Снежана Сергеевна Гарбуз
Рабочая программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования
«Радуга открытий»
(подготовительная логопедическая группа 6- 7лет)
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования» размещена в разделах
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
На втором году обучения мы использовали технологию «Погружения».
Использование новых педагогических технологий в образовании стало уже велением времени. Так, ученый, методист и педагог М. П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Такие занятия рассматривались, прежде всего, в рамках концентрированного обучения, предлагающего такие методы и приемы, которые позволяют дошкольникам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.
Особенности технологии погружения
Один из ведущих принципов, на котором строится теория концентрированного обучения — это перераспределение времени, отведенного на один предмет. То есть, предлагается, например, объединение занятий по какому-то предмету в блоки и изучение только этого предмета в течение некоторого отрезка времени.
Главная особенность занятия-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.
Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработали программу кружка «Радуга открытий» для детей подготовительной группы.
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- способствовать расширению словарного запаса у дошкольников;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
- развивать аккуратность, ответственность и последовательность во время проведения опытов;
- воспитывать самостоятельность
Количество детей – 24 (6-7лет)
Место проведения:
- групповая комната;
- участок.
Методические приемы:
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- наблюдения;
Предлагаемая система работы рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю и включает 36 опытов.
Планируемые результаты освоения программы.
- овладение исследовательскими умениями и навыками;
- повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
- высказывать предположения об ожидаемом результате;
- определять цель деятельности, условия её достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;
- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;
- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;
- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.
Способы проверки знаний.
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Радуга открытий» проводится педагогами на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Список оборудования:
1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
2. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
6. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
8. Карточки-схемы проведения экспериментов.
9. Графики; схемы, фиксирующие продолжительные наблюдения, наблюдения сравнительного характера, индивидуальные дневники наблюдений.