Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования

Нина Александровна Кудряшова
Рабочая программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

дополнительного образования

Название: «Весёлые счётные палочки»

Направление: познавательное развитие

Возраст детей: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Исполнитель:

Кудряшова Н. А., воспитатель – 1 кв. к.

Пояснительная записка

Программа кружка направлена на развитие у детей творчества и воображения, пространственных представлений, математического мышления; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей делать что- то новое, необычное.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования» размещена в разделах

Актуальность:

Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Чтобы ребёнок успешно освоил начальную программу предматематического образования, он должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой.

Важно не только развивать познавательные процессы у ребёнка, но и стимулировать к расширению своего кругозора, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. С этой целью в программе кружка представлены не только тематические задания со счётными палочками, но и загадки, которые нужно отгадать, стихотворения (их можно выучить наизусть, а также скороговорки. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

Счётные палочки - хорошее подспорье в изучении цветов и геометрических фигур, конструировании и решении логических загадок. Они помогают формировать понятия «один – много», «большой - маленький», «короткий - длинный», «высокий-низкий», способствуют развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, формированию навыков счёта. Игры с палочками развивают такие важные качества, как самостоятельность, усидчивость, сосредоточенность и способность к планированию. Конечно, для этого нужно заинтересовать игрой в счётные палочки ребенка, чтобы он принял обучающую задачу как «своё» дело. На примере показать ребёнку, что изображать различные фигуры, а в дальнейшем считать с помощью счетных палочек это не только легко, но и очень увлекательно.

Предложенные задания можно выполнять несколькими способами:

- выкладывать самостоятельно предложенный рисунок из счётных палочек (для детей 4 – 5 лет).

- выкладывать рисунок из счётных палочек по нарисованному контуру (для детей 3 – 4 лет; на начальном этапе для детей 4 – 5 лет, в случае затруднения при выполнении задания).

В середине занятия в течение 1-3 минуты проводятся динамические паузы в виде игровых действий.

Цель:

Создание условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования счётных палочек.

Образовательные задачи :

Обучающие: способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческие способности; мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать речь.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативу; умение действовать сообща, договариваться.

Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования

Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц во второй половине дня продолжительностью не более 15 (20) минут в игровой форме.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 18.

Количественный состав членов кружка: 26 детей (на добровольной основе).

Учебный план

Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

2023 - 2024 0,5 2 18 15 (20) 28

Календарно-тематический план

№ Тема Количество

часов

Блок № 1 «Осень золотая» 2

Блок №2 «Дом» 2

Блок №3 «В магазине» 2

Блок №4 «Зимушка - зима» 2

Блок №5 «Город» 2

Блок №6 «Животные» 2

Блок №7 «Весна пришла» 2

Блок №8 «Природа весной» 2

Блок №9 «Растения» 2

Итого 18

Месяц Тема

Блок №1

сентябрь 1. «Сад. Фрукты»

2. «Огород. Овощи»

Блок №2

октябрь 1. «Мебель»

2. «Семья»

Блок №3

ноябрь 1. «Одежда»

2.«Обувь»

Блок №4

декабрь 1.«Зимние развлечения»

2.«Новый год»

Блок №5

январь 1. «Город, улица, светофор»

2.«Труд взрослых»

Блок №6

февраль 1.«Домашние животные»

2.«Дикие животные»

Блок №7

март 1.«День 8 марта»

2.«Птицы»

Блок №8

апрель 1. «Облака»

2. «Насекомые»

Блок №9

май 1.«Деревья, кусты»

2.«Цветы садовые и полевые»

Содержание

№ Тема Содержание ОД

1. «Сад. Фрукты» 1. Отгадай загадку: «Жёлтая лампочка висит, скушать нам её велит» - (груша).

2. Прослушай стихотворение:

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

(Я. Аким)

3. Выкладывание счё тными палочками: яблоко.

4. Повтори скороговорку «Над крышею груша. На груше Андрюша» - средняя группа.

2 «Огород. Овощи» 1. Отгадай загадку: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» - (морковь).

2. Прослушай стихотворение:

Огород

В огороде много гряд

Есть и репа, и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

(А. Прокофьев)

3. Выкладывание счё тными палочками: морковь.

4. Повтори скороговорку «С хрустом, с хрустом едим капусту» - средняя группа.

3 «Мебель» 1. Отгадай загадку:

«На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты станешь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять» - (стул).

2. Прослушай стихотворение:

Табурет

Табурет у нас на кухне –

Без него не обойдись;

Перекладинки и ножки

Под сиденьем собрались.

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет.

Мы под стол обычно ставим

Деревянный табурет.

(В. Мирясова)

3. Выкладывание счё тными палочками: стул.

4. Повтори скороговорку «Саша сел на стул за стол. За столом сидела Света» - средняя группа.

4 «Семья» 1. Отгадай загадку: «Кто так нежно вас голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз?» - (мама).

2. Прослушай стихотворение:

Любили тебя без особых причин

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

(Валентин Берестов)

3. Выкладывание счё тными палочками: дом.

4. Повтори скороговорку «Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком» - средняя группа.

5 «Одежда» 1. Отгадай загадку: «По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл» - (шорты).

2. Прослушай стихотворение:

Пальто

Я сам себя в пальто одел

И рукавом свой нос задел.

Решил пальто я наказать

И без пальто пошёл гулять.

(О. Григорьев)

3. Выкладывание счё тными палочками: шорты.

4. Повтори скороговорку «Саша шапкой шишку сшиб» - средняя группа.

6 «Обувь» 1. Отгадай загадку:

«Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем» - (ботинки).

2. Прослушай стихотворение:

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

(С. Маршак)

3. Выкладывание счё тными палочками: сапог.

4. Повтори скороговорку «Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сшила» - средняя группа.

7 «Зимние развлечения» 1. Отгадай загадку: «Катаюсь на нем до вечерней поры, но ленивый мой конь возит только с горы, а на горку всегда сам пешком я хожу и коня своего за веревку вожу» - (санки).

2. Прослушай стихотворение:

Для кого поешь, пурга,

В серебристые рога?

- Для малюток-медвежат,

Что в берлоге крепко спят.

(Берестов В.)

3. Выкладывание счё тными палочками: лыжи.

4. Повтори скороговорку «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была» - средняя группа.

8 «Новый год» 1. Отгадай загадку:

«Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

зимою в платье летнем - (ель)

2. Прослушай стихотворение:

Пришла зима

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

(Чернецкая И.)

3. Выкладывание счё тными палочками: ёлка.

4. Повтори скороговорку «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках» - средняя группа.

9 «Город, улица, светофор»

1. Отгадай загадку: «Встало с краю улицы в длинном сапоге чучело трёхглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, помогает улицу людям перейти» - (светофор).

2. Прослушай стихотворение:

Знаешь правила движения?

Значит, ты мой верный друг.

Но двоих нас маловато,

У меня девиз такой:

Нужно, чтобы все ребята

Стали дружными со мной!

Различать ты должен ясно

Цвет зелёный, жёлтый, красный.

(Г. Георгиев)

3. Выкладывание счё тными палочками: светофор.

4. Повтори скороговорку «Нет усов у автобуса,

есть усы у троллейбуса» - средняя группа.

10 «Труд взрослых» 1. Отгадай загадку:

«Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом; и ребятам помогаю делать гору, строить дом» - (лопата).

2. Прослушай стихотворение:

Вместе с папой

Папа дал мне молоток

И сказал: «Давай, сынок

Вместе сделаем забор,

Приведём в порядок двор.

Буду я пилить, строгать,

Ты – дощечки прибивать.

Дружно взялись мы за дело,

И работа закипела.

(Н. Ковалёва)

3. Выкладывание счё тными палочками: молоток.

4. Повтори скороговорку «Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла» - средняя группа.

11 «Домашние животные» 1. Отгадай загадку:

«Мордочка усатая,

шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается» - (кошка)

2. Прослушай стихотворение:

Котята

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята —

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый,

Два — котенок самый смелый,

Три — котенок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять — похож на Три и Два —

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(Сергей Михалков)

3. Выкладывание счё тными палочками: мордочка кошки.

4. Повтори скороговорку «Бык бодается с быком, убегают все кругом» - средняя группа.

12 «Дикие животные» 1. Отгадай загадку:

«На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть» - (волк).

2. Прослушай стихотворение:

Ежиная семейка.

Ёлка, будто бы ежиха,

А под ёлкой тихо-тихо.

Стайкой маленьких ежат

Шишки бурые лежат.

(С. Пшеничных)

3. Выкладывание счё тными палочками: волк.

4. Повтори скороговорку «Лисята в гости шли к лисе» - средняя группа.

13 «День 8 марта» 1. Отгадай загадку:

«День весенний,

Не морозный,

День веселый

И мимозный - это…» - (8 марта).

2. Прослушай стихотворение:

Папа маме торт принес,

Бабушке - конфеты

И игрушек целый воз

Для сестренки Светы.

Было так обидно мне,

Младшему братишке,

Почему в календаре

Нету дня мальчишки.

(Е. Кан)

3. Выкладывание счё тными палочками: число 8.

4. Повтори скороговорку «Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо» - средняя группа.

14 «Птицы» 1. Отгадай загадку:

«Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту - (аист).

2. Прослушай стихотворение:

Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил,

Не скворечник, а дворец!

(Мустаи Карим).

3. Выкладывание счё тными палочками: аист.

4. Повтори скороговорку «Проворонила ворона воронёнка» - средняя группа.

15 «Облака» 1. Отгадай загадку:

«Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился… - (парашют)»

1. Прослушай стихотворение:

Ветерок и облака.

Как от ветра-ветерка

Разбежались облака.

Потому что облака

Ущипнул он за бока.

(А. Богдарин)

2. Выкладывание счё тными палочками: воздушный шарик.

3. Повтори скороговорку «Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы» - средняя группа.

16 «Насекомые» 1. Отгадай загадку:

«Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь - (жук)

2. Прослушай стихотворение:

Про осу

Шел я по лесу босой

И укушен был Осой,

У Осы нет жалости

Даже малой малости!

(Ю. Энтин)

3. Выкладывание счё тными палочками: жук.

4. Повтори скороговорку «Муха – горюха села на ухо» - средняя группа.

17 «Деревья, кусты» 1. Отгадай загадку: «Я не низок, не высок, я не дерево и не цветок, но зелёный и цвету» - (куст).

2. Прослушай стихотворение:

Берёзка

Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом,

в день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.

(И. Семёнова)

3. Выкладывание счё тными палочками: дерево.

4. Повтори скороговорку «У ёлки иголки колки» - средняя группа.

18 «Цветы садовые и полевые» 1. Отгадай загадку:

«Я шариком пушистым.

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк»

(Одуванчик)

2. Прослушай стихотворение:

Меняемся

Белый одуванчик,

Приземляйся тут!

Забери мой мячик,

Дай свой парашют!

(А. Пысин)

3. Выкладывание счё тными палочками: одуванчик.

4. Повтори скороговорку «Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится» - средняя группа.

Информационно-методическое обеспечение

Демонстрационный и раздаточный материал

Реализация программы кружка «Весёлые счётные палочки» требует наличия следующего оборудования:

цветные наборы счётных палочек,

схемы-карточки,

предметные карточки (картинки к загадкам, стихотворениям, скороговоркам,

картотека художественного слова (стихи, загадки,

картотека динамических пауз,

игрушка «Зайка Ушастик».

Список используемой литературы

1. Глушкова О. А, С. И. Дедова «Весёлые счётные палочки» Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет – Мозырь: Содействие, 2011

2. Фальковская Э. Дидактическая игра. Палочки, 2008

3. Интернет-ресурсы

Ожидаемые результаты:

повышение интереса к выполнению задания

развитие способности к моделированию и конструированию

формирование пространственных ориентаций

развитие мелкой моторики

развитие творческих способностей, воображения, фантазии.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования
Опубликовано: 23 мая 2024 в 19:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Кудряшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД