Ксения Щетинина
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» разработана для создания единой цепи непрерывного образования между дошкольной и начальной школьной ступенью, направлена на усвоение знаний и соответствующих умений дошкольниками, а также на общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти, коммуникативных способностей и других психических процессов. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя, свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Курс занятий рассчитан на 8 месяцев, еженедельно проводится одно занятие продолжительностью 30 минут.
1.1 Актуальность программы
Детский сад- первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Данная дополнительная образовательная программа призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей при поступлении в начальную школу. Программа ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.
Программа построена на следующих принципах:
1. Гуманистический принцип — всестороннее развитие личности ребенка на основе создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; — защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний;
2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает: — как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться;
3. Принцип творческой активности предполагает: — стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных задач;
4. Принцип обучения деятельности- главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
1.2. Основная цель и задачи программы
Цель программы : создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям а так же комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую и предпосылок к школьному обучению.
Основными задачами программы являются :
Обучающие:
1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объема внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Развивающие:
1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
2. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
1.3. Формы и режим занятий
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (октябрь-май). Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятий-30 мин. Наполняемость групп до 15 человек.
Условия реализации программы :
Занятия проходят в группе, оборудованной рабочими местами (партами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Формы занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- инсценировка;
- предметная игра;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- индивидуально-групповая
1.4. Результаты освоения программы и способы их проверки
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Способы определения результативности программы.
Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга и диагностики (диагностические бланки) :
Вводный (октябрь)
Итоговый (май)
Работа с родителями предполагает
-Индивидуальные беседы с родителями «Развитие психических процессов дошкольника на этапе подготовки к школе»
- Создание тематических буклетов для родителей «Нескучные и полезные игры».
-Фото/видеоотчет занятий.
1.5 Формы подведения итогов
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов : табель посещаемости. Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов : диагностические бланки познавательного развития воспитанников (начало учебного года/конец учебного года, фотоотчёты, опрос родителей с целью изучения мнения о работе программы и полученных детьми знаний за время обучения.
2. Учебно -тематическое планирование
Дата Тема Содержание (игры) Задачи
октябрь
1 неделя
2 неделя
Диагностическое занятие
Мы начинаем! Игры - приветствия,знакомства. Работа с диагностическим бланком методик. Объяснение правил работы на занятиях (совместно с детьми).
Игра- приветствие (чудесный мешочек, «Догадайся!», «Найди отличия», «Я начну, а ты продолжи», игра малой подвижности «Изобрази явление», рефлексия (Сегодня я узнал, мне понравилось, было интересно) Создание положительной эмоциональной атмосферы, знакомство, определение уровня развития психических процессов (входной мониторинг).
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии.
3 неделя
4 неделя
Учат в школе
Школьная страна- какая она? Игра - приветствие «На что похоже настроение», «Найди предмет на рисунке», «Помоги художнику дорисовать», «Глаз -фотограф», игра малой подвижности «Запретное число», рефлексия.
Игра - приветствие «Подарок другу», «Поиск» (внимание и логика, «Назови цвет», «Будь внимателен», «Доскажи словечко», игра малой подвижности «Подбери пару к слову», рефлексия Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии, понимания эмоций.
Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, понимания эмоций, рефлексии.
ноябрь 1 неделя
2 неделя
Я скажу вам честно - учиться интересно!
Школьные истории Игра - приветствие («Имя -качество», «Поиграем в рифмы», «Догадайся!» (о временах года, «Собери предмет» (счетные палочки, «Картинки -загадки», рефлексия
Игра -приветствие («Чудесный мешочек», сказка про большого воробья - Женьку (о школьных трудностях, игра «Школьные эмоции», игра малой подвижности «Будь внимателен», рефлексия. Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии, понимания эмоций.
Развитие слухового внимания, понимания текста, способности к рассуждению, понимания эмоций, рефлексии.
3 неделя
4 неделя Наше путешествие продолжается
Нет увлечения лучше, чем учение! Приветсвие («Новости», игра «Четвертый лишний», «Сестрички -двойняшки» (нарисуй по памяти фигуру, «выложи фигуру из палочек», рефлексия.
