МААМ-картинки

Рабочая программа по легоконструированию для детей 5–7 лет

Оксана Николаевна Черемных
Рабочая программа по легоконструированию для детей 5–7 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЮ

«ЛЕГО – МАСТЕР»

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок реализации программы - 2 года

Руководитель:

Черемных Оксана Николаевна

п. Нижний Куранах

2018-2019 г.

Утверждаю:

заведующий МБДОУ "ЦРР - детский сад "Радуга"

___Е. П. Кравцова

Формы и режим занятий.

Наполняемость группы - 12 детей. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.

Пояснительная записка.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитывающие, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Конструирование выполняется воспитывающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Цель и задачи программы:

Цель программы:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие:

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- создать условия для овладения основами конструирования;

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

- способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей 5 - 7 лет.

Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей. Если в возрасте 5-7 лет внимание, мышление, восприятие, воображение сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный характер. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Набор детей - свободный.

Режим занятий:

- общее количество часов в год - 70

- количество часов в неделю - 2

- периодичность занятий - еженедельно

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

После первого года обучения лего-коструирования ребенок должен знать и уметь:

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий:

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

-работа по образцу,обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме, используя определенные умения и навыки;

-самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Методы и приемы проведения занятий:

Методы Приёмы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования с детьми прорабатываются названия деталей. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

Условия для реализации программы:

Оборудование, материалы.

Для занятий необходимы: группа со столами и стульями. Группа должна отвечать требованиям санитарных норм и правил.

Виды конструктора ЛЕГО

1 Конструктор: LEGO- Duplo

2 Конструктор: LEGO-Dacta

3 Конструкторов: LEGO-City

4 Конструктор: Зоопарк, Ферма

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6лет)

№ п/п Название темы

Сентябрь 1. Вводное занятие. Знакомство с ЛЕГО, историей создания конструктора, с лего-классом.

2. Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу

3. Знакомство с названиями деталей LEGO-конструктора, различие, их названия. Способы крепления деталей.

4. Баланс конструкций. Кирпичная кладка здания (стены, постройка заборов

5. Строим конструкции. Крыша, Навесы.

6. Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Октябрь 1. Конструирование по показу разных видов растений: деревья, цветы.

2.«Постройка ограды (вольер) для животных». Игра «Волшебный мешочек»

3. «Беседка». Игра «Чья команда быстрее построит»

4. Конструируем сельский дом. Сельский двор.

5. Моделирование детской площадки.

6. Что нас окружает. Конструирование по собственному замыслу.

Ноябрь 1. Вводное занятие на тему: «Животные». Конструирование по показу. Черепаха.

2. «Жираф и слон». Игра «Собери модель»

3. Дикие животные. Конструирование дикого животного.

4. Домашние животные. Конструирование модели домашнего животного по показу (корова, собака).

5. «Строим зоопарк». Игра «Чего не стало»

6. Жизнь города и села. Конструируем многоэтажный дом. Используем в постройке элементы: окна, двери, крыша, навесы. Обыгрывание сюжета

Декабрь 1.«Автомобиль».Игра «Светофор»

2. Наша улица. Моделирование дорожной ситуации. Закрепляем правила ПДД.

3. Детский сад будущего. Конструирование по собственному замыслу.

4. Новогодняя тематика. Конструируем снеговика.

5. Конструирование д. Мороза по образцу.

Январь 1. Конструирование по схеме.

2. Какой бывает транспорт. Конструирование автомобиля

3. Пассажирский транспорт. Конструирование безопасного автобуса.

4. «Плывут корабли». Игра «Что изменилось»

5. Машины будущего. Конструирование автомобиля будущего (работа по собственному замыслу).

Февраль 1. На границе тучи ходят хмуро! (конструирование военной техники, самолета по показу).

2. Конструирование на свободную тему.

3. Наш любимый поселок. Конструирование поселка.

4. Лего-театр. Конструирование сказки (на выбор детей).

Март 1. Продолжаем конструировать сказку. Театрализованное представление смоделированной сказки.

2. 8 марта. Конструирование букета. «Цветы для любимой мамы».

3. «Птицы». Игра «Собери модель»

4. Конструирование по схеме (совершенствование умений).

5. «Наш любимый детский сад» Конструирование по творческому замыслу

Апрель 1. Закрепление пройденного материала. Вспоминаем названия деталей, их крепление.

2. Покорители космоса. Конструирование космического корабля.

3. «Ракета и космонавт» Игра «Разноцветный флаг»

4. «Самолет»

5.«LEGO азбука» Игра «Запомни и выложи ряд».

6. Транспорт. Спецтехника. Конструирование по схеме. Вспоминаем навыки.

Май 1. Проект на заданную тему. «Парк отдыха» (коллективная работа).

