Ольга Овсиенко
Путешествие в прошлое одежды
Программные педагогические задачи: познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
Публикация «Путешествие в прошлое одежды» размещена в разделах
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Одежда, обувь, головные уборы
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Планируемые результаты: проявляет интерес к прошлому; активен в беседе об изменениях и преобразованиях одежды человека в разное время; использует знакомые и новые слова в речи.
Словарная работа: лен, хлопок, ткацкий станок, веретено.
Подготовительная работа: рассматривание одежды, ее частей, беседа об их назначении; чтение книги М. Константиновского «Как ткани ткут и нитки прядут», рассказов об одежде из энциклопедии для малышей «Чудо – всюду».
Материал к занятию: детская одежда для выставки, кукла в одежде из шкуры, картинки с изображением человека в одежде из натуральных тканей (лен, хлопок, тутовый шелкопряд, ткацкий станок; для каждого ребенка для опыта – вата, веретено, лупа, кусочек ткани (льняной, шелковой, шерстяной).
Содержание деятельности
Выставка одежды для детей : платье, колготки, куртка, пальто, майка, шуба, кофта, трусы, брюки, юбка и др.
Воспитатель. Посмотри скорей вокруг:
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шуб, пальто,
Шляпок, кофточек, манто.
– Кто же это все придумал? (Человек.) Что все это? (Одежда.) Посмотрите друг на друга, какая у вас красивая одежда. Какой бывает одежда? ( Разной: зимней, осенней, летней, спортивной и др.)
– Одежда зависит от погоды? От чего она еще может зависеть? (От места работы человека, от профессии.) Всегда ли люди носили такую красивую одежду?
– Сегодня я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое одежды. Давайте немного вспомним об истории человечества на Земле.
– Когда-то, давным-давно, на нашей планете климат был очень теплым, людей было мало, и обходились они без одежды. Но жизнь менялась, и человек все больше исследовал, изучал, узнавал новое. Используя растения, он придумал свою первую одежду : набедренную повязку из листьев (показывает картинку).
Если ж солнце греет жарко,
Нет мороза круглый год,
Он из фиговых листочков
Сшить себе одежду смог.
Даже пригоршня соломы
Стать одеждою могла,
В ней ходили люди дома,
Вот такая жизнь была.
– Мог ли дома человек носить такую одежду? Почему?
– Жизнь на земле изменялась, постепенно менялся и климат, становилось холоднее. Человек добыл огонь, стал жить в пещерах, но и они не спасали от холода. Люди не сидели без дела. Они охотились на животных. Умный человек придумал, что шкура животного может стать одеждой, и люди научились шить одежду из шкур животного, сшивая ее костяными иглами. Они даже умудрялись украшать ее бусинами из цветных камешков или раковин с дырочками посредине. (Показывает картинку.)
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
– Как вы думаете, удобна ли была одежда из шкуры животного? Почему? (Плохо держится, тяжелая, летом в ней жарко, намокает, долго сохнет.)
– Прошло много времени, прежде чем человек научился изготовлять ткань из стебельков растения. Это был лен. Ткань изо льна стала заменять одежду из шкур. Она была прочная, но очень дорогая.
Показывает картинку или гербарий «Стебельки льна».
– Лен жары не терпит, растет в холоде, очень красиво цветет. Когда лен отцветает, его подсушивают, а затем обрабатывают, расчесав стебельки на волокна. Из этих волокон и прядут льняные нити.
Показывает коллекцию «Лён».
– Так появилась уже прочная и вместе с тем длинная одежда. Древние египтяне и римляне носили рубашки (короткие и длинные туники) и тоги (кусок ткани, которым они обертывались вокруг тела). (Показывает иллюстрации.)
– Манера людей одеваться меняется в зависимости от времени, в котором они живут.
– Умный человек узнал, что из растения хлопок тоже можно изготовлять одежду – хлопчатобумажную. Человек – творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут.
– Давайте проведем эксперимент – перед вами… Вата. Вата – это хлопок, только очищенный. Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами – вот так, но при этом чуть растягивайте.
– Что получается? Нить. (Показывает коллекцию «Хлопок».)
– Не очень ровная, но зато настоящая хлопчатобумажная нить.
– Так специальные машины, ткацкие станки скручивают нить, переплетают поперечную нить с продольной, и получается ткань.
– Посмотрите на ткань через увеличительное стекло. Что видите? (Нити переплетены.)
– Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Затем человек изобрел шелковую нить. Но ее прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую назвали тутовым шелкопрядом. Об этом вы подробно узнаете в школе.
– Так что же было в прошлом в одежде человека?
– А сейчас вспомним сказки и проведем мини-викторину. Кто ответит верно, получит приз.
Мини-викторина «Сказочная одежда».
1. Какому сказочному герою принадлежит эта одежда? Женщина, закутанная в белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта и ее одежда были из ослепительного и сверкающего льда. (Снежной королеве. Г. -Х. Андерсен.)
2. Самый добрый и бесстрашный человек. Носил докторский халат, белую шапочку, на носу очки. Кто он? (Айболит. К. И. Чуковский.)
3. Какой персонаж ходит в красной шубе с белым воротником раз в год, носит валенки, шапку, а нос и щеки у него всегда красные от мороза? (Дед Мороз.)
4. Кто был набит соломой? (Страшила из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
5. Одет он прелестно – в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого этот кафтан цвета: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря, куда он повернется. Кто это? (Оле-Лукойле. Г. -Х. Андерсен.)
6. Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Премудрая. «Царевна-лягушка».)
7. На ком было зеленое пальто, на поясе болтались щипцы, крючки, шпильки? В руках он держал жестяную банку и сачок. (На Дуремаре из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
8. Для кого появилась эта одежда? Чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненько, было грязненько из-за того, что она жила за печкой и спала на углях. И вот появилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное, красивое платье. (Для Золушки. Ш. Перро.)
9. Какой герой носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)
Другой вариант этого этапа занятия.
Предложить детям создать любую одежду для бумажной куклы, став художником-модельером, или вырезать по контуру одежду для куклы и нарядить ее. Затем устроить показ мод.
Показ моделей одежды «Для вас, дети».
• Повседневная одежда.
• Одежда для физкультуры (длинная и короткая).
• Одежда для занятий на лыжах.
• Одежда для занятий в бассейне.
• Одежда для праздников.
– Ребята, вам понравилось сегодня заниматься? О чем мы говорили?
– Спасибо за работу, в память о сегодняшнем занятии я дарю вам модели одежды для кукол.