Алсу Валиева
Конспект занятия «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах. Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук. Упражнять в составление слов из звуков. Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса. Совершенствовать умение проговаривать скороговорку по картинке в различном темпе (быстро, медленно, с разной интонацией (удивлено, восхищенно, вопросительно). Формирование навыка экспериментирования с песком.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну красивой и правильной речи“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развивать умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Развивать длительный плавный выдох. Развивать речь, внимание, память, мышление. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение. Развивать тактильную чувствительность путём различных движений и упражнений с песком;
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать. Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимидийная установка, презентация слайдов, видео «круиз по Тихому Океану», интерактивная речевая игра «Назови первый и последний звук в слове» (интернет ресурсы, штурвал, карточки-схемы позиции звуков в словах, предметные картинки, шарики «Су-Джок», стекла для песка, цветной песок.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме. Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове»
Ход занятия
Организационный момент
Логопед : – Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям.
1. Психогимнастика
Игра «Назови свое имя ласково»
Логопед : А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу и называя свое имя ласково и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом.
- Ребята, для чего нужно правильно говорить?
- Чтобы общаться с другими людьми,
- Чтобы общаться друг с другом,
- Чтобы понимать друг друга.
- Да, ребята, красивую речь приятно слушать.
- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : Ребята, для того что бы во время путешествия, мы правильно произносили звуки, нам необходимо размять язычок. Садимся за стулья.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре - чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
- Вот наши язычки подготовлены к работе.
Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями, на другом краю земли. И поплывем мы в эту чудную страну на корабле. Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль. (Надевает капитанскую фуражку, дети садятся в корабль, включаем видео) Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль уже плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее?
Дети: Сделать ветерок.
3. Работа над речевым дыханием «Ветерок».
Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
4. Остров «Звуков»
- Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер. И вот мы приплыли уже к «Острову звуков», где нас ждут много интересных игр.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Чики, чики, чикичок, не стесняйся язычок.
Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:
5. Речевая гимнастика «Добавь звук»
- Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.
Где-то собаки рычали: р-р-р-р
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.
Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з-з-з.
Скажем вместе: Чики — чики –чики — чок!
Стал послушный язычок!
6. Игра «Цепочка слов». А теперь поиграем в игру «Цепочка слов». Ребята, вы по очереди должны говорить по одному слову, которые связываются в «цепочку» : каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.
Молодцы!
7. Остров Физкультминутка
А теперь мы с вами приплыли к острову «Физкультминутка»
Ребята, встаньте по свободнее, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», нужно хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки на пояс. (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).
А теперь поиграем с другими звуками. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).
- Молодцы ребята, справились с заданием.
8. Остров «Ловкие пальчики»
9. Су-Джок» Давайте ребята отдохнем: посидим на берегу, на песочке, поиграем с камушками. Дети садятся на подушки. Чтобы чётко говорить нужно с пальцами дружить. Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.
“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю
Взад-вперёд его качу, вправо, влево
Как хочу! Танцевать умеет танец!
На мяче мой каждый палец!
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю,
Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет.
Вот я фокусник какой!”
9. Песочная терапия.
А теперь сядем за столы и поиграем с песком.
Но прежде чем мы начнём, вспомним правила работы с песком :
Правила игры с песком
(Предметные картинки с инструкцией по технике безопасности при работе с песком) :
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
3. Нельзя вдыхать песок
4. При игре с песком и после работы с ним у детей всегда должны быть чистые руки и носики.
Поэтому мы берем влажные салфетки и вытираем руки. А теперь пододвигаем себе подносы с песком и начинаем выполнять упражнения:
-Ребята, возьмите в руки баночки с песочком. Насыпьте песочек в кулачок и потихоньку высыпайте его на поднос.
Вот как он с нами разговаривает — с-с-с-с-с!
А теперь руками разровняйте его по подносу, погладьте его. Какой он (сухой или мокрый, теплый или холодный).
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой.
А теперь пощекочем двумя руками.
Слышите, как песочек смеется?
Ему это понравилось. Он хочет с вами поиграть.
Игра «Необычные следы» Ребята, давайте оставим следы на песке.
- «идут медведи» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
- «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
- «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях :
- «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)
Ребята, посмотрите на свои ладошки. У вас на руках остались песчинки. Потрите ладошки друг о друга, а теперь влажными салфетками.
10. Остров «Скороговорок».
- Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! Мы плывем к острову «Скороговорок». Посмотрите на экран. Кто изображен на картинке? (мыши) О них есть такая скороговорка: «Шесть мышат в шалаше шуршат».
Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Ш)
Давайте медленно и четко произносим в каждом слове звук (Ш).
Теперь скороговорку расскажем шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.
Проговорите скороговорку медленно, как будто вы спрашиваете, а потом быстрее. (Индивидуальные и хоровые ответы).
Скороговорка произносится на выдохе в быстром темпе 2-3 раза, без запинки.
Молодцы ребята, со всеми заданиями справиться смогли! Корабль с якоря снимаем.
11. Чтение стихотворения Петра Синявского «Штранная иштория»
- У нас по курсу (смотрит в бинокль) бухта, где произошла «штранная история» (слайд) Встретил жук в одном лесу Симпатичную осу. – Ах, какая модница! Пожвольте пожнакомиться. Увазаемый прохозый, Ну на сто это похозе! Вы не представляете, Как вы сепелявите! И красавица оса Улетела в небеса. Штранная гражданка, Наверно, иноштранка. Жук с досады кренделями По поляне носится. – Это ж надо было так Опроштоволоситься!
- Дети вам понравилось это стихотворение и почему? (интересное и смешное). Ребята, давайте исправим звуки в словах, которые неправильно произносил жук. Как правильно сказать слова «пожвольте пожнакомиться».? Нам было смешно – когда жук говорил неправильно. Если говорить слова неправильно, тебя могут не понять другие и над тобой могут смеяться. Вот, что бывает, когда звуки речи не правильно произносят, поэтому следить за правильным звукопроизношением! Давайте вспомним правило : Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад.