Парамонова Татьяна
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности кружка «Веселая логика» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
социально- гуманитарной направленности
кружка «Веселая логика»
старшей группы «Ландыш»
(возраст5-6лет)
Срок реализации 1 год.
Составила воспитатель:
Парамонова Т. В.
Брянск 2024 г.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности кружка „Веселая логика“ для старшей группы» размещена в разделах
Программа кружка «Веселая логика» для детей от 5 до 6 лет
Пояснительная записка:
Программа дополнительных образовательных услуг «Веселая логика» составлена с учетом ФОП дошкольного образования и разработана на основе программ «Маленькие гении» В. В. Воскобовича и В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет»
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Направленность. Данная программа имеет социально –гуманитарную направленность и способствует развитию логического мышления, зрительного, слухового, тактильного, и других видов ощущений и восприятий
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии -длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Программа направлена на развитие математической грамотности, развитие логического мышления – что является залогом успешного обучения выпускника детского сада.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов,
Актуальность программы : Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её. применять в деятельности -умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Чтобы в школе ребенок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление - это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Содержание программы направлено на овладение детьми 5-6 лет важнейшего навыка- логического мышления. На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему, этапу.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в блоках разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом отсутствие их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать блоки по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого
Новизна: Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Она ориентирована научить детей развить способность нестандартно мыслить и лексически грамотно излагать свои мысли, что способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала. Логическое мышление оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а образно-ассоциативного мышления развивать память и воображение ребенка.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи программы :
-Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции
- анализ и сравнение групп предметов (фигур, выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
- развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, и менее заметные, скрытые;
- устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, -
- выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству)
- прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
- совершенствовать произвольное внимание, память.
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений. Формировать позитивное отношения к освоению логике
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Отличительные особенности программы :
Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети
непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Она
ориентирована научить детей развить способность нестандартно мыслить и лексически грамотно излагать свои мысли, что способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала.
Логическое мышление оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а образно-ассоциативного мышления развивать память и воображение ребенка.
Отличительными особенностями программы являются следующие принципы:
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Возраст детей. Программа кружка «Веселая логика» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (01.09.2024-30.05.2025 год)
Формы и режим занятий:
Группа Время занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в год
старшая группа до 25 мин 1 36
Формы занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие – развлечение; занятие – фантазия
На занятиях проходится индивидуальная работа, работа в малых группах; коллективная работа; работа по образцу различной сложности; обобщение и сравнение; актуализация личностного опыта в беседе, побуждение к рефлексивной деятельности.
Режим занятий: Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек. Занятия проводятся 4 раз в месяц. Длительность занятия — 25 минут.
Ожидаемые результаты:
К концу реализации рабочей программы дети :
• умеют выделять основные признаки объекта: размер, цвет, форму, толщину и длину;
• способны кодировать и декодировать информацию с использованием карточек-схем, обозначающие свойства предметов;
• сравнивают, обобщают, классифицируют блоки по нескольким признакам;
• умеют ориентироваться на плоскости, выполнять задание по образцу;
• способны высказывать и аргументировать свои мысли;
• способны зрительно и на слух воспринимать и запоминать информацию;
• проявляют самостоятельность, инициативу, доводят работу до конца. • проявляют эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре, оказывают друг другу взаимопомощь.
Формы подведения итогов реализации программы;
1 этап - открытое занятие кружка в форме математического праздника.
2 этап- беседы с воспитанниками и их родителями; проведение консультаций для родителей
3 этап - выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие,
3. Учебно- тематический план.
Тема раздела Количество часов.
Работа с блоками Дьеныша 14 часов
Работа с палочьками Киюзинера 22 часа
итого 36ч
Методическое обеспечение программы :
Логические блоки Дьенсша (ЛБД)
— это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематйческой подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, па которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о. всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель Карточки-свойства помогают детям перейти от нагляднЪ-образного к наглядно-схематическом] мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера.
С помощью цветных, паючек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере ’ отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют. специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенною и наглядно-образного. Вмышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать
Программа по развитию математических представлений
• Знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
• Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Который? Сколько?»
• Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
• Закрепление умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
• Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
• Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений. •Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
Головоломки и лабиринты.
Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на одного ребенка.
- Схемы для накладывания палочек, при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
- Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша - 1 на всех детей.
Вывод:
Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников старшей группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Используемая литература:
1. «Федеральная общеобразовательная программа»
2. Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов/В. Воскобович - М. : Сфера, 2015. - 128 с.
3. Материалы вебинара о блоках Дьеныша
4. Альбом «На золотом крыльце….» Автор Б. Б. Финкельштейн сайт www/corvet-igra/ru
5. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).
6. Альбом «Праздник в стране блоков» (Блоки Дьенеша для старших).
7. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018