Игра -приветствие («Назови слова на букву, «Игра - наоборот» (подбери антонимы, «Закончи предложение», «Подскажи, что изменилось», «Угадайка» (угадай предмет по описанию, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
декабрь 1 неделя
2 неделя
Учиться -всегда пригодится!
И снова сказка в гости к нам! Игра - приветствие («Угадай эмоцию», «Дорисуй предмет», «Нарисуй и зачеркни», «Повтори ритм», «Угадай, что изменилось», рефлексия
Игра -приветствие («На кого похож», «Сказка о котенке Саше» (трудности в учении, рисование и обсуждение сказки (путь через сказочные горы, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового внимания, способности к рассуждению, воображения, рефлексии.
3 неделя
4 неделя
Королевство фигур
Чудеса да и только! Игра - приветствие («Добрые слова», «Найди фигуры и назови», «Дорисуй ряд» (закономерности», «Глаз -фотограф», «Нарисуй и зачеркни», «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать!»
Игра -приветствие («Важные новости», «Где правда, где вымысел» (рассматриваем картинку, «Потопаем -похлопаем», «Рисуем школьное чудо -дерево», рефлексия. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, связной речи, воображения, рефлексии.
январь 2 неделя
Отдохнули -поработаем! Игра - приветствие (Чудесный мешочек, «Что общего?», «Классификация», «Придумываем предложения», «Догадайся!», «Сложи отгадку» (работа с палочками, «Изобрази животное», рефлексия. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
3 неделя
4 неделя
Мы умники и умницы
Здравствуй, сказка!
Игра- приветствие (слова на букву, «Чем похожи, чем отличаются?», «Доскажи словечко», «Перескажи текст», «Догадайся», «Повтори ритм»., рефлексия.
Игра - приветствие (поздоровайся, как будто ты., сказка о Филе, рисуем Филю, обсуждение сказки, игра - рефлексия «Подарок Филе». Развитие логического мышления, слуховой памяти, эмоций
Развитие эмпатии, воображения, творческих способностей.
февраль 1 неделя
2 неделя
Какие бывают ученики?
Путешествие в страну букв Игра -приветствие (я хороший потому что, «Определи черты характера», «Запоминаем пары слов», «Исключи лишнее», «Измени по образцу», «Характер животных», рефлексия
Игра -приветствие («Алфавит», «Будь внимателен! (топай -хлопай на букву, «Дорисуй», «Что общего у предметов?», «Запретная буква»,отгадай загадки, рефлексия.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
3 неделя
4 неделя Собираем портфель!
Путешествие в пространственное королевство Игра - приветствие (мешок знаний, «Найди предмет на рисунке», «Соберем картинку из частей» (командное задание, «Да -нет», подвижная игра «Урок - перемена», рефлексия.
Игра -приветствие («Кто от меня справа и слева», Игра «Поиск», «Нарисуй стрелки», «Рисуем по точкам», «Что изменилось», Раскрась по инструкции», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
март 1 неделя
2 неделя
«Сказочное ассорти»
Внешний вид
ученика Игра -приветствие (мой любимый сказочный герой, «Исправь ошибку», «Угадай название сказки», «Мы художники!», рефлексия
Игра -приветствие (Когда я пойду в школу, то буду., «Я не поэт, я только учусь», «Догадайся!», «Поиск», «Сочиняем стишки», «Запретное слово», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
3 неделя
4 неделя
Эстафета занимательных заданий
Трамвайчик «Первоклашка» Игра - приветствие (слова про школу, «Потопаем -похлопаем», «Глаз-фотограф», «Придумай предложение», «Хлопают в ладоши те, кто.», «Изобрази жестами», рефлексия.
Игра -приветствие (добрый поступок, «Да-нет», «Продолжи словесный ряд», «Найди лишний предмет», «Слушай внимательно», «Подбери пару к слову», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.
Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
апрель 1 неделя
2 неделя
Быть во всем внимательным нужно обязательно!
Одна голова хорошо, а много -лучше!
Игра -приветствие «На что похоже настроение?», «Редактор журнала», «Найди и раскрась отличия», «Следуй образцу», «Загадочки», «Найди фигуры», подвижная игра «Двигайся-замри», рефлексия.
Игра -приветствие «Сказочный герой», «Закончи предложение», «Исключи лишнее» (наглядный вариант, «Что-то здесь не так», «Восстанови порядок и составь рассказ по картинкам», «Поезд друзей»-игра малой подвижности, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии
Развитие логического мышления, речи, способности к рассуждению, рефлексии.
3 неделя
4 неделя
Будем память развивать, чтоб в школе все запоминать!
Времени не теряем -мышление развиваем!
Игра - приветствие «Слова на букву», «Заселяем жильцов», «Запоминалки» (вербальный вариант, «Соседи», «Разведчики», «Небылицы», подвижная игра «А ну -ка, повтори», рефлексия.
Игра - приветствие «Небылицы»,»Правда ли,что», «Подбери картинку», «Собери в пары», «Решение задач», «Чем похожи предметы», рефлексия Развитие зрительной, слуховой, моторной памяти, эмоций, рефлексии.
Развитие логического мышления, речи, способности к рассуждению, рефлексии.
май 1 неделя
2 неделя
В стране Воображарии
Цветик -семицветик исполняет желания
Игра - приветствие «Угадай предмет», «Вообрази себя артистом», «Догадайся!» (сказка «Кто кого?» с обсуждением и сочинением продолжения», «Секретные послания», рефлексия.
Игра - приветствие «Я вам пожелаю», вспомним сказку «Цветик-семицветик», порассуждаем чему она учит, раскрасим свой волшебный цветок и подумаем какое желание мы могли бы исполнить с помощью него, «Цветные загадки», подвижная игра «Соберитесь вместе те, у кого.»(по уветам) Развитие воображения, речи, понимания эмоций, рефлексии
Развитие воображения, речи, понимания эмоций, рефлексии, скорости реакции,внимания.
3 неделя
4 неделя
Школьный поезд
Мы говорим до свидания!
Путешествие по станциям страны знаний: Страна геометрических фигур, Страна букв, Страна эмоций, Пространственное королевство, Страна Воображария.
Игры - приветствия, Работа с диагностическим бланком методик, рефлексия. Создание положительного эмоционального настроя, развитие умения работать в команде
Определение уровня развития психических процессов (выходной мониторинг).
3. Содержание дополнительной образовательной деятельности.
Дополнительная образовательная программа состоит из следующих разделов:
· Развитие памяти - включает в себя дидактические игры, упражнения, направленные на развитие слуховой, зрительной, двигательной памяти, как кратковременной, так и долговременной.
· Развитие мышления - представлен играми и упражнениями на тренировку и развитие словесно -логического, наглядно -образного мышления. При работе используется наглядный и вербальный материал.
· Развитие внимания - включает в себя игры и упражнения, в том числе подвижные и малой подвижности, направленные на развитие произвольного внимания и тренировку непроизвольного.
· Развитие речи - данный раздел опосредованно представлен во всех разделах программы, так как развитие и тренировка связной речи, понимания инструкций к заданиям происходит на каждом из занятий.
· Развитие воображения - представляет собой не просто фантазирование, а умение фантазировать на заданную тему, в определенном русле, наделять обычные предметы необычными свойствами.
· Развитие эмоциональной сферы - включает в себя как конкретные задания на понимание и проигрывание эмоций, так и обсуждение поступков героев, оценку их, оценку своего эмоционального состояния и его контроль.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
Методы:
Словесный метод: рассказ педагога, рассказ детей, разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово.
Наглядный метод: показ
Слуховой метод: слушание музыки.
Практический метод: совместная и самостоятельная деятельность, игра.
Приё мы:
- рассказ;
- беседа;
- описание;
- указание и объяснение;
- вопросы детям;
- ответы детей, образец;
-показ реальных предметов, картин;
- модели и схемы;
- дидактические игры и упражнения;
- логические задачи;
- развивающие игры и др.
Для систематических занятий ребё нку понадобятся:
- простой карандаш;
- набор цветных карандашей /не менее 12 цветов/;
- счётные палочки
- линейка.
Для организации занятий необходимо:
– мультимедиа оборудование (проектор, ноутбук);
– мяч;
– музыкальное сопровождение.
5. Список литературы.
1. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 0 класс. –М. : Издательство РОСТ. –206с., 2013.
2. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Л. В. Мищенкова. - М. : Издательство РОСТ, 2013. –(Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
3. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. –М. : Издательство РОСТ, 2013.
4. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М. : Юрайт. 2019. 275 с.
5. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М. : Юрайт. 2019. 276 с.