия формирует эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности. Продолжительность разминки - составляет до 3 - 4 минут.
Основная часть занятия начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений. В этой части занятия решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идёт основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости. В этой части даётся большой объём знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. Продолжительность основной части - до 15 - минут.
Задача заключительной части – привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Эта часть занятия включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбуждённости и приведению пульса к норме. В этой части используются упражнения на растяжку и расслабление мышц, релаксация, дыхательные упражнения, спокойная игра. Продолжительность заключительной части составляет 4-5 минут.
1.4Планируемые результаты освоения программы
Предполагается, что у воспитанников, занимающихся по дополнительной программе будут :
- развиты основные физические качества, координационные и ритмические способности, гибкость, ловкость, выносливость, чувство динамического равновесия;
- овладеют системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- сформирована культура движений, правильная осанка, потребность в здоровом образе жизни;
- обогащен двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью;
- сформированы такие качества личности как организованность, толерантность, целеустремленность, любознательность, коммуникабельность, дружелюбие, организаторские способности.
Список литературы
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
2. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
4. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.
5. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
6. Карепова Т. Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» – Волгоград: Учитель, 2011г.
7. Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
8. Подольская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» – М. : Учитель, 2008.
9. арасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» – - М. : ТЦ Сфера, 2006.
10. Шарманова СБ., Федоров А. И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» – Челябинск:УралГАФК,1999.».