Ольга Хлудова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация полученных знаний о звуке [Р].
Задачи:
Образовательные: закрепление полученных знаний ранее изученного материала
Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [Р]; Сформировать умение правильного произнесения звука [Р], по подражанию; Научить произносить звук [Р] изолированно;
Развивающие :
Развивать артикуляционную, мелкую моторику, фонематическое восприятие, мышление, внимание, память;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Воспитательные: Способствовать улучшению эмоционального благополучия дошкольников; поддерживать интерес к логопедическим занятиям; создание ситуации успеха.
Материалы: индивидуальные зеркальца для детей; ноутбук; информационные материалы: презентации (слайд №4 «Предварительная работа»; слайд №5 «Первое задание – отгадай загадку»; слайд №6 «Положение органов речи для правильного произнесения звука Р»; слайд №7 «Второе задание – артикуляционная гимнастика для звука «Р»»; слайд №8 «Третье задание - «Голосок»»; слайд №9 «Четвертое задание – «Цветочная поляна»»; слайд №10 «Пятое задание – «Словарик»»; слайд №11 «Музыкальная пауза – «Придумай и спой сам»»; слайд №12 «Шестое задание – «Отгадай-ка»»; слайд №13 «Седьмое задание – «Составляй-ка»»; слайд №14 «Стихотворение Агнии Барто «Буква Р»»; слайд №15 «Восьмое задание – «Рыбка»»; музыкальное сопровождение; пластилин; крупы, трафарет, кисточка, клей, клеенка, бумага (картон).
Предварительная работа.
До проведения занятия логопед готовит детей подготовительной группы к занятию : заучивание стихотворения, артикуляционной гимнастики, изучение положения органов речи для правильного произнесения звука «Р».
Подготовка презентации; подбор музыки и комплекса игровых упражнений.
Пояснительная записка.
Предлагаемые игровые упражнения предназначены для систематизации знаний по закреплению звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Комплекс игровых упражнений может быть использован на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях
Предлагаемые игровые упражнения способствуют развитию связной речи.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня мы с Вами попадем в страну волшебного звука. К нашему занятию Вы подготовили стихотворение о «Букве Р» В. Твороговой. Расскажите нам его, пожалуйста.
(На экране появляется слайд №4 «Предварительная работа» - стихотворение)
Дети:
Потерялась буква Р.
Где?
В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша: —
Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
Логопед: Ребята, какие вы молодцы, такое большое стихотворение смогли рассказать. Спасибо Вам большое за это. А сейчас давайте попробуем отгадать загадку:
(На экране появляется слайд №5 «Первое задание – отгадай загадку»)
Дети: буква «Р».
Логопед: Умнички! Отгадали загадку. На занятии сегодня мы вспомним каким должно быть положение органов речи для правильного произнесения звука «Р», выполним артикуляционную гимнастику, будем подражать голосам различных животных, пропоем веселые распевки, поиграем в игры. Составим с вами веселые слова со слогами, попробуем по картинкам придумать предложение. В конце занятия сделаем аппликацию рыбки из различных круп.
Логопед: Ребята, а теперь вспомним положение органов речи для правильного произнесения звука «Р» – для этого посмотрим на экран.
(На экране появляется слайд№6 «Положение органов речи
для правильного произнесения звука – «Р»). Ребята, скажите, пожалуйста, в каком положении находятся органы речи для правильного произнесения звука «Р».
Дети: Кончик языка поднят к нёбу, губы открыты. Зубы разомкнуты.
Логопед: Молодцы! Вы правильно ответили на вопрос. Ребята, давайте посмотрим на экран, что вы видите?
(На экране появляется слайд №7 «Второе задание – артикуляционная гимнастика для звука «Р»»).
Дети: Чашечка, часики, маляр, лошадка, гармошка.
Логопед: Молодцы, все назвали правильно. Вам что-то это напоминает -O-
Дети: Артикуляционную гимнастику.
Логопед: Правильно! А сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику по этим картинкам.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: Чашечка, часики, маляр, лошадка, гармошка.
Логопед: Умнички! Все выполнили верно. Третье задание называется «Голосок». Мы попробуем подражать голосам птиц и животных, изображенных на экране.
(На экране появляется слайд №8 «Третье задание - «Голосок»).
Дети подражают голосам: вороны, тигра, поросенка.
Логопед: молодцы! Следующее задание называется «Цветочная поляна». Внимательно посмотрите на экран и назовите цветы, в названии которых встречается звук «Р».
( На экране появляется слайд 9: «Цветочная поляна»).
Дети: подсолнух, ромашка, пион, роза, тюльпан, нарцисс.
Логопед: Умнички! Следующее задание называется «Словарик». Вам необходимо составить слова, в которых встречаются слоги РА, РО, РУ, РЫ в начале, середине и конце.
(На экране появляется слайд №10 «Пятое задание – «Словарик»).
Дети: называют слова с этими слогами. Например, роза, нора; паровоз и т. д.
Логопед: Что-то я устала, а Вы? Может быть немножко отдохнем, а потом играть начнем?
Дети: Да! Да! Да!
Логопед: Мои дорогие! А сейчас у нас будет музыкальная пауза, где мы с вами попробуем стать поэтами и придумаем, распевки начиная со слогов: ТРА-ТРА-ТРА-; ТРО-ТРО-ТРО; ТРУ-ТРУ-ТРУ и ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ.
(На экране появляется слайд №11 «Музыкальная пауза – «Придумай и спой сам»).
Дети: под музыкальное сопровождения выполняют задание.
Логопед: Ой, молодцы, удивили! Вернемся к нашему занятию. Ребята сейчас мы с Вами поиграем в игру «Отгадай-ка». Я буду Вам зачитывать слова с пропущенной буквой, а вы должны отгадать это слово и назвать его правильно. Как вы думаете, справимся?
Дети: Конечно.
(На экране появляется слайд №12 Шестое задание – «Отгадай-ка»).
Дети отгадывают слова: рысь, радио, бобр, коршун, морж, стража, рупор, робот, зубр, стружка, пробирка, россыпь, забор, барс, кромка, оркестр, спор, рокот, тигр, парк, край, простор, торф, брови, кратер, руль, радость, кентавр, ягуар, корт, шторм, кружева, грамота, квартира, раствор
Логопед: Ребята! Какие вы молодцы! Назвали все верно, нигде не ошиблись. Дорогие мои, посмотрите на экран, что мы видим?
(На экране появляется слайд №13 «Седьмое задание – «Составляй-ка»)
Дети: рюкзак, ручка, карандаш, тетрадь, букварь и краски.
Логопед: Все правильно. Это задание называется «Составляй-ка». Вам необходимо составить предложение по картинкам. А затем и рассказ по ним.
Дети: Ручку, карандаш и краски я положу в рюкзак. На уроке я их буду рисовать ими в тетради. И т. д.
Логопед: Дорогие мои, солнышки! Какие вы молодцы, даже нет слов, одни эмоции, сейчас вы немножко отдохнете. А я вам расскажу стихотворение Агнии Барто «Буква Р».
(На экране появляется слайд №14 «Стихотворение Агнии Барто «Буква Р»)
Логопед: А сейчас мы сделаем аппликацию рыбки из круп по образцу. Вам даны трафареты, клей, кисточка, клеенка, карандаш, пластилин; крупы. Все этапы выполнения аппликации представлены на слайде…
(На экране появляется слайд №15 «Восьмое задание – «Рыбка»
(составь аппликацию рыбки из различных круп по образцу).
Логопед: Дорогие мои ребята! Вот и закончилось наше сложное, но я надеюсь интересное занятие. Вы все умеете произносить звук «Р» правильно. А сейчас все участники нашего мероприятия получают сладкие призы. До скорых встреч!