Светлана Калинина
Мастер-класс для родителей «Научите меня говорить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Научить родителей проводить артикуляционную гимнастику с детьми. Тренировать органы артикуляции (губы, язык, нижнюю челюсть) необходимые для правильного звукопроизношения
Задачи: Совершенствовать артикуляционный аппарат, чтобы в процессе речевой гимнастики укреплять мышцы детей, учить достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать
Подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков
Публикация «Мастер-класс для родителей „Научите меня говорить!“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
МАТЕРИАЛЫ: Мягкие игрушки : Лягушка, слоник, бегемотик, ежик, кошка, змея, собачка с язычком. Пальчиковые игрушки: Лягушка, слоник, зайчик, змея. Красная рукавичка (модель язычка). Картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход ПРОВЕДЕНИЯ:
Родители располагаются за круглым столом.
Логопед приветствует гостей.
ЛОГОПЕД: Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш малыш научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, Вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.
Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э П Б М
2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ
5-6 лет звуки Л Р
Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные.
Логопед показывает.
Родители смотрят в зеркало и наблюдают за своими органами артикуляции.
Упражнение 1. «Сказки веселого язычка»
«Домашняя сказка» - поможет закрепить у детей названия органов артикуляции
ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ-
ЛОГОПЕД: Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин- ЯЗЫЧОК.
Он удобно в доме лег.
Широко открывать рот.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: В этом доме две стены.
Это ЩЕКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар раздуться.
Надувать и втягивать щеки.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта ЧЕЛЮСТЬ НИЖНЯЯ
В домике подвижная.
Вращать нижней челюстью.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Потолок вверху, внутри.
Это НЕБО. Посмотри.
Можно к небу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Широко открыть рот. Погладить языком по небу. «Постучать языком по небу.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери- ЗУБЫ. Осторожно.
Закрываются надежно.
Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Двери-ГУБЫ гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться.
После снова улыбаться.
Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
2-ой комплекс гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т. Д.
Логопед показывает.
ОСНОВНЫЕ (БАЗОВЫЕ) УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Логопед показывает картинки язычка для гимнастики, мягкие игрушки и пальчиковые зверушки.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Бегемотики»
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Лягушка и слоник»
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счет «раз» улыбнись, покахи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» - вытягивай сомкнутые губы вперед и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка- слоник» пять-шесть раз на счет «раз-два».
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Блинчики»
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Киска сердится»
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счет до восьми-десяти.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Погладь киску».
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Змея».
Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Парус».
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два-три раза.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
ЛОГОПЕД: Упражнение «Качели».
Давай покачаем язычок на качелях: Улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два»- подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Логопед показывает.
Родители перед зеркалом повторяют.
После того, как все упражнения будут усвоены ребенком, переходим к выполнению упражнений, специально подобранных в зависимости от того, какие звуки ребенок выговаривает неправильно.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 летнего возраста требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.
- В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Родителям раздаются рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в печатном виде.
ЛОГОПЕД: Правильное произношение звуков наряду с
Богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Над артикуляционной гимнастикой для отдельных звуков мы можем поработать на следующем мастер-классе. Желаю успехов!