Кадерова Людмила
Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР
Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Учитель-логопед
Кадерова Людмила Александровна
г. Москва
2020 год
Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка…. 3
Нормативно – правовое основание Рабочей Программы…4
Цели и задачи деятельности…. 5
2. Содержательный раздел
Направления деятельности учителя-логопеда…. 8
Диагностическая работа…. 8
Консультационно-просветительская работа…8
Коррекционно-развивающая работа….9
Экспертная деятельность …. 9
Публикация «Адаптированная общеобразовательная программа для дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Организационно-методическая работа…. 10
Годовой план работы на 2020-2021 учебный год…10
3. Организационный раздел
Материально-техническая обеспеченность….….11
Список диагностических комплексов и коррекционно-развивающих программ…. 12
Приложения
Приложение 1
«Модульная программа по коррекции ФНР» …13
Приложение 2
«Модульная программа по коррекции ФФНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»…. 15
Приложение 3
«Модульная программа по коррекции ОНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»…. 38
Приложение 4
Годовой план на 2020-2021 учебный год …. 43
Приложение 5
Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства…. 46
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
ГБОУ Школа №1324 г. Москвы реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки :Примерная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО».
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой ГБОУ, Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по всем профессиональным направлениям (диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ГБОУ.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных характеристик, возможных достижений ребенка в раннем возрасте (к 3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7-ми годам).
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ГБОУ Школа №1324 г. Москва.
Нормативно – правовое основание
Рабочая программа учителя-логопеда ГБОУ Школа №1324 г. Москвы разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения»
• Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста
• Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)
• Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"
Цели и задачи деятельности
Цель: оказание логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении ими основных образовательных программ. Оказание логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.
Задачи:
• Организация и проведение логопедической диагностики с целью современного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся…
• Организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи
• Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам
• Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Планируемые результаты:
Дети с ОНР к концу обучения должны:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФНР
Дети к концу обучения должны:
• овладеть навыками правильного звукопроизношения;
• уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали коррекции;
• овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).
• овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР
Дети к концу обучения должны:
• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и фонематических представлений;
• Овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);
• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры (для детей 6-7 лет);
• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;
• Овладеть навыками произношения слов различного звуко-слогового состава.
2. Содержательный раздел
Направления деятельности учителя-логопеда
Деятельность учителя-логопеда ОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ГБОУ Школа № 1324 осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности учителя-логопеда:
• Логопедическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ
• Коррекционно – развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ
• Консультирование субъектов образовательного процесса
• Просвещение субъектов образовательного процесса по вопросам развития речи обучающихся
• Логопедическая экспертиза (оценка)
• Организационно – методическая работа
Диагностическая работа.
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностическое мероприятие подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющей речевой статус обучающегося.
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда направлена на обеспечение коррекции нарушений речи обучающихся, освоение обучающимися основных и адаптированных образовательных программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Ориентиром для реализации коррекционно-развивающей работы служат Целевые ориентиры ФГОС ДО. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой / подгрупповой формах, 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы курса / модуля
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в направлениях:
• «Модульная программа по коррекции ФНР» Приложение 1
• «Модульная программа по коррекции ФФНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)»Приложение 2
• «Модульная программа по коррекции ОНР» (старшая, подготовительная к школе гр., 5-6 лет, 6-7 лет)» Приложение 3
Консультационная и профилактическая работа.
Консультативная работа учителя-логопеда – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно– просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются:
• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.).
• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Адресатом консультативной помощи являются родители (законные представители) обучающихся, педагоги, администрация ОУ
Консультации организуются в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров, стендовая информация.
Экспертная деятельность
1. Участие в ППк
2. Посещение занятий, открытых мероприятий
3. Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды в ОУ (совместно с администрацией учреждения).
4. Анализ эффективности используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и речевого развития обучающихся (совместно с администрацией ОУ).
5. Оценка профессиональной деятельности педагога
6. Участие в работе конфликтных комиссий
7. Экспертиза программ
8. Участие в аттестационной комиссии
Организационно – методическая работа
• Разработка рекомендаций для педагогов и родителей
• Оформление и заполнение рабочей документации.
• Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений
• Составление и написание коррекционно-развивающих программ курсов / модулей.
• Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям
• Оформление информации для стендов и памяток.
• Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам, консультациям
• Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год.
Годовой план на 2020-2021 учебный год (Приложение 4)
3. Организационный раздел
Материально-технические обеспеченность
Материально-техническое обеспечение логопедического кабинета
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
Особенности предметно-развивающей пространственной среды
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, микрогрупповые занятия.
Помещение кабинета условно поделено на две зоны:
1. Рабочая зона логопеда. - методическое обеспечение учебного процесса. -изготовление наглядных пособий.
2. Зона коррекции звукопроизношения: - развития артикуляционной моторики и постановки звуков. - развития речевого дыхания, мелкой моторики. - автоматизация и дифференциация звуков речи.
Организация предметно – пространственной развивающей среды
1. Два стола с зеркалами для организации индивидуальной работы.
2. Ковер напольный.
3. Шкаф для хранения пособий;
4. Столы для детей( 2шт.)
5. Стулья детские(8 шт.)
6. Стол для логопеда.
7. Стулья для взрослых (1 шт.)
8. Полотенце.
9. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;
10. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
11. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
12. Логопедический альбом для обследования речи;
13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;
15. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
16. Предметные картинки по лексическим темам;
17. Игры для совершенствования грамматического строя речи;
18. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
19. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия
20. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
Площадь кабинет небольшая, что не позволяет вмещать более 4-х детей. Поэтому работа в кабинете организовывается только в индивидуальной форме и в малых группах (не более 4-х детей). Для групповых форм работы задействуются комната ПДД.
Список диагностических комплексов
1. Мазанова Е. В Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.
2. Мазанова Е. В Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.
3. Мазанова Е. В Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в средней к группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.
4. Мазанова Е. В Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические рекомендации и каринный материал для проведения обследования в младшей группе ДОУ. -М. : Издательство ГНоМ,2018---64с.
Список коррекционно-развивающих программ
1 .Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М. : «Просвещение» 2008.
2. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей – М. : «Просвещение»2008.
3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М. : МГОПИ, 1993.
4. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Учись говорить правильно: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М. : МГОПИ 1993.
5. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство М. : Айрис-пресс, 2007.
6. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.
7. Т. А. Ткаченко. Логопедические упражнения. М., Эксмо 2008.
8. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М. : Эксмо, 2007.
9. Е. М. Косинова. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М. : Эксмо, 2008.