Нина Александровна Кудряшова
Рабочая программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования
Название: «Весёлые счётные палочки»
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Исполнитель:
Кудряшова Н. А., воспитатель – 1 кв. к.
Пояснительная записка
Программа кружка направлена на развитие у детей творчества и воображения, пространственных представлений, математического мышления; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей делать что- то новое, необычное.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования» размещена в разделах
Актуальность:
Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Чтобы ребёнок успешно освоил начальную программу предматематического образования, он должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой.
Важно не только развивать познавательные процессы у ребёнка, но и стимулировать к расширению своего кругозора, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. С этой целью в программе кружка представлены не только тематические задания со счётными палочками, но и загадки, которые нужно отгадать, стихотворения (их можно выучить наизусть, а также скороговорки. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.
Счётные палочки - хорошее подспорье в изучении цветов и геометрических фигур, конструировании и решении логических загадок. Они помогают формировать понятия «один – много», «большой - маленький», «короткий - длинный», «высокий-низкий», способствуют развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, формированию навыков счёта. Игры с палочками развивают такие важные качества, как самостоятельность, усидчивость, сосредоточенность и способность к планированию. Конечно, для этого нужно заинтересовать игрой в счётные палочки ребенка, чтобы он принял обучающую задачу как «своё» дело. На примере показать ребёнку, что изображать различные фигуры, а в дальнейшем считать с помощью счетных палочек это не только легко, но и очень увлекательно.
Предложенные задания можно выполнять несколькими способами:
- выкладывать самостоятельно предложенный рисунок из счётных палочек (для детей 4 – 5 лет).
- выкладывать рисунок из счётных палочек по нарисованному контуру (для детей 3 – 4 лет; на начальном этапе для детей 4 – 5 лет, в случае затруднения при выполнении задания).
В середине занятия в течение 1-3 минуты проводятся динамические паузы в виде игровых действий.
Цель:
Создание условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования счётных палочек.
Образовательные задачи :
Обучающие: способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, творческие способности; мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать речь.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативу; умение действовать сообща, договариваться.
Объем и реализация рабочей программы дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования рассчитана на один год обучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в месяц во второй половине дня продолжительностью не более 15 (20) минут в игровой форме.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником : 18.
Количественный состав членов кружка: 26 детей (на добровольной основе).
Учебный план
Год обучения Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Продолжительность занятий, мин. Кол-во воспитанников
2023 - 2024 0,5 2 18 15 (20) 28
Календарно-тематический план
№ Тема Количество
часов
Блок № 1 «Осень золотая» 2
Блок №2 «Дом» 2
Блок №3 «В магазине» 2
Блок №4 «Зимушка - зима» 2
Блок №5 «Город» 2
Блок №6 «Животные» 2
Блок №7 «Весна пришла» 2
Блок №8 «Природа весной» 2
Блок №9 «Растения» 2
Итого 18
Месяц Тема
Блок №1
сентябрь 1. «Сад. Фрукты»
2. «Огород. Овощи»
Блок №2
октябрь 1. «Мебель»
2. «Семья»
Блок №3
ноябрь 1. «Одежда»
2.«Обувь»
Блок №4
декабрь 1.«Зимние развлечения»
2.«Новый год»
Блок №5
январь 1. «Город, улица, светофор»
2.«Труд взрослых»
Блок №6
февраль 1.«Домашние животные»
2.«Дикие животные»
Блок №7
март 1.«День 8 марта»
2.«Птицы»
Блок №8
апрель 1. «Облака»
2. «Насекомые»
Блок №9
май 1.«Деревья, кусты»
2.«Цветы садовые и полевые»
Содержание
№ Тема Содержание ОД
1. «Сад. Фрукты» 1. Отгадай загадку: «Жёлтая лампочка висит, скушать нам её велит» - (груша).
2. Прослушай стихотворение:
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)
3. Выкладывание счё тными палочками: яблоко.
4. Повтори скороговорку «Над крышею груша. На груше Андрюша» - средняя группа.
2 «Огород. Овощи» 1. Отгадай загадку: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» - (морковь).
2. Прослушай стихотворение:
Огород
В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
(А. Прокофьев)
3. Выкладывание счё тными палочками: морковь.
4. Повтори скороговорку «С хрустом, с хрустом едим капусту» - средняя группа.
3 «Мебель» 1. Отгадай загадку:
«На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять» - (стул).
2. Прослушай стихотворение:
Табурет
Табурет у нас на кухне –
Без него не обойдись;
Перекладинки и ножки
Под сиденьем собрались.
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет.
Мы под стол обычно ставим
Деревянный табурет.
(В. Мирясова)
3. Выкладывание счё тными палочками: стул.
4. Повтори скороговорку «Саша сел на стул за стол. За столом сидела Света» - средняя группа.
4 «Семья» 1. Отгадай загадку: «Кто так нежно вас голубит и заботится о вас, не смыкая ночью глаз?» - (мама).
2. Прослушай стихотворение:
Любили тебя без особых причин
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
(Валентин Берестов)
3. Выкладывание счё тными палочками: дом.
4. Повтори скороговорку «Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком» - средняя группа.
5 «Одежда» 1. Отгадай загадку: «По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл» - (шорты).
2. Прослушай стихотворение:
Пальто
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
(О. Григорьев)
3. Выкладывание счё тными палочками: шорты.
4. Повтори скороговорку «Саша шапкой шишку сшиб» - средняя группа.
6 «Обувь» 1. Отгадай загадку:
«Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем» - (ботинки).
2. Прослушай стихотворение:
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
(С. Маршак)
3. Выкладывание счё тными палочками: сапог.
4. Повтори скороговорку «Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сшила» - средняя группа.
7 «Зимние развлечения» 1. Отгадай загадку: «Катаюсь на нем до вечерней поры, но ленивый мой конь возит только с горы, а на горку всегда сам пешком я хожу и коня своего за веревку вожу» - (санки).
2. Прослушай стихотворение:
Для кого поешь, пурга,
В серебристые рога?
- Для малюток-медвежат,
Что в берлоге крепко спят.
(Берестов В.)
3. Выкладывание счё тными палочками: лыжи.
4. Повтори скороговорку «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была» - средняя группа.
8 «Новый год» 1. Отгадай загадку:
«Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
зимою в платье летнем - (ель)
2. Прослушай стихотворение:
Пришла зима
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
(Чернецкая И.)
3. Выкладывание счё тными палочками: ёлка.
4. Повтори скороговорку «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках» - средняя группа.
9 «Город, улица, светофор»
1. Отгадай загадку: «Встало с краю улицы в длинном сапоге чучело трёхглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, помогает улицу людям перейти» - (светофор).
2. Прослушай стихотворение:
Знаешь правила движения?
Значит, ты мой верный друг.
Но двоих нас маловато,
У меня девиз такой:
Нужно, чтобы все ребята
Стали дружными со мной!
Различать ты должен ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный.
(Г. Георгиев)
3. Выкладывание счё тными палочками: светофор.
4. Повтори скороговорку «Нет усов у автобуса,
есть усы у троллейбуса» - средняя группа.
10 «Труд взрослых» 1. Отгадай загадку:
«Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом; и ребятам помогаю делать гору, строить дом» - (лопата).
2. Прослушай стихотворение:
Вместе с папой
Папа дал мне молоток
И сказал: «Давай, сынок
Вместе сделаем забор,
Приведём в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать.
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
(Н. Ковалёва)
3. Выкладывание счё тными палочками: молоток.
4. Повтори скороговорку «Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла» - средняя группа.
11 «Домашние животные» 1. Отгадай загадку:
«Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается» - (кошка)
2. Прослушай стихотворение:
Котята
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(Сергей Михалков)
3. Выкладывание счё тными палочками: мордочка кошки.
4. Повтори скороговорку «Бык бодается с быком, убегают все кругом» - средняя группа.
12 «Дикие животные» 1. Отгадай загадку:
«На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть» - (волк).
2. Прослушай стихотворение:
Ежиная семейка.
Ёлка, будто бы ежиха,
А под ёлкой тихо-тихо.
Стайкой маленьких ежат
Шишки бурые лежат.
(С. Пшеничных)
3. Выкладывание счё тными палочками: волк.
4. Повтори скороговорку «Лисята в гости шли к лисе» - средняя группа.
13 «День 8 марта» 1. Отгадай загадку:
«День весенний,
Не морозный,
День веселый
И мимозный - это…» - (8 марта).
2. Прослушай стихотворение:
Папа маме торт принес,
Бабушке - конфеты
И игрушек целый воз
Для сестренки Светы.
Было так обидно мне,
Младшему братишке,
Почему в календаре
Нету дня мальчишки.
(Е. Кан)
3. Выкладывание счё тными палочками: число 8.
4. Повтори скороговорку «Принесла пирог нам мама. Не пирог, а чудо прямо» - средняя группа.
14 «Птицы» 1. Отгадай загадку:
«Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту - (аист).
2. Прослушай стихотворение:
Прилетай же!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил,
Не скворечник, а дворец!
(Мустаи Карим).
3. Выкладывание счё тными палочками: аист.
4. Повтори скороговорку «Проворонила ворона воронёнка» - средняя группа.
15 «Облака» 1. Отгадай загадку:
«Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился… - (парашют)»
1. Прослушай стихотворение:
Ветерок и облака.
Как от ветра-ветерка
Разбежались облака.
Потому что облака
Ущипнул он за бока.
(А. Богдарин)
2. Выкладывание счё тными палочками: воздушный шарик.
3. Повтори скороговорку «Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы» - средняя группа.
16 «Насекомые» 1. Отгадай загадку:
«Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь - (жук)
2. Прослушай стихотворение:
Про осу
Шел я по лесу босой
И укушен был Осой,
У Осы нет жалости
Даже малой малости!
(Ю. Энтин)
3. Выкладывание счё тными палочками: жук.
4. Повтори скороговорку «Муха – горюха села на ухо» - средняя группа.
17 «Деревья, кусты» 1. Отгадай загадку: «Я не низок, не высок, я не дерево и не цветок, но зелёный и цвету» - (куст).
2. Прослушай стихотворение:
Берёзка
Эта модница лесная часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
в день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.
(И. Семёнова)
3. Выкладывание счё тными палочками: дерево.
4. Повтори скороговорку «У ёлки иголки колки» - средняя группа.
18 «Цветы садовые и полевые» 1. Отгадай загадку:
«Я шариком пушистым.
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк»
(Одуванчик)
2. Прослушай стихотворение:
Меняемся
Белый одуванчик,
Приземляйся тут!
Забери мой мячик,
Дай свой парашют!
(А. Пысин)
3. Выкладывание счё тными палочками: одуванчик.
4. Повтори скороговорку «Хоть подсолнух и не птица - прямо к солнышку стремится» - средняя группа.
Информационно-методическое обеспечение
Демонстрационный и раздаточный материал
Реализация программы кружка «Весёлые счётные палочки» требует наличия следующего оборудования:
цветные наборы счётных палочек,
схемы-карточки,
предметные карточки (картинки к загадкам, стихотворениям, скороговоркам,
картотека художественного слова (стихи, загадки,
картотека динамических пауз,
игрушка «Зайка Ушастик».
Список используемой литературы
1. Глушкова О. А, С. И. Дедова «Весёлые счётные палочки» Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет – Мозырь: Содействие, 2011
2. Фальковская Э. Дидактическая игра. Палочки, 2008
3. Интернет-ресурсы
Ожидаемые результаты:
повышение интереса к выполнению задания
развитие способности к моделированию и конструированию
формирование пространственных ориентаций
развитие мелкой моторики
развитие творческих способностей, воображения, фантазии.