Ольга Михайлова
Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Увлекательная рисовашка»
Пояснительная записка
В изобразительном искусстве под техникой рисования понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественное произведение; владение материалами и инструментами, способами их использования; согласованная деятельность глаза и руки. Особое значение придается правильному изображению контуров, формы предметов. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и. т. д.).
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста, Кружок „Увлекательная рисовашка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявляется не только эстетической оценки, но и общественной направленности творчества дошкольников. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального восприятия искусства. По определению Н. А. Ветлугиной, дети учатся отображать сюжет, усваивают некоторые элементы узора, постепенно приобретая первичные навыки в технике рисования.
Педагоги и психологи считают, что в процессе рисования у детей развиваются : наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Т. С. Комарова замечает, что занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Очень важно с самого раннего детства формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей. Представления о цветах, их оттенках и способах получения цветов, учить передавать цвета предметов в изображении. Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенным в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
Занятия должны быть последовательными и систематическими, только при этом условии успешно усваиваются приемы изобразительной деятельности.
Задачи занятий:
• развивать интерес и желание к изобразительной деятельности;
• закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений;
• учить координировать движения рисующей руки у детей, закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя из пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
• закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
• развивать самостоятельность, активность и творчество.
В средней группе продолжают развивать навыки владения красками и кистью. Дети рисуют всем ворсом и концом кисти. Детям предлагаются кисти разных размеров. Они рисуют прямые и наклонные линии в разных направлениях. Изображают дерево (используя кисти разных размеров) : ствол – туловище, ветки – руки, веточки – пальчики.
Закрепляется техника рисования геометрических фигур – квадрата и прямоугольника с последующим закрашиванием (сверху вниз, слева направо). Дети осваивают технику рисования овала. К концу года дети учатся закрашивать предметы по форме, накладывать краски гуашь. Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Сентябрь
Тема занятия Программное содержание Предварительная работа Ход занятия Материалы к занятию
«На яблоне поспели яблоки» Учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы к эмоциональной эстетической оценке своих работ. Наблюдение деревья на прогулках, чтение сказок, стихотворений, рассматривание иллюстраций. См. Комарова Т. С.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30. - Цветные карандаши,
- цветные мелки,
- бумага размером альбомного листа (на каждого ребенка).
«Яблоко – спелое, красное, сладкое» Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами).
Развивать эстетическое восприятние, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. Дидактические игры «Фрукты – Овощи», «Угадай на вкус». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони». Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». См. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз - ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43. Краски гуашевые,кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата альбомного листа по 2 на ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка - для рисования половинки яблока с натуры.
Использованная литература:
1. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. Учебно – методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 64с.
2. Комарова Т. С. занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаик – Синтез, 2007 – 96 с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.
4. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности : Справочное пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2011. – 128с.