2. Проект на заданную тему. «Парк отдыха». Продолжение. (Коллективная работа)

3. Конструирование по замыслу. Игра «Лабиринт»

4. Робот. Игра «Запомни расположение»

5. «Наш любимый детский сад» Конструирование по творческому замыслу (Продолжение). Подводим итоги обучения Легоконструированию.. Свободная тема по итогам работы за год обучения Легоконструированию.

Тематическое планирование работы кружка

«Лего-мастера» второйгод обучения (6-7 лет)

№ Название темы Кол-во занятий

1. Знакомство с конструктором. Лего-словарь: цвет и форма деталей LEGO - конструктора. 1

2. Свободная конструктивно-игровая деятельность. 1

3. Соединения. Игра «Угадай мою постройку». 1

4. Мосты (построение мостов по замыслу). 1

5. Конструирование дома по условиям (теремок). 1

6. Городской транспорт (конструирование машин). 1

7. Наш двор (моделирование деткой площадки). 1

8. Конструирование по замыслу. 1

9. Соединения. Игра «Собери модель». 1

10. Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки на плате. 1

11. Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид. 1

12. Геометрические фигуры. 1

13. Знакомство с дорожными знаками. 1

14. Улица полна неожиданностей. 1

15. Многоэтажные дома (здания). 1

16. Наш любимый город. 1

17. Сказочный замок. 1

18. По дорогам сказок. 1

19. Свободная конструктивная деятельность. 1

20. Строим башни разной высоты. 1

21. Что нас окружает. 1

22. Зимние забавы. Сани, горка. 1

23. Лего-мозаика. Новогодняя елочка. 1

24. Елочные игрушки. 1

25. Лего-мозаика. Работа по схеме «Снеговик». 1

26. Мебель для кукол. 1

27. Моделирование фигуры человека. 1

28. Путешествие по ЛЕГО - стране. Знакомство с конструктором LEGO DUPLO. 1

29. Конструкторы LEGO DUPLO, LEGO DAKTA. Спонтанная игра детей. 1

30. Моделирование на плате. «Продолжи узор». 1

31. Конструирование кормушки для птиц. 1

32. Лего – мозаика. Птица. 1

33. Зоопарк. Конструируем фигуру животного по образцу 1

34. Конструирование по замыслу. Заселяем зоопарк. 1

35. Лего – мозаика. Парусник. 1

36. Конструирование корабля по замыслу. 1

37. Транспорт. Конструирование машины по схеме. 1

38. Военная техника (к 23 февраля). 1

39. Соединения. Игра «Послушай и сделай». 1

40. Пространственное ориентирование. «Собери модель по ориентирам», «Составь план групповой комнаты». 1

41. ЛЕГО - подарок для мамы. 1

42. Лего-мозаика. «Первые весенние цветы». 1

43. Конструируем рыб. 1

44. Лего – мозаика. Морские животные. 1

45. Конструирование роботов. 1

46. Качели. Карусели. 1

47. Лего – мозаика. Животные и насекомые по замыслу. 1

48. Игры «Запомни и повтори», «Волшебная дорожка». 1

49. Свободное конструирование. 1

50. Комбинаторика. «Светофор», «Составь флаги». 1

51. Космические корабли. 1

52. Моделирование на плате. Созвездия. 1

53. Персонажи любимых книг. 1

54. Животные в литературных произведениях. 1

55. Моделирование сложной многоступенчатой пирамиды. 1

56. Конструирование архитектурного здания. 1

57. Моделирование на плате. Праздник Победы. 1

58. Паровоз везет товары. 1

59. Станция. 1

60. Школа. 1

61. Лего – мозаика. Государственные символы России. 1

62,63. Проект «Незнайка и Цветочный город». 2

64. Многообразие конструкторов LEGO. Чему мы научились за год. 1

Список литературы

1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М. : Просвещение, 2009.

2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

3. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М. : Академия, 2009. -230 с.

4. Волкова С. И. Конструирование. – М. : Просвещение, 1989.

5. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008. – 118 с.

6. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

7. Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдин С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М. : Бином, 2011. – 120 с.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

9. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М. : Феникс, 2009. – 79 с.

12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М. : Сфера, 2009. – 63 с.

13. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М. : Эксмо, 2010. – 114 с.

14. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М. : ИНТ, 1998. –150 с.

15. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Владос, 2011. – 217 с.

16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

17. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2008. - 80 с.

19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2009. – 97 с.

20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

21. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

22. Селезнёва Г. А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г. - 58с.

23. Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

24. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243 с.

25. Куцакова Л. В. Конструирование и художес

Публикации по теме:

Рабочая программа факультатива по обучению здоровому образу жизни «Здоровей-ка» для детей 4–5 лет Факультатив «Здоровей-ка» направлен на: - общее укрепление детского организма; - осуществление своевременной коррекции растущего организма;.

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по легоконструированию для детей 5–7 лет
Опубликовано: 16 октября 2024 в 11:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по легоконструированию для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Николаевна Черемных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД