Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Скоро в школу»

Ксения Щетинина
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу» разработана для создания единой цепи непрерывного образования между дошкольной и начальной школьной ступенью, направлена на усвоение знаний и соответствующих умений дошкольниками, а также на общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти, коммуникативных способностей и других психических процессов. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя, свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности „Скоро в школу“» размещена в разделах

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев, еженедельно проводится одно занятие продолжительностью 30 минут.

1.1 Актуальность программы

Детский сад- первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

Данная дополнительная образовательная программа призвана обеспечить равные стартовые возможности для детей при поступлении в начальную школу. Программа ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.

Программа построена на следующих принципах:

1. Гуманистический принцип — всестороннее развитие личности ребенка на основе создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; — защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний;

2. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает: — как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться;

3. Принцип творческой активности предполагает: — стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных задач;

4. Принцип обучения деятельности- главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

1.2. Основная цель и задачи программы

Цель программы : создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям а так же комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую и предпосылок к школьному обучению.

Основными задачами программы являются :

Обучающие:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объема внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие:

1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

2. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

1.3. Формы и режим занятий

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (октябрь-май).  Занятия проходят один раз в неделю.  Продолжительность занятий-30 мин. Наполняемость групп до 15 человек.

Условия реализации программы :

        Занятия проходят в группе, оборудованной рабочими местами (партами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.

Формы занятий:

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

- инсценировка;

- предметная игра;

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая

- индивидуально-групповая

1.4. Результаты освоения программы и способы их проверки

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты:

Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Способы определения результативности программы.

Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса используются следующие виды мониторинга и диагностики (диагностические бланки) :

Вводный (октябрь)

Итоговый (май)

Работа с родителями предполагает

-Индивидуальные беседы с родителями «Развитие психических процессов дошкольника на этапе подготовки к школе»

- Создание тематических буклетов для родителей «Нескучные и полезные игры».

-Фото/видеоотчет занятий.

1.5 Формы подведения итогов

Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов : табель посещаемости. Форма предъявления и демонстрация образовательных результатов : диагностические бланки познавательного развития воспитанников (начало учебного года/конец учебного года, фотоотчёты, опрос родителей с целью изучения мнения о работе программы и полученных детьми знаний за время обучения.

2. Учебно -тематическое планирование

Дата Тема Содержание (игры) Задачи

октябрь

1 неделя

2 неделя

 Диагностическое занятие

Мы начинаем!  Игры - приветствия,знакомства. Работа с диагностическим бланком методик. Объяснение правил работы на занятиях (совместно с детьми).

Игра- приветствие (чудесный мешочек, «Догадайся!», «Найди отличия», «Я начну, а ты продолжи», игра малой подвижности «Изобрази явление», рефлексия (Сегодня я узнал, мне понравилось, было интересно) Создание положительной эмоциональной атмосферы, знакомство, определение уровня развития психических процессов (входной мониторинг).

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии.

3 неделя

4 неделя

Учат в школе

Школьная страна- какая она? Игра - приветствие «На что похоже настроение», «Найди предмет на рисунке», «Помоги художнику дорисовать», «Глаз -фотограф», игра малой подвижности «Запретное число», рефлексия.

Игра - приветствие «Подарок другу», «Поиск» (внимание и логика, «Назови цвет», «Будь внимателен», «Доскажи словечко», игра малой подвижности «Подбери пару к слову», рефлексия Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии, понимания эмоций.

Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, понимания эмоций, рефлексии.

ноябрь 1 неделя

2 неделя

Я скажу вам честно - учиться интересно!

Школьные истории Игра - приветствие («Имя -качество», «Поиграем в рифмы», «Догадайся!» (о временах года, «Собери предмет» (счетные палочки, «Картинки -загадки», рефлексия

Игра -приветствие («Чудесный мешочек», сказка про большого воробья - Женьку (о школьных трудностях, игра «Школьные эмоции», игра малой подвижности «Будь внимателен», рефлексия. Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, рефлексии, понимания эмоций.

Развитие слухового внимания, понимания текста, способности к рассуждению, понимания эмоций, рефлексии.

3 неделя

4 неделя Наше путешествие продолжается

Нет увлечения лучше, чем учение! Приветсвие («Новости», игра «Четвертый лишний», «Сестрички -двойняшки» (нарисуй по памяти фигуру, «выложи фигуру из палочек», рефлексия.

Игра -приветствие («Назови слова на букву, «Игра - наоборот» (подбери антонимы, «Закончи предложение», «Подскажи, что изменилось», «Угадайка» (угадай предмет по описанию, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

декабрь 1 неделя

2 неделя

Учиться -всегда пригодится!

И снова сказка в гости к нам! Игра - приветствие («Угадай эмоцию», «Дорисуй предмет», «Нарисуй и зачеркни», «Повтори ритм», «Угадай, что изменилось», рефлексия

Игра -приветствие («На кого похож», «Сказка о котенке Саше» (трудности в учении, рисование и обсуждение сказки (путь через сказочные горы, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового внимания, способности к рассуждению, воображения, рефлексии.

3 неделя

4 неделя

Королевство фигур

Чудеса да и только! Игра - приветствие («Добрые слова», «Найди фигуры и назови», «Дорисуй ряд» (закономерности», «Глаз -фотограф», «Нарисуй и зачеркни», «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать!»

Игра -приветствие («Важные новости», «Где правда, где вымысел» (рассматриваем картинку, «Потопаем -похлопаем», «Рисуем школьное чудо -дерево», рефлексия. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, связной речи, воображения, рефлексии.

январь 2 неделя

Отдохнули -поработаем! Игра - приветствие (Чудесный мешочек, «Что общего?», «Классификация», «Придумываем предложения», «Догадайся!», «Сложи отгадку» (работа с палочками, «Изобрази животное», рефлексия. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

3 неделя

4 неделя

Мы умники и умницы

Здравствуй, сказка!

Игра- приветствие (слова на букву, «Чем похожи, чем отличаются?», «Доскажи словечко», «Перескажи текст», «Догадайся», «Повтори ритм»., рефлексия.

Игра - приветствие (поздоровайся, как будто ты., сказка о Филе, рисуем Филю, обсуждение сказки, игра - рефлексия «Подарок Филе». Развитие логического мышления, слуховой памяти, эмоций

Развитие эмпатии, воображения, творческих способностей.

февраль 1 неделя

2 неделя

Какие бывают ученики?

Путешествие в страну букв Игра -приветствие (я хороший потому что, «Определи черты характера», «Запоминаем пары слов», «Исключи лишнее», «Измени по образцу», «Характер животных», рефлексия

Игра -приветствие («Алфавит», «Будь внимателен! (топай -хлопай на букву, «Дорисуй», «Что общего у предметов?», «Запретная буква»,отгадай загадки, рефлексия.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

3 неделя

4 неделя Собираем портфель!

Путешествие в пространственное королевство Игра - приветствие (мешок знаний, «Найди предмет на рисунке», «Соберем картинку из частей» (командное задание, «Да -нет», подвижная игра «Урок - перемена», рефлексия.

Игра -приветствие («Кто от меня справа и слева», Игра «Поиск», «Нарисуй стрелки», «Рисуем по точкам», «Что изменилось», Раскрась по инструкции», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

март 1 неделя

2 неделя

«Сказочное ассорти»

Внешний вид

ученика Игра -приветствие (мой любимый сказочный герой, «Исправь ошибку», «Угадай название сказки», «Мы художники!», рефлексия

Игра -приветствие (Когда я пойду в школу, то буду., «Я не поэт, я только учусь», «Догадайся!», «Поиск», «Сочиняем стишки», «Запретное слово», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

3 неделя

4 неделя

Эстафета занимательных заданий

Трамвайчик «Первоклашка» Игра - приветствие (слова про школу, «Потопаем -похлопаем», «Глаз-фотограф», «Придумай предложение», «Хлопают в ладоши те, кто.», «Изобрази жестами», рефлексия.

Игра -приветствие (добрый поступок, «Да-нет», «Продолжи словесный ряд», «Найди лишний предмет», «Слушай внимательно», «Подбери пару к слову», рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии.

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии

апрель 1 неделя

2 неделя

Быть во всем внимательным нужно обязательно!

Одна голова хорошо, а много -лучше!

Игра -приветствие «На что похоже настроение?», «Редактор журнала», «Найди и раскрась отличия», «Следуй образцу», «Загадочки», «Найди фигуры», подвижная игра «Двигайся-замри», рефлексия.

Игра -приветствие «Сказочный герой», «Закончи предложение», «Исключи лишнее» (наглядный вариант, «Что-то здесь не так», «Восстанови порядок и составь рассказ по картинкам», «Поезд друзей»-игра малой подвижности, рефлексия Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии

Развитие логического мышления, речи, способности к рассуждению, рефлексии.

3 неделя

4 неделя

Будем память развивать, чтоб в школе все запоминать!

Времени не теряем -мышление развиваем!

Игра - приветствие «Слова на букву», «Заселяем жильцов», «Запоминалки» (вербальный вариант, «Соседи», «Разведчики», «Небылицы», подвижная игра «А ну -ка, повтори», рефлексия.

Игра - приветствие «Небылицы»,»Правда ли,что», «Подбери картинку», «Собери в пары», «Решение задач», «Чем похожи предметы», рефлексия Развитие зрительной, слуховой, моторной памяти, эмоций, рефлексии.

Развитие логического мышления, речи, способности к рассуждению, рефлексии.

май 1 неделя

2 неделя

В стране Воображарии

Цветик -семицветик исполняет желания

Игра - приветствие «Угадай предмет», «Вообрази себя артистом», «Догадайся!» (сказка «Кто кого?» с обсуждением и сочинением продолжения», «Секретные послания», рефлексия.

Игра - приветствие «Я вам пожелаю», вспомним сказку «Цветик-семицветик», порассуждаем чему она учит, раскрасим свой волшебный цветок и подумаем какое желание мы могли бы исполнить с помощью него, «Цветные загадки», подвижная игра «Соберитесь вместе те, у кого.»(по уветам) Развитие воображения, речи, понимания эмоций, рефлексии

Развитие воображения, речи, понимания эмоций, рефлексии, скорости реакции,внимания.

3 неделя

4 неделя

Школьный поезд

Мы говорим до свидания!

Путешествие по станциям страны знаний: Страна геометрических фигур, Страна букв, Страна эмоций, Пространственное королевство, Страна Воображария.

Игры - приветствия, Работа с диагностическим бланком методик, рефлексия. Создание положительного эмоционального настроя, развитие умения работать в команде

Определение уровня развития психических процессов (выходной мониторинг).

3. Содержание дополнительной образовательной деятельности.

Дополнительная образовательная программа состоит из следующих разделов:

· Развитие памяти - включает в себя дидактические игры, упражнения, направленные на развитие слуховой, зрительной, двигательной памяти, как кратковременной, так и долговременной.

· Развитие мышления - представлен играми и упражнениями на тренировку и развитие словесно -логического, наглядно -образного мышления. При работе используется наглядный и вербальный материал.

· Развитие внимания - включает в себя игры и упражнения, в том числе подвижные и малой подвижности, направленные на развитие произвольного внимания и тренировку непроизвольного.

· Развитие речи - данный раздел опосредованно представлен во всех разделах программы, так как развитие и тренировка связной речи, понимания инструкций к заданиям происходит на каждом из занятий.

· Развитие воображения - представляет собой не просто фантазирование, а умение фантазировать на заданную тему, в определенном русле, наделять обычные предметы необычными свойствами.

· Развитие эмоциональной сферы - включает в себя как конкретные задания на понимание и проигрывание эмоций, так и обсуждение поступков героев, оценку их, оценку своего эмоционального состояния и его контроль.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

Методы:

Словесный метод: рассказ педагога, рассказ детей, разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово.

Наглядный метод: показ

Слуховой метод: слушание музыки.

Практический метод: совместная и самостоятельная деятельность, игра.

Приё мы:

- рассказ;

- беседа;

- описание;

- указание и объяснение;

- вопросы детям;

- ответы детей, образец;

-показ реальных предметов, картин;

- модели и схемы;

- дидактические игры и упражнения;

- логические задачи;

- развивающие игры и др.

Для систематических занятий ребё нку понадобятся:

- простой карандаш;

- набор цветных карандашей /не менее 12 цветов/;

- счётные палочки

- линейка.

Для организации занятий необходимо:

– мультимедиа оборудование (проектор, ноутбук);

– мяч;

– музыкальное сопровождение.

5. Список литературы.

1. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников: задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 0 класс. –М. : Издательство РОСТ. –206с., 2013.

2. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Л. В. Мищенкова. - М. : Издательство РОСТ, 2013. –(Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

3. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. –М. : Издательство РОСТ, 2013.

4. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М. : Юрайт. 2019. 275 с.

5. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М. : Юрайт. 2019. 276 с.

Публикации по теме:

Конспект итоговой образовательной деятельности «Скоро в школу!» для детей 6–7 лет Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Образовательные: Закрепить счёт и порядок чисел (до 20 и обратно,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Скоро в школу»
Опубликовано: 29 октября 2023 в 14:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Скоро в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Щетинